Материнский капитал проблемы в получении

Главная / Материнский капитал проблемы в получении

Материнский капитал: проблемы регулирования

За последние годы в Российской Федерации сложилась непростая демографическая ситуация, вызванная снижением рождаемости. Ее причинами стали и проблемы, связанные со сложностью или невозможностью совмещения женщиной трудовой деятельности с заботой о доме и семье, а как следствие, недостаток финансовых средств и слабая государственная поддержка женщин, ухаживающих за детьми до достижения ими трехлетнего возраста, и финансово-экономический кризис в стране. Среди наиболее значимых проблем для семьи, препятствующих принятию решения о рождении детей, выявленных перед принятием мер в данной области государственными органами в результате проведенных исследований и опроса населения, можно назвать три: во-первых, с появлением ребенка остро встает вопрос об увеличении жилищной площади; во-вторых, вызывает обеспокоенность возможность получения детьми достойного образования, в том числе высшего, которое чаще всего является платным; и, в-третьих, волнует вопрос пенсионного обеспечения женщины в старости, поскольку она занимается воспитанием детей значительную часть жизни, и отчисления на накопительную часть пенсии проводятся нерегулярно.

Таким образом, возникла острая необходимость в принятии срочных и действенных мер по стимулированию рождаемости в Российской Федерации и государственной поддержке семей. Важным шагом в данном направлении стал вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон о мате ринском капитале), устанавливающий в качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возможность использования материнского (семейного) капитала с целью создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Указанным законом в РФ была введена принципиально новая мера поддержки семей с детьми, направленная на стимулирование рождаемости – материнский (семейный) капитал, который составляют средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных указанным Федеральным законом.[1, ст. 2] Эта дополнительная мера государственной поддержки, начиная с 1 января 2007 года и по 31 декабря 2016 года [2, ст. 13], предназначена семьям при рождении или усыновлении второго, третьего ребенка (или последующих детей) при условии, если они не воспользовались ею ранее. Документом, подтверждающим право на получение средств материнского (семейного) капитала, является сертификат государственного образца, который выдается конкретному лицу.
Сумма материнского капитала в 2007 году составляла 250 000 рублей, но она ежегодно индексируется государством с учетом уровня инфляции и устанавливается Федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, в 2008 году она составляла 276 250 рублей, в 2009 году увеличилась до 312 тысяч 162 рублей 50 копеек, а с 1 января 2010 года она равна 343 278 рублям.
В связи с тем, что данный опыт является новым для РФ, мы столкнулись с множеством вопросов и проблем при реализации права на материнский (семейный) капитал, связанных как с неграмотностью и слабой осведомленностью самих претендентов на материнский капитал, так и с несовершенством Закона о материнском капитале.
В настоящее время уже можно анализировать, какие трудности устранены и какие еще предстоит устранить при реализации права на материнский капитал, т.к. распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться, в основном, не ранее, чем по истечении 3-х лет со дня рождения ребенка, в отношении которого возникло право на эти средства.
Процедура оформления оказалась значительно сложной и требующей прохождения множества формальностей. Родителям после рождения (усыновления) второго, третьего или четвертого ребенка нужно оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении), затем поставить отметку о рождении ребенка в паспорте матери в паспортно-визовой службе, прописать ребенка и оформить ему Российское гражданство.
Только после этого необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства и заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и предъявить следующие документы (или их копии, заверенные нотариусом):
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, место жительства, принадлежность к гражданству;
2) свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных – свидетельство об усыновлении);
3) документ, подтверждающий российское гражданство ребенка;
3) при необходимости документы, подтверждающие смерть родителей (усыновителей), объявление их умершими, лишение родительских прав, совершение умышленного преступления в отношении детей, а также документы, удостоверяющие личность, место жительства и полномочия законного представителя.
Срок рассмотрения заявления составит не более одного месяца с даты его подачи. После этого в течение пяти дней заявителю направляется уведомление, в котором сообщается о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче сертификата), а также дата получения сертификата. После чего остается лишь получить сертификат на материнский (семейный) капитал в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства в день, указанный в уведомлении.
Одной из первых трудностей при подаче заявления на получение сертификата на материнский капитал стало личное присутствие претендента. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 года № 709 «О внесении изменений в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» были внесены соответствующие поправки в Постановление Правительства от 30 декабря 2006 года № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». В результате был разрешен вопрос о возможности направления заявления и документов на получение сертификата на материнский (семейный) капитал через доверенное лицо, им может стать любой гражданин, на которого заявитель оформил у нотариуса соответствующую доверенность. По действовавшим до сих пор правилам заявление на получение государственного сертификата на материнский капитал нужно было приносить в Пенсионный фонд РФ лично или передавать через законных представителей, а, в соответствии с Гражданским кодексом, это весьма ограниченный круг лиц.
Данная поправка существенно облегчила оформление сертификата одинокими мамами или женщинами, проживающими за рубежом. Кроме того, новые правила позволяют направить заявление и копии прилагаемых к нему документов в Пенсионный фонд РФ по почте заказным письмом с уведомлением. В этом случае копии документов также необхо димо заверить нотариально либо, если заявитель живет за границей, в российском консульстве.
Теперь обратиться за сертификатом можно по месту пребывания или фактического проживания. Ранее заявление в Пенсионный фонд необходимо было подавать только по месту жительства (т.е. постоянной регистрации).
Также появилась возможность получить государственный сертификат на материнский капитал по почте. Прежний порядок предусматривал получение документа лично в Пенсионном фонде. Такое упрощение порядка подачи заявления на получение сертификата на материнский (семейный) капитал решило, в основном, проблемы студентов и аспирантов, обучающихся в другом городе, трудовых мигрантов, а также жителей удаленных населенных пунктов и тех, кто живет за пределами Российской Федерации и, в свою очередь, явилось лишь одним из факторов, повлиявших на динамику роста рождаемости.
С 1 января 2007 года по 1 января 2009 года Пенсионным фондом Российской Федерации было принято 936 142 заявлений на получение сертификата на материнский капитал, 882 447 человек этот сертификат получили. Хотелось бы особо отметить, что в 2008 году было выдано на 80% больше сертификатов, чем в 2007 году.
Заявление о распоряжении этими средствами подается в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) ребенка, в отношении рождения (усыновления) которого возникает право на материнский (семейный) капитал. Заявление подается не позднее 1 мая для распоряжения им во втором полугодии текущего года и не позднее 1 октября для распоряжения в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления.
Однако по закону средства материского капитала можно использовать только после достижения ребенком трехлетнего возраста, причем лишь на строго определенные цели. Направлений всего три: улучшение жилищных условий, по лучение образования ребенком (детьми) или формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка (или последующих детей).[3] При этом получить материнский капитал наличными нельзя, допускается только безналичный перевод этих средств. Но все деньги можно как вложить в одно направление, так и разбить их по желанию на две-три части.
Такие жесткие ограничения по расходованию средств материнского (семейного) капитала уже явились поводов для мошенничества. В некоторых российских городах мошенники, пользуясь безграмотностью граждан и малой осведомленностью в данном вопросе, за определенную плату предлагают помощь по переводу сертификата на материнский капитал в наличные деньги.
Однако с ухудшением экономической ситуации в стране правительство внесло в закон некоторые послабления. Теперь с начала 2009 года гражданам предоставлено право использовать средства материнского (семейного) капитал на погашение ипотечного кредита, причем еще до достижения ребенком трехлетнего возраста, и не только женщине, получившей сертификат, но и ее супругу. Соответствующие изменения были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2009 года № 20 «О внесении изменений в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» в Постановление Правительства от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».
В результате устранены два основных препятствия, которые мешали семьям воспользоваться деньгами. Во-первых, теперь направить материнские деньги на погашение ипотечного кредита возможно и в том случае, если договор займа с банком заключал супруг женщины, получившей материнский сертификат [2]. Во-вторых, во многих случаях приобретенное жилье оформлялось на одного отца, поскольку именно он брал кредит. В то же время закон предписывает, что купленное по ипотеке жилье должно быть оформлено в общую собственность всех членов семьи, включая детей и совместно проживающих родственников.[2] Поэтому в Пенсионный фонд нужно будет предоставить письменное обязательство[3] оформить это жилое помещение в общую собственность родителей, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
Данная возможность оказалась достаточно востребованной и необходимой для российских семей. В 2009 году Пенсионный фонд Российской Федерации перечислил более 20 миллиардов рублей на погашение жилищных кредитов из средств материнского капитала. За счет этих средств полностью или частично погасили кредиты почти 75 тысяч российских семей.[4]
В свою очередь, с мая 2009 года лицам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, разрешено получение единовременной выплаты в размере 12000 рублей за счет средств капитала.[5] Для этого необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда и предъявить документы, удостоверяющие личность, место жительства, гражданство лица, получившего сертификат на материнский капитал; заявление; государственный сертификат или дубликат; банковскую справку о реквизитах счета, на который единым платежом в двухмесячный срок будут перечислены деньги. Получить эту сумму могут все владельцы сертификата на материнский капитал и потратить на любые нужды. Однако существуют ограничения в сроках подачи заявления. Так, если право на материнский капитал возникло с 1 января 2007 года по 30 сентября 2009 года, заявление на единовременную выплату необходимо подать не позднее 31 декабря 2009 года, а если данное право возникло с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2009 года, то не позднее 31 марта 2010 года.
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ 13 апреля 2009 года провел парламентские слушания на тему: «Материнский (семейный) капитал: мониторинг правоприменительной практики», в которых приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Общественной палаты, представители общественных объединений и организаций, ученые. В ходе парламентских слушаний обсуждались проблемы, связанные с реализацией Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей,» и были выработаны главные направления его совершенствования в целях усиления мер социальной поддержки семей с детьми, включая направление средств материнского (семейного) капитала на приобретение земельного участка под строительство жилья, что актуально для жителей сельской местности, ведущих жилищное строительство; на капитальный ремонт приобретаемого жилого помещения; на оплату образовательных услуг, оказываемых «семейным детским садом», организованным в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на образование самой женщины, обосновывая это тем, что в связи с ростом конкуренции на рынке труда женщине, родившей (воспитавшей) детей и потерявшей за этот период профессиональную квалификацию, сложно не только устроиться на работу, но и продолжать профессиональную деятельность на том же рабочем месте, а также по другим направлениям.
В средствах массовой информации высказываются и другие мнения относительно целевого использования средств материнского (семейного) капитала. Предлагается использовать его как стартовый капитал для открытия своего малого бизнеса, что могло бы помочь в условиях высокой безработицы начать собственное дело; на лечение детей, включая детей-инвалидов; для погашения кредита на приобретение автомобиля и др. В любом из вышеперечисленных случаев речь идет о расширении списка целей, на которые можно потратить средства материнского капитала. И понятно, что, учитывая сложности, с которыми приходится сталкиваться, вопрос об изменении Закона о материнском капитале стоит остро, хотя даже нельзя еще сказать о полноценном его применении.
Мера государственной поддержки, о которой идет речь в настоящей статье, конечно, не единственная мера, направленная на стимулирования рождаемости. Это лишь дополнительный стимул, цель которого заключается в ликвидации барьеров и повышении социальной безопасности у семей, которые хотят детей.
Тем не менее ожидания, связанные с получением права на материнский (семейный) капитал, наряду с другими мерами поддержки материнства и детства, оправдываются. В 2007 году в стране родилось на 123 тысячи детей больше, чем в предыдущем году. С 33% до 41,2% увеличилась среди всех рожденных доля вторых, третьих и последующих детей. В 2008 году эта доля возросла до 44,2%.[6]
Значение Закона о материнском капитале велико и неоднозначно. Несомненно, что он является одним из важнейших способов стимулирования рождаемости и решения демографической проблемы в Российской Федерации, а с другой стороны, может явиться поводом для мошеннических действий. Поэтому сложность реализации данной меры государственной поддержки семей заключается, главным образом в проблеме исключения или максимально предотвращения ситуации, при которых рождение ребенка становится лишь средством для получения денег.

ПОПОВА Т.В.
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии экономической безопасности МВД России

Библиографический список:

1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Российская газета. 2006. 31 дек. № 276.
2. Постановление Правительства РФ от 04.12.2009 г. №994-ФЗ «О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий». // Российская газета. 2009. 21 янв. Федеральный выпуск № 4831.
3. См. Письмо Федеральной нотариальной палаты 28.01.2009 № 124/05-08 «О порядке нотариального оформления письменного обязательства лица (лиц), в чью собственность оформлено жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала» // Нотариальный вестник. 2009. № 3.
4. //Российская газета. 2009. 3 нояб. Центральный выпуск № 5032 (208).
5. Ст. 10 Федерального закона от 28 апреля 2009 года № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» // Российская газета. 2009. 5 мая. № 78.
6. Мизулина Е.Б. Парламентские слушания на тему: «Материнский (семейный) капитал:
мониторинг правоприменительной практики» от 13 апреля 2009 года. /family/
reportcomm4.htm
The article is devoted to the problems of law enforcement practice of the «Additional measures of state support of the families having children» RF Federal Law provisions dated by December, 29th, 2006 № 256-FZ and «An order of issuing of the state certificate for the parent(family) capital» government decisions dated by December, 30th, 2006 № 873. The explanations concerning applicants for the parent (family) capital, a set of documents necessary for registration of the state certificate confirming the right for receiving it are reviewed in the article. A special attention is paid to existing restrictions on a target use of these means and some argued questions concerning the expansions of the given list. The parent (family) capital, the state certificate for the parent (family) capital, state support measures of families, parent (family) capital means.
Рецензенты:
Сатонина К.А. кандидат юридических наук;
Кузьмина О.Л. кандидат юридических наук.

mamin-kapital.ru

Демография: при нынешнем строе проблема не решается

Идея стимулирования рождаемости в России посредством предоставления многодетным семьям (с двумя и более детьми) так называемого материнского капитала была впервые озвучена в 2006 году, когда в России появились национальные проекты. К слову, пункт о материнском капитале был включен в нацпроект «Демография».

Суть материнского капитала, напомним, сводится к тому, что при рождении (усыновлении) второго (третьего или последующего) ребенка семья получает право на дополнительные меры государственной поддержки, которая изначально, в 2007 году, составляла 250 тыс. рублей, в 2010 году — 343,2 тыс. рублей, в 2011 году — 365,7 тыс. рублей, а в 2014 году, по прогнозам, эта сумма достигнет 420 тыс. рублей. Правда, предоставляется материнский капитал только единожды – при условии, что ранее семья не воспользовалась правом на дополнительные меры господдержки. Кроме того, семья, в которой появился как минимум второй ребенок, может использовать сертификат только при достижении ребенком трехлетнего возраста. Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели:

— получение образования ребенком;
— улучшение жилищных условий (приобретение, строительство и реконструкция);
— формирование накопительной части трудовой пенсии (посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд, Внешэкономбанк, управляющую компанию).

Ежемесячное пособие для одиноких матерей с детьми в России составляет «стремящуюся к нулю величину»

Кстати, так как распоряжаться средствами материнского капитала возможно только по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) ребенка, реальные выплаты семьям начались только с 2010 года. Согласно федеральному закону, принятому в 2010 году, молодая семья, подавшая документы на получение этой помощи, имеет право на единовременную выплату 12 тыс. рублей. Эту сумму можно тратить на любые нужды, не дожидаясь наступления трехлетнего возраста ребенка.

Конечно, в целом идея с материнским капиталом более-менее здравая, к тому же в свое время успешно реализованная в целом ряде стран. Однако парадокс той схемы материнского капитала, которая сейчас реализуется в России, состоит в том, что она исходит скорее из соображений некоей абстрактной чиновничье-бюрократической целесообразности, нежели из реальных потребностей тех семей, которые принимают непростое (в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации) решение родить второго, третьего, а то и четвертого ребенка.

Если бы государство имело возможность выделить на поддержку каждой такой семьи, скажем, несколько миллионов рублей, тогда в перечень расходных статей материнского капитала действительно имело бы смысл включить такие пункты, как погашение ипотечных кредитов, траты на образование родителей, на формирование накопительной пенсии матери, приобретение земельных участков под строительство жилья, капитальный ремонт покупаемой квартиры.

Тем более, как это ни покажется странным нашим чиновникам и депутатам, потребность в пище и одежде у детей также существует, причем не через три года после рождения, а в первые же дни. Но на это у мамы, повторяем, есть только 12 тысяч рублей из материнского капитала! На три года. Что и в каком количестве можно купить на эти деньги, особенно в крупных городах, думается, объяснять не стоит.

Чтобы не быть голословными, приведем ряд конкретных цифр, суммировав все виды помощи, которую государство оказывает семьям, готовящимся к появлению на свет второго, третьего или последующего ребенка.

Итак, в качестве единовременной выплаты им предлагается 12 тыс. руб. из суммы материнского капитала, плюс единовременное пособие по беременности и родам, максимальный размер которого в 2011 году составляет 34 600 рублей (рассчитывается исходя из размера средней заработной платы).

А ежемесячное пособие для одиноких матерей с детьми вообще составляет «стремящуюся к нулю величину» — 1500 рублей (опять же в среднем по России). Но зато на словах все получается очень даже красиво: поддержка многодетных семей, стимулирование рождаемости… Можно гордо заявлять с высокой трибуны: «Мы помогаем многодетным семьям, выделяем каждой из них почти полмиллиона рублей!». А на деле чаще получается не реальная помощь, а пшик.

Здесь необходимо добавить, что для того, чтобы получить сертификат, подтверждающий право семьи на получение материнского капитала, необходимо собрать бумаги, постоять в очередях, пообивать пороги, лицом к лицу столкнуться с чудовищной бюрократической системой России, общение с которой ничего кроме чувства собственной униженности у человека не вызывает. И в данной ситуации уж точно не вызывает желания рожать новых детей. Зачастую скорее наоборот: отбивает такое желание.

www.km.ru

Научно-
образовательный
портал IQ

Одна из самых значимых мер помощи семьям с детьми – программа материнского, или семейного, капитала (МСК), стартовавшая в 2007 году, – все эти годы вызывала немало дискуссий. Необходимость ее сомнению не подвергалась: детство всегда нуждается в особой поддержке. Да и самому государству для простого воспроизводства населения нужно, чтобы в семьях было минимум по два ребенка. Не случайно демографические дивиденды программы, призванной поддержать вторые и последующие рождения, проявились вполне отчетливо (см. статьи «Материнский капитал помог родиться «отложенным» детям» , «Материнский капитал стимулировал бэби-бум на селе» ).

В то же время, сами направления действия программы горячо обсуждаются до сих пор. Жилье, образование детей, пенсия матери – важнейший, но недостаточный список возможных инвестиций, подчеркивали многие эксперты. В связи с этим возникал вопрос: а эффективна ли новая социальная мера?

Сегодня, по прошествии некоторого времени, можно уже детально анализировать результаты действия программы, что и сделала Елена Горина в докладе «Распоряжение средствами материнского капитала: общие проблемы и региональные различия».

Она изучила сведения Пенсионного фонда России о выдаче сертификатов на МСК и распоряжении его средствами с начала действия программы и до 2013 года, а также привлекла микроданные выборочных обследований Росстата. Это позволило представить расклад интенсивности вложения средств капитала по 13 субъектам РФ из семи федеральных округов (Москва и Московская область, Брянская, Воронежская, Вологодская, Самарская, Томская, Амурская области; Краснодарский и Пермский края; республики Татарстан, Бурятия и Северная Осетия).

Часть семей не обратилась за сертификатом

С 2007 по 2013 год обладателями сертификатов стали 4 млн 822 тысяч человек. Насколько велик охват программой населения, позволяют судить данные Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (Росстат провел его в начале 2012 года). Около трети женщин (34%), подходящих по формальным критериям, вообще не подавали заявление на выдачу сертификатов МСК, выяснила эксперт. Причем среди тех, кто не оформлял сертификат, максимальной оказалась доля малоимущих сельских семей – 45% (в городе не подавали заявление 34,6% бедных семей).

С другой стороны, уточняет Горина, объективные данные не подтверждают такого низкого охвата: численность лиц, получивших сертификат за 2007-2013 годы, лишь на 13% меньше численности родившихся за этот период вторых и последующих детей. «Тем не менее, выявленное по социологическим данным неравенство в доступе к получению МСК требует более пристального внимания», – отметила эксперт.

Однако «необращение за сертификатом» – отнюдь не единственная проблема реализации программы. Елена Горина также выделила пассивное владение МСК, постепенное обесценивание средств и накопление отложенных расходных обязательств федерального бюджета.

Условия программы затрудняют вложение средств

Эффективность программы снижает прописанное в ней отложенное распоряжение капиталом, подчеркнула эксперт. За 2009-2013 годы полностью использовали средства МСК 43% владельцев сертификата, еще около 3% потратили только часть денег. В целом по стране пик активности погашения сертификатов пришелся на 2011 и 2012 годы (рисунок 1). В 2013 году прирост доли тех, кто распорядился средствами, сократился.

Рисунок 1. Прирост доли лиц, вложивших средства МСК (полностью или частично), в отдельных субъектах РФ в 2009-2013 гг., % от общей численности лиц, получивших сертификат с 2007 года.

Источник: доклад Гориной Е.А.

Востребовано лишь вложение денег в жилье

Решение «квартирного вопроса» – почти безальтернативный вариант распоряжения материнским капиталом, указывает Елена Горина. На эти цели идут почти все средства. При этом оплата образования детей и формирование накопительной части пенсии матери востребованы мало, поскольку это нужды, отложенные во времени, несрочные.

В итоге на образование детей по регионам пошло от двух до примерно пяти процентов МСК (рисунок 2). В столичной агломерации семейный капитал вкладывался в образование детей наиболее активно (свыше 5%). По мнению эксперта, это связано с большей распространенностью платных услуг.

Рисунок 2. Доля лиц, распорядившихся средствами (или их частью) материнского капитала, по разным направлениям, в отдельных субъектах РФ суммарно за 2007-2013 гг., % от общей численности лиц, получивших сертификат с 2007 года.

Капитал не всегда востребован и на рынке жилья

Ряд факторов ограничивает использование МСК и на рынке жилья.

Во-первых, средства капитала удобно использовать для покупки жилья прежде всего на первичном рынке. На вторичном рынке, особенно в крупных городах, для использования средств МСК открыт лишь определенный сегмент, поскольку на этом рынке преобладают физические лица и альтернативные сделки, в которых затруднительно ждать перечисления средств со счета в ПФР в течение двух месяцев.

Во-вторых, капитал служит весомым вкладом при покупке квартиры только в регионах и населенных пунктах с доступными ценами на жилье. А в больших городах, особенно в столице, МСК оказывается лишь одной из составляющих (и обычно не главной) в общей сумме при покупке жилья.

В распоряжении капиталом, таким образом, существуют региональные контрасты. Наименее активно пользуются средствами капитала москвичи. «На начало 2014 года, по Москве и Московской области средствами МСК полностью распорядились только 12,5% получателей», – констатирует Горина.

Из-за запредельной стоимости жилья и благодаря большим доходам населения в столице по сравнению с регионами активнее привлекаются кредитные средства для сделок с недвижимостью с участием МСК (76%; рисунок 3). Похожие цифры в этой номинации и у Вологодской, Самарской, Томской областей (74%, 73% и 70% соответственно). Но все эти регионы не рекордсмены.

Абсолютным лидером выглядит Татарстан, где доля жилищных сделок с участием МСК, в которых привлекались кредиты, достигает 88%. Это следствие особых институциональных условий, поясняет эксперт, – проводимой в регионе политики широкой поддержки жилищного строительства и кредитования, особенно на селе (впрочем, тут играет роль и национальный менталитет, в котором очень велика ценность собственного дома). В итоге Татарстан лидирует и по интенсивности использования средств капитала: на начало 2014 года 63% получателей полностью погасили сертификаты. В Москве и Московской области аналогичная цифра, напомним, впятеро меньше: 12,5%.

Рисунок 3. Распределение средств МСК по направлениям распоряжения на улучшение жилья, суммарно за 2009-2013 гг. в отдельных субъектах РФ, % от численности лиц, направивших средства на эти цели.

Источник: доклад Гориной Е.А.

В половине из рассмотренных регионов (а это, в основном, регионы с менее благополучной социально-экономической ситуацией, – например, Брянская и Амурская области, республики Бурятия и Северная Осетия) кредиты менее востребованы для решения квартирного вопроса с участием средств МСК, чем в среднем по стране. Большая часть сделок в этих регионах совершается без кредитов по договору купли-продажи (рисунок 3).

В регионах с обилием сельского жилфонда (Краснодарский край, Бурятия, Воронежская область) пользуется спросом и строительство жилья своими силами (до 13% от числа направивших средства на улучшение жилья).

Местная специфика распоряжения средствами

Елена Горина изучила региональные нюансы соотношения численности семей, распорядившихся МСК, и количества домохозяйств, получивших сертификат. «Быстрее всего осваивают средства материнского капитала жители ряда национальных республик, особенно на Северном Кавказе: число использованных за четыре года (2010-2013 годы) сертификатов превышает в 1,3-1,5 раза число выданных, – комментирует исследователь. – Особенности менталитета сочетаются здесь с условиями для развития теневых схем использования средств МСК».

Резко отличаются от этих регионов Москва, Санкт-Петербург и большинство областей Крайнего Севера: там число использованных сертификатов в 2-5 раз меньше числа выданных.

Сертификаты теряют в цене

Размер невостребованных сертификатов по закону ежегодно индексируется. Но с 2012 года фактические темпы прироста суммы МСК отстают от годовых темпов прироста потребительских цен. Тем самым, материнский капитал обесценивается. Между тем, в абсолютном выражении сумма отложенных обязательств федерального бюджета по предоставлению МСК продолжает накапливаться.

Активизировать использование средств семейного капитала можно было бы путем расширения возможностей реализации капитала. Об этом говорят и социологи, и сами семьи, у которых существует спрос на самые разные способы использования средств, подчеркнула эксперт.

Инициативы по корректировке законодательства, касающегося МСК, регулярно поступают в Государственную Думу. Так, в работе текущего созыва было 35 законопроектов, относящихся к этому закону. Чаще других фигурируют предложения о новых способах распоряжения средствами капитала, а также об изменении (уточнении) условий в рамках уже имеющихся направлений (другие идеи – изменение размера МСК, продление срока действия программы и пр.).

При этом большая часть законопроектов предполагают дополнительные затраты бюджета на реализацию программы: либо за счет роста размера социальной поддержки или контингента получателей, либо за счет смещения графика использования МСК. Не удивительно, что новации так и не нашли применения в законе (исключение составили только две поправки, уточняющие правила распоряжения средствами). Аргументы для их отклонения были связаны не только с размером бюджета, но и с тем, что государство и так финансирует те направления (например, высокотехнологичное лечение), за счет которых предлагалось расширить спектр действия МСК.

Вряд ли стоит ожидать появления новых способов распоряжения средствами МСК, резюмирует Елена Горина. «Сохранится тренд, при котором подавляющая часть сертификатов будет направляться на улучшение жилищных условий», – дает прогноз эксперт. Некоторая часть сертификатов, владельцы которых не смогут улучшить жилье, может зависнуть на неопределенный срок.

iq.hse.ru

Смотрите так же:

  • Кто имеет право на материнский капитал в 2018 Право на материнский капитал в 2018 году Современная демографическая политика в России представляет собой комплекс мер, нацеленных на улучшение режима демографического воспроизводства. Одной из них является программа стимулирования рождаемости, заключающаяся в предоставлении материальной […]
  • Приказ 74 рб Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 29.09.2010 № 144 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 9 апреля 2007 г. № 74" Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года На основании Положения о […]
  • Как считается армия в страховом стаже Страховой стаж: Что включать и как считать Сумма больничных, на которую может претендовать заболевший работник зависит не только от размера заработка сотрудника, но и от продолжительности его страхового стажа. В законе сказано, что считать его нужно «в календарном порядке». Что это […]
  • Как определить размер пособия по временной нетрудоспособности Как определить размер пособия по временной нетрудоспособности? Федулов с 1 марта 2010года был уволен с работы. Окончательный расчет с ним был произведен бухгалтерий только 5 марта 2010г., а 3 марта он заболел и был временно нетрудоспособен до 18 марта. Имеет ли Федулов право на получение […]
  • Закон об аудиторской деятельности no 119-фз Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля, […]
  • Материнский капитал в 2017 г СМИ узнали размер материнского капитала в 2017 и 2018 году Размер материнского капитала составит 480 000 рублей в 2017 году и 505 000 рублей в 2018 году в случае продления программы маткапитала на два года, сообщила в четверг газета «Коммерсантъ» со ссылкой на законопроект, внесенный […]
  • Бюллетень верховного суда рф 1 2008 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 4. С. 5-7; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 9. С. 24-26. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 12. С. 20. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 9. С. 10-11. Судебная практика Рекомендуемая литература Аксенова И. Условия и порядок приватизации […]
  • 385 приказ фсб Документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Введите номер и/или часть названия или дату документа. ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг») "О внесении изменений в приказ ФСБ России от 14 апреля 2006 г. N 155 "О пределах пограничной зоны на территории […]