Международные законы о страховании

Главная / Международные законы о страховании

Международные договоры

Комментарий к статье 36 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Международные договоры

1. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

Международный договор Российской Федерации — международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее — иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Комментируемая статья, основываясь на положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», устанавливает приоритет норм международных договоров по сравнению с нормами национального законодательства о страховании: если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о страховании, то применяются правила международного договора.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что Российская Федерация является правопреемницей по международным договорам бывшего СССР. По крайней мере, что касается заключенных СССР в период его существования международных договоров, не утративших своей силы на момент распада Союза ССР, то Министерством иностранных дел РФ было сделано заявление, в соответствии с которым Российская Федерация уведомила иностранные государства о своем правопреемстве в отношении международных договоров. В ноте, направленной Министерством иностранных дел РФ главам дипломатических представительств в Москве (от 13 января 1992 г.), и аналогичном письме N 11/Угп, датированном тем же числом, было сказано, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР. Исходя из этого, Правительство РФ будет выполнять функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам вместо Правительства Союза Советских Социалистических Республик. Министерство иностранных дел РФ также высказало просьбу рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР. Отсюда и возникло понятие «государство-продолжатель СССР». С такой концепцией согласилось и мировое сообщество, и участники Содружества Независимых Государств. Подобного рода заявление было продиктовано прежде всего тем, что традиционное правопреемство государств по отношению к России не вписывалось в систему международных отношений, затрагивающих такие важные проблемы, как безопасность, сокращение вооружения, участие в международных организациях. Обычный статус правопреемника не мог удовлетворить ни саму Россию, ни вновь образованные государства, ни международное сообщество. Кроме того, правопреемство не распространяется на членство в международных организациях (СССР на момент распада был и участником ООН, и членом СБСЕ), в связи с этим России пришлось бы вновь вступать в них. Сделанное Российской Федерацией заявление разрешило многие проблемные вопросы. Россия официально приняла на себя основные права и обязанности бывшего СССР, заняв тем самым его место в международной системе.

Помимо вышеуказанного заявления Министерством иностранных дел РФ на имя Генерального Секретаря ООН была направлена нота от 26 декабря 1991 г. «О продолжении участия Российской Федерации вместо СССР в ООН, ее органах и международно-правовых документах» (см. ноту постоянного представительства Российской Федерации при ООН от 27 декабря 1991 г. N 1089/н). В этой ноте МИД России сообщил о том, что участие СССР в Организации Объединенных Наций, всех ее органах, а также во всех заключенных в ее рамках или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах, включая Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г., продолжается Российской Федерацией. В связи с этим в ООН вместо названия «Союз Советских Социалистических Республик» должно использоваться наименование «Российская Федерация». Далее было изложено, что Российская Федерация в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязанности СССР в ООН, включая финансовые обязательства. МИД России также уведомил, что настоящая нота является свидетельством полномочий представлять Российскую Федерацию в органах ООН всем лицам, имеющим в данное время полномочия представителей СССР в ООН.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).

2. С государствами — участниками СНГ в сфере пенсионного и медицинского страхования Россией заключены, в частности, такие международные договоры:

1) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.);

2) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.);

3) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Ашхабад, 24 декабря 1993 г.);

4) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о медицинском страховании граждан Российской Федерации, временно находящихся в Украине, и граждан Украины, временно находящихся в Российской Федерации (г. Москва, 28 октября 1999 г.);

5) Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (г. Минск, 15 марта 2011 г.).

27 марта 1992 года в городе Алма-Ате (Республика Казахстан) в соответствии с Соглашением, подписанным главами парламентов-учредителей была создана Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) — консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес. Основное внимание в своей деятельности МПА СНГ уделяет вопросам, связанным со сближением и гармонизацией законодательств государств — участников СНГ. Результатом этой работы являются принимаемые МПА СНГ модельные законодательные акты и рекомендации, при создании которых учитывается опыт парламентов стран Содружества и международных парламентских организаций.

Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ представляют собой адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. Поэтому принятие парламентами стран СНГ национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ не только обеспечивает гармонизацию и сближение законодательств стран Содружества, но и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права.

В рамках деятельности МПА СНГ были разработаны, в частности:

1) Модельный закон о государственном социальном страховании (принят в г. Санкт-Петербурге 6 декабря 1997 г. Постановлением 10-4 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ), который в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права определяет правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, являющегося частью системы социального обеспечения, организованной государством в интересах застрахованных с целью обеспечения государственных гарантий от возможных последствий социальных и/или профессиональных рисков. Государственное социальное обеспечение заключается в материальном обеспечении застрахованных лиц, оказании им социальной, медицинской и реабилитационной помощи;

2) Модельный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 г. Постановлением 11-7 на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ), который устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных данным Законом случаях.

По решению Совета глав правительств СНГ были созданы: Межгосударственный координационный совет руководителей органов страхового надзора государств — участников СНГ (решение принято в г. Тбилиси 3 июня 2005 г.). Основными задачами Совета являются:

1) реализация Концепции координации страховой политики государств — участников Содружества, утвержденной решением Экономического совета СНГ от имени Совета глав правительств СНГ от 19 декабря 2003 года;

2) принятие мер по гармонизации страхового законодательства в государствах — участниках СНГ согласно принципам и стандартам Международной ассоциации страховых надзоров;

3) активизация взаимодействия и взаимопомощи органов страхового надзора государств — участников СНГ;

4) подготовка предложений по совершенствованию страховых систем государств — участников СНГ;

5) определение приоритетов создания общего страхового пространства на территории Содружества, гармонизированного в соответствии с рекомендациями международных финансовых организаций и требованиями межгосударственных соглашений, принятых в рамках Содружества;

6) разработка мер по обеспечению обмена опытом, информацией и эффективного контроля за страховыми рынками государств — участников СНГ;

7) содействие установлению взаимовыгодных связей между страховыми организациями государств — участников СНГ и формирование механизмов сотрудничества;

8) координация действий по формированию механизма противодействия страховому мошенничеству, недобросовестной конкуренции, умышленному банкротству страховщиков.

Совет в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

  • разрабатывает предложения по совершенствованию национального законодательства государств — участников СНГ в страховой сфере с учетом рекомендаций Международной ассоциации страховых надзоров и других международных организаций;
  • принимает участие в подготовке межведомственных соглашений, относящихся к компетенции Совета;
  • разрабатывает предложения по основным направлениям страховой политики государств — участников СНГ;
  • подготавливает предложения и организует реализацию мер по созданию и развитию страхового рынка Содружества;
  • разрабатывает и принимает в установленном порядке решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
  • рассматривает позиции и предложения государств — участников СНГ и национальных объединений страховщиков и страховых организаций и компаний по вопросам страховой политики;
  • осуществляет взаимодействие с органами СНГ, ведомствами и организациями государств — участников СНГ в пределах своей компетенции;
  • проводит анализ состояния страховых рынков государств — участников СНГ;
  • содействует формированию инфраструктуры страхового рынка;
  • участвует в подготовке проектов международных договоров в страховой сфере.
  • 3. 27 ноября 2009 г. в г. Минске государства — члены Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) (в т.ч. и Россия, как одна из его участниц) подписали Протокол о создании общего страхового рынка государств — членов Евразийского экономического сообщества. Целями данного Протокола являются создание общего страхового рынка сторон, разработка и принятие в рамках ЕврАзЭС мер по защите прав и интересов участников общего страхового рынка.

    В целях указанного Протокола общий страховой рынок — часть экономического пространства, ограниченная территорией сторон, где законодательством сторон гарантируются соблюдение и защита прав и интересов всех участников страховых рынков сторон; участники общего страхового рынка — страховые (перестраховочные) организации, страховые агенты и брокеры, актуарии, страхователи, а также иные лица, определенные в соответствии с законодательством каждой из сторон; потребитель страховой услуги — страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, страховой интерес которых выступает объектом страховой защиты.

    В соответствии с положениями Протокола стороны принимают согласованные меры по созданию общего страхового рынка; регламентируют деятельность органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности; внедряют единые подходы к системе перестрахования рисков страховыми организациями сторон; гармонизируют законодательство сторон, регулирующее страховую деятельность. Создание общего страхового рынка осуществляется поэтапно с учетом сложившихся макроэкономических условий каждой из сторон. Перечень приоритетных задач каждого этапа и сроки их реализации устанавливаются по согласованию сторон.

    В целях создания общего страхового рынка стороны реализуют комплекс задач, направленных на гармонизацию законодательства сторон, регулирующего страховую деятельность, формирование общей системы страховой защиты прав и интересов участников общего страхового рынка сторон, а также разработку единых требований к проводимой сторонами государственной политике в области регулирования страховых рынков и надзора за страховой деятельностью. В этих целях стороны:

    1) приводят положения законодательства сторон, регулирующего страховую деятельность, в соответствие с требованиями международных стандартов и международной практики страхового надзора;

    2) координируют свои действия, в том числе посредством совместных действий по надзору за деятельностью расположенных на территории одной стороны дочерних страховых (перестраховочных) организаций, учрежденных страховыми (перестраховочными) организациями другой стороны;

  • общие принципы лицензирования страховых (перестраховочных) организаций;
  • общие подходы к осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • единые требования к порядку формирования уставного капитала страховых (перестраховочных) организаций;
  • единые требования к формированию страховых резервов;
  • единые требования к классификации видов (классов) страхования;
  • единые требования по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;
  • единые принципы определения требований к платежеспособности и финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций;
  • единые требования к порядку передачи рисков в перестрахование нерезидентам сторон.
  • Координация работы по реализации настоящего Протокола возлагается на Совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.

    В рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Россией также подписаны:

    1) Соглашение о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического сообщества (г. Душанбе, 27 апреля 2003 г.). В соответствии с данным Соглашением стороны, обладая полной независимостью в вопросах реализации государственной политики в области страхования, принимают совместные меры по:

  • гармонизации нормативно-правовой базы сторон, регулирующей и обеспечивающей деятельность страховых организаций с учетом интересов страхователей и иных заинтересованных лиц;
  • установлению и развитию деловых контактов и взаимодействию между страховыми организациями сторон;
  • оказанию помощи страховым организациям в создании межгосударственных и национальных объединений страховщиков;
  • совместной выработке и обеспечению эффективной деятельности механизмов проведения сострахования и перестрахования в рамках Евразийского экономического сообщества;
  • разработке форм и методов взаимодействия между органами страхового надзора и регулирования страховой деятельности;
  • совершенствованию порядка лицензирования деятельности, осуществляемой страховыми организациями;
  • сотрудничеству в области создания единой информационно-статистической базы для органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности, обмену опытом в области создания и функционирования информационных систем, используемых в деятельности этих органов, страховых организаций, и объединений страховщиков;
  • сотрудничеству и обмену опытом в области обучения, переподготовки и повышению
  • квалификации кадров органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности государств-членов ЕврАзЭС на базе учебных заведений, научно-исследовательских и учебных центров Сторон, а также проведению совместных научных исследований, научно-практических конференций и семинаров по актуальным вопросам страховой деятельности.
  • Для координации взаимодействия по реализации указанного Соглашения стороны создают при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества Совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности;

    2) Соглашение об обмене информацией между органами страхового надзора и регулирования страховой деятельности государств — членов ЕврАзЭС (г. Бишкек, 30 сентября 2004 г.). По данному Соглашению стороны оказывают друг другу, в соответствии с законодательством их государств, всемерное содействие в исполнении ими их контрольных и надзорных функций и гармонизации законодательств государств — членов ЕврАзЭС, регулирующих деятельность на рынках страховых услуг. В соответствии с данным Соглашением запрашиваемая сторона предоставляет доступ к имеющейся в ее распоряжении информации запрашивающей стороне. В содействии стороне может быть отказано в случае:

    а) если исполнение запроса противоречит государственному суверенитету, безопасности, экономическим интересам запрашиваемой стороны;

    б) если запрос или его исполнение противоречит условиям настоящего Соглашения;

    в) если в отношении лиц, по которым направлен запрос, возбуждено уголовное дело или они привлечены к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны по тем же основаниям, которые указаны в запросе;

    г) если исполнение запроса противоречит законодательству запрашиваемой стороны в части раскрытия охраняемой законом тайны.

    В случае запроса информации о конкретных лицах или в случае, когда процессуальные нормы не позволяют передавать информацию о совершенных правонарушениях, запрашиваемая сторона предпримет все необходимые шаги в целях оказания содействия запрашивающей стороне. В случае наличия препятствий для предоставления соответствующей информации, стороны будут проводить консультации.

    По любому запросу о содействии информация будет предоставляться в соответствии с законодательством государства запрашиваемой стороны. Отказ в содействии не отменяет права сторон на проведение консультаций. Стороны без направления запроса передают друг другу имеющуюся у них информацию, которую считают полезной для исполнения другой стороной своих функций и в целях, указанных в сообщении, сопровождающем предоставление этой информации. Положения указанного Соглашения применяются, если сторона, предоставляющая информацию, указывает, что она предоставляется в соответствии с этим Соглашением. Информационный обмен в рамках данного Соглашения осуществляется в письменной форме, а также в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством государств — членов ЕврАзЭС.

    Международной организацией труда (МОТ) в области социального страхования принято солидное количество конвенций, например, Конвенция N 24 МОТ «О страховании по болезни трудящихся промышленных и торговых предприятий и домашней прислуги» (принята в г. Женеве 15 июня 1927 г. на 10-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 25 МОТ «О страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве» (принята в г. Женеве 15 июня 1927 г. на 10-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 35 Международной организации труда «Об обязательном страховании по старости трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги» (принята в г. Женеве 29 июня 1933 г. на 17-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 48 МОТ «Об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи» (принята в г. Женеве 22 июня 1935 г. на 19-ой сессии Генеральной конференции МОТ); Конвенция N 56 Международной организации труда «О страховании моряков по болезни» (принята в г. Женеве 24 октября 1936 г. на 21-ой сессии Генеральной конференции МОТ) и другие, однако Российская Федерация не является их участницей.

    www.strahyi.ru

    Правовая база по страхованию

    Общестраховое законодательство

    • Гражданский Кодекс РФ Глава 48. «Страхование»
    • Закон РФ №4015-1 от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013).
    • Гражданский Кодекс РФ Глава 59. «Обязательства вследствие причинения вреда».
    • Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

    • Закон РФ №40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО) — (ред. от 23.05.2016).
    • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Правила ОСАГО)
    • Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Тарифы по ОСАГО)
    • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» (Безлимитный Европротокол)
    • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (Методика)
    • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (НТЭ)
    • Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3385-У «О требованиях к соглашению о прямом возмещении убытков и порядку расчетов между его участниками» (Требования к ПВУ)

    Старые редакции нормативно-правовых актов (действуют для договоров ОСАГО, заключенных по 10.10.2014:

  • Закон РФ №40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО) — (ред. от 28.07.2012).
  • Постановление правительства РФ №263 от 7 мая 2003 г. «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Правила ОСАГО) — (ред. от 26.08.2013).
  • Приказ Министерства финансов РФ №67н от 1 июля 2009 г. «Об установлении формы заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования» (формы Заявления о страховании, Полиса и Сведений об ОСАГО) — (ред. от 20.01.2013).
  • Постановление правительства РФ №739 от 8 декабря 2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (Тарифы по ОСАГО) — (действуют до 10.10.2014).
  • Приказ МВД России от 1 апреля 2011 г. N 154. «Об утверждении формы Справки о дорожно-транспортном происшествии» (Справка о ДТП) — (ред. от 01.04.2011).
  • Приказ МВД России от 23 мая 2008 г. N 449. «Об утверждении формы бланка Извещения о дорожно-транспортном происшествии » (Извещение о ДТП) — (ред. от 15.08.2008).
  • www.znay.ru

    Международное страхование

    Процессы глобализации мировой экономики повышают роль международного страхования, как важного фактора стабильности. Заключение договора о международном страховании – ответственный момент, требующий определенных знаний в данной области.

    Что такое международное страхование

    Специализированные источники определяют международное страхование как социально-экономическую систему, которая отвечает за формирование из страховых взносов специальных фондов, предназначенных для оплат по страховым случаям в связи с существующими экономическими и внешнеполитическими рисками.

    Данная формулировка имеет существенные недостатки, а именно:
    — не является конкретной;
    — сужает область применения международного страхования до покрытия рисков.
    Трактовку этого понятия, как страхования только для случаев внешнеэкономической деятельности, можно сравнить с термином «иностранное страхование», который применялся в СССР. Чтобы адаптировать определение «международное страхование» к современным условиям, нужно произвести уточнение принципов, на основании которых сделка может быть отнесена к сфере международных отношений. Международная правовая система относит к международным те контракты, которые могут регулироваться несколькими национальными правовыми системами. Исходя из такого подхода, основным принципом применения международного страхования к сделке является резиденство сторон страховых случаев.

    Следовательно, международное страхование представляет собой оказание услуг страхования при сделках между участниками с различной национальной регистрацией.

    Какие есть виды международного страхования

    По организационному и правовому признакам различают четыре группы международного страхования:

    1) Прямые международные договорные операции. В этом случае держатель полиса из одного государства оформляет страховой договор со страховой компанией из другой страны. Заключение таких договоров может осуществляться как с головным офисом страховой компании, так и с брокерами.

    2) Прямые страхования предполагают заключение страховых договоров непосредственно за рубежом. Эти случаи имеют место при отсутствии национального рынка страхования, при явных финансовых преимуществах (более высокие объемы покрытия, лучшие тарифы и т.д.), а также в ситуациях юридического принуждения (на основании контрактов по условиям СИФ), или обязательного страхования экспортера в зарубежной страховой компании, определенной импортером.

    3) Посреднические страхования включают оформление договоров дочерними предприятиями страховых компаний, которые являются самостоятельными юрлицами за рубежом.

    4) Перестрахование. В эту группу входят договора страхования одного страховщика всех обязательств или их части в другой страховой компании, которая является перестраховщиком.

    Какие различают сферы международного страхования

    1) Транспортное страхование. Международная практика транспортного страхования играет важную роль не одну сотню лет. Родоначальником страховых соглашений в этой сфере стали морские страхования.

    2) Морское страхование – включает соглашения по страхованию груза, фрахта, кораблей, а также ответственности владельцев судов перед третьими лицами.
    Основанием для оформления договора при страховании судов служат такие условия, как «страхование с ответственностью за гибель и повреждение», «с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спасению», «с ответственностью за повреждение судна» и так далее.

    Страхование фрахта (freight в переводе с английского — груз) – оформление страховых договоров на оплату за перевозку грузов. В таких договорах страхователем могут быть собственники груза, владельцы судов или обе стороны вместе. Подобные страховые условия обычно являются составной частью страхования грузов.
    Оформление договора страхования груза — «карго» — производится на отдельную транспортировку указанного груза, или временной период. Международная транспортировка грузов морским путем осуществляется на стандартных условиях, которые описывают правила страхования грузов. Условия морских перевозок определены международными правилами Инкотермс-2010. Цель таких правил состоит в установлении единых международных норм по трактовке основной терминологии, используемой в международных контрактах купли-продажи. В список самых употребляемых терминов входят:
    — CIF — стоимость, страхование и фрахт (cost, freight) — включает обязанность продавца по транспортировке (погрузке) груза в порт отгрузки, его оплате, фрахту и страхованию морских рисков;
    — FOB — франко-борт (free on board) – включает обязанности продавца по погрузке товара на борт судна, обязанности покупателя по фрахту и страхованию груза на время перевозки. Ответственность за груз переходит к покупателю с момента пересечения борта судна;
    — FAS — франко вдоль борта судна (free along side) — включает обязанности продавца и покупателя на условиях FOB. Однако ответственность за груз переходит к покупателю после доставки груза на причал к борту судна;
    — CAF — стоимость и фрахт (cost and freight) — включает обязанности продавца по заключению за свой счет договора морской перевозки и доставке груза на борт судна, обязанности покупателя по страхованию груза.

    • Страхование грузов в международной торговле
    • 3) Автотранспортное страхование. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по «Зеленой карте», которое представляет собой договор страховых операторов нескольких государств о взаимопомощи по возмещению убытков. Название «Зеленая карта» происходит от цвета первого полиса, который удостоверяет такие правоотношения в области страхования.
      Аналогично гражданской ответственности автовладельцев, в системе МС существует такое страхование, как ответственность воздушных перевозчиков за вещи, сданные пассажирами в багаж; за вред, нанесенный третьим лицам, а также ответственность морских и речных перевозчиков, предусматривающая страхование столкновений судов, либо нанесение ущерба экологии загрязнением нефтью.

      4) Страхование финансово-кредитной сферы. Субъекты международной экономической деятельности подвержены разнообразным рискам, которые могут быть связаны с такими факторами, как:
      — корректировка стоимости продукции после оформления договора;
      — отказ импортирующего предприятия принимать продукцию, при котором наибольшие риски возникают при сделке по документарному инкассо;
      — финансовые махинации и злоупотребления, курсовые колебания;
      — потеря покупателем платежеспособности;
      — инфляционные и дефляционные процессы.

      В перечне рисков внешнеэкономической деятельности особое место занимают убытки, связанные с колебаниями соотношения стоимости валюты займа к платежной валюте в период между получением кредита и приходом средств по международному контракту.

      Какие документы оформляют в рамках международного страхования

      Договор страхования – является основным документом, на котором базируется весь комплекс взаимодействий страхователя и страховой компании. В нем определены такие моменты, как страховые суммы (премии), предметы (объекты) договора, формы возмещения ущерба, обязательства (права) страховщика/клиента, а также другие важные вопросы. Страховое соглашение может быть оформлено в виде обычного или генерального договора. Последний вариант используется для страхования стандартизированных рисков.

      Правила страхования – включают обычные страховые условия по определенному страховому продукту. В них содержатся пункты, не входящие в основное страховое соглашение, но являющиеся обязательными для выгодополучателя в том случае, когда в основном документе определено действие таких правил, а сами они приложены к полису страхования, либо размещены на его обратной стороне. Фирма страхователь получает возможность опираться на страховые правила при отстаивании своих прав, если ссылка на них присутствует в страховом полисе.

      Разработка страховых правил производится фирмой страховщиком, после чего для новых видов страхового продукта они передаются для лицензирования в соответствующие инстанции, осуществляющие страховое регулирование, либо осуществляется простое уведомление такой инстанции для правил по видам страхования, на которые лицензия была поручена ранее. В дальнейшем страховые полисы разрабатываются на базе страховых правил, поэтому не могут противоречить последним.

      Страховой полис – документ, удостоверяющий наличие принятия страхового риска. Он включает сроки действия соглашения, определяет его объект (важно для генерального страхового договора) конкретизирует риски, размеры выплат и премий. В полисе также представлены важнейшие положения страхового договора. Этот документ удостоверяет сам факт заключения страхового договора и подлежит строгой отчетности. Каждому страховому полису присваивается отдельный номер, нанесенный типографской печатью. Стороны получают по одному экземпляру того документа.

      Страховой акт — описывает факт и причины страховых случаев. В этом документе отражаются объемы и виды ущерба, полученного в страховых случаях, расчеты сумм возмещения. На основании страхового акта принимается решение о выплате. К нему прилагается полный набор документации, служащей основанием для признания определенного факта страховым случаем, оценочные акты, заявления-претензии к виновнику (если такой установлен) для перехода прав требований компенсации. Кроме того, к акту прилагаются извещения страхователя.

      Извещение о страховом случае предоставляется лицом, заключившим договор страхования в страховой фирме в случае наступления страхового случая. Такой документ направляется в письменной форме в сроки, определенные страховым договором (как правило, от 3 до 5 суток с даты наступления страхового случая). Страховое извещение должно содержать данные лица, заключившего договор страхования, номер полиса, описание события, которое привело к страховому случаю, заявляемую сумму возмещения. Страховая фирма, основываясь на полученном извещении, фиксирует ущерб и определяет резервы убытков, которые были заявлены, но не урегулированы. После этого страховщик расследует обстоятельства, приведшие к страховому случаю, и оценивает причиненные в результате этого убытки.

      Заявление о выплате страхового возмещения – включает требования владельца страхового полиса по страховому обеспечению, основанные на предъявленном документарном подтверждении страхового случая, его обстоятельств и суммы полученного убытка. Такое заявление передается владельцу страхового полиса после проведения экспертизы по оценке убытков, а также после того, как собрана вся предусмотренная документация, которая требуется для акта.

      www.iccwbo.ru

      Смотрите так же:

      • Правила оперативно-розыскной деятельности Курс основ оперативно-розыскной деятельности Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. Библиотечка студента, курсанта и слушателя В.П. Кувалдин, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ; А.С. Самойлов, доктор юридических наук, профессор, […]
      • Семейный стаж это ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ ознакомиться с инфографикой ознакомитьсяс инфографикой скачать брошюру (297 Кб) Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй […]
      • 400 рф закон Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2018 В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона . Законом 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ("пенсионный […]
      • Реквизиты суда города астана Суды города Астаны Верховный суд Республики Казахстан Адрес: г.Астана, 010000, ул.Кунаева, д.39. Канцелярия: +7 (7172) 747585,z www.supcourt.kz Суд города Астаны Адрес: г.Астана, 010000 ул.Омарова, 57. Тел.: +7 (7172) 710012, e-mail: [email protected], [email protected], […]
      • Закон 196-фз от 10121995 Охрана труда Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Принят Государственной […]
      • Основное правило степени Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, […]
      • Преступления фсб в россии Преступления фсб в россии ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФСБ Вряд ли есть человек, которому надо объяснять, для чего существуют так называемые "компетентные органы". И, тем не менее, в разные времена органы безопасности в России выполняли разные функции. Но две из них оставались неизменными - […]
      • Калининская опёка Калининская опёка Региональный оператор банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Моисеева Марина Николаевна. Телефон: ( 8352) 64-21-83 Начальник отдела охраны детства администрации Калининского района г.Чебоксары Иванова Валентина Ивановна. Телефоны: […]