Комментарии к ст 2851 ук рф

Главная / Комментарии к ст 2851 ук рф

Комментарии к СТ 15.14 КоАП РФ

Статья 15.14 КоАП РФ. Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов

Комментарий к статье 15.14 КоАП РФ:

1. Данная статья во многом повторяет ст. 289 БК РФ в части ответственности должностных лиц (в БК — руководителей) за нецелевое использование бюджетных средств.

2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

3. Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств (см. гл. 24 Бюджетного кодекса РФ). Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

4. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов. Порядок создания и использования средств этих фондов определяется в соответствии с БК РФ законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими деятельность государственных внебюджетных фондов, положениями о них, законами о бюджетах указанных фондов.

Государственные внебюджетные фонды создаются для финансового обеспечения расходов на обязательное социальное страхование, система которого основана на Федеральном законе от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. и доп.), а виды такого страхования регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

5. Субъектом указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций — получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

6. С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

7. Дела о правонарушении, предусмотренном данной статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) и инспектора Счетной палаты РФ (п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 28.3).

8. Если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то должностное лицо получателя бюджетных средств привлекается к уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ.

Статья 285.2 УК РФ устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей.

www.kodap.ru

Комментарий к статье 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Одним из принципов бюджетной системы РФ являются адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ), означающие, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов разных уровней (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов), направляемые на развитие экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны, содержание органов государственной власти и управления.

Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета), устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса ). Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса ).

2. Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений.

3. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер — сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7,5 млн. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

4. Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

5. Преступление совершается умышленно, мотивы и цели совершения данного деяния могут быть любыми, они не имеют значения для квалификации содеянного.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости (см. ст. 39 УК и комментарий к ней).

6. Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления — участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

7. Нецелевое расходование бюджетных средств необходимо отграничивать от хищений бюджетных средств, совершенных с использованием служебного положения, руководствуясь при этом признаками хищения чужого имущества, сформулированными в примечании 1 к ст. 158 УК (см. комментарий к ней), и от использования государственного целевого кредита не по прямому назначению (см. комментарий к ст. 176). Бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности.

8. Поскольку комментируемая статья предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств, можно предположить, что нецелевое использование бюджетных средств, совершенное должностным лицом главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, не подпадает под действие ст. 285.1 и должно квалифицироваться как превышение должностных полномочий по ст. 286 УК.

nalogcodex.ru

1. Нецелевое расходование бюджетных средств (ст.2851ук рф)

Дополнительный объект – отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Предмет – средства бюджета соответствующего уровня. Размер предмета влияет на квалификацию:

1. Крупный размер – свыше 1,5 млн.Руб – примечание к ст.2851ук рф – квалификация по ч.1 ст.2851ук рф.

2. Особо крупный размер – свыше 7,5 млн.Руб. – примечание к ст.2851ук рф – квалификация по п. «б»,ч.2 ст.2851ук рф

При отсутствии крупного размера уголовная ответственность исключается, а будет административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ.

Объективная сторона – формальный состав. Обязательный признак – деяние – нецелевое расходование бюджетных средств. Расходование бюджетных средств – это процедура финансирования, осуществляющаяся путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц. Необходимым условием списания бюджетных денежных средств со счета является подтверждение бюджетного обязательства, которое осуществляется органом, использующим бюджет.

Федеральное казначейство и финансовые органы S РФ и МС после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, подтвержденных сметой доходов или расходов бюджетных учреждений и доведением лимитом бюджетных средств. Подтверждение осуществляется в форме разрешений. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определяемых в следующих документах:

— Утвержденный бюджет соответствующего уровня

— Уведомление о бюджетных ассигнованиях

— Иной документ, являющийся основным для получения бюджетных средств (пример: уведомление о лимитах бюджетных обязательств).

Примером нецелевого расходования бюджетных средств является финансирование расходов, не включенных в смету «Расходов и доходов». Финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов, и.т.п. Преступление окончено с момента списания бюджетных средств со счета.

S – должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. У должностного лица распорядителя бюджетных средств возможна ответственность по ст.285 УК РФ.

2. Нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов (ст.2852ук рф).

Дополнительный объект – отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов государственных фондов.

Предмет – средств государственных внебюджетных фондов. Размер его влияет на квалификацию:

1. Крупный размер – ч.1 ст.2852 УК РФ

2. Особо крупный размер – п. «б»,ч.2 ст.2852 УК РФ. Сумма крупного и особо крупного размера определены в примечании ст.2851 УК РФ. При отсутствии крупного размера уголовная ответственность исключается.

Объективная сторона — формальный состав. Обязательный признак – деяние в форме действия – расходование предмета преступления на цели, не соответствующие условиям, определяемым законодательством, регулирующим деятельность фондов и их бюджетов.

В настоящее время в РФ существуют три разновидности государственных внебюджетных фондов:

1. Пенсионный фонд РФ

2. Фонд социального страхования РФ

3. Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируется большим количеством НПА, в которых указывается порядок распоряжения соответствующими средствами.

Преступление окончено в момент списания денежных средств со счета. Пример: размещение временно свободных средств резерва в ценные бумаги российских эмитентов, не обеспеченные государственной гарантией (пенсионного фонда); на применение дополнительно поступающих в бюджет фонда социального страхования доходов, на финансирование аппарата органов фонда и другое.

S – специальный – должностное лицо, обладающее статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель или главный бухгалтер фонда или отделения фонда).

Субъективная сторона – смотри выше.

Превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ)

Объективная сторона – материальный состав. Обязательные признаки:

1. Деяние – только де1ствия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица. Их четыре варианта:

— Совершение действий, которых входят в компетенцию должностного лица

— Принятие единоличного решения при необходимости коллегиального. Пример: председатель собрания.

— Выполнение действий при возможности их совершения только при наличии специальных полномочий или условий, отсутствующих в конкретной ситуации. Пример: применение оружия работником милиции без всякой необходимости.

— Совершение действий, на которые не имеет права никто (пытки, глумление над личностью).

2. Последствия — смотри первый вопрос темы. Возможны и имущественный ущерб, но он не является типичным для данного состава. Характерным является нарушение социальных прав граждан: нежилая площадь, отдых, и.т.п. Если действия S причиняют вред здоровью, то квалификация – п. «а»,ч 3 ст.286 УК РФ.

3. Причинная связь

S – смотри общую характеристику.

Субъективная сторона – умышленная форма вины – прямой или косвенный умысел. Мотив не является обязательным признаком состава.

Ч.2 ст.286 – аналогична ч.2 ст.285

Ч.3 ст.286 содержит три квалифицирующих признака:

С применением насилия или с угрозой его применения. Охватывает причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда по ч.1,2 ст.111 УК РФ. Требуется совокупность с ч.3,4 ст.111 и ст.105 УК РФ.

— Применение оружия или специальных средств «фактическое использование оружия для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения телесных повреждений, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность».

К специальным средствам относятся – резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, дубинки, и др.

С причинением тяжких последствий – содержание аналогично ч.3 ст.285 УК РФ.

ОТГРАНИЧЕНИЕ СТ.285 УК РФ ОТ СТ.286 УК РФ

1. Деяние по ст.285 – действие или бездействие; по ст.286 – только действие.

2. Деяние по ст.285 – должностное лицо выполняет в пределах предоставленных ему прав и полномочий; ст.286 – совершение действия, явно выходящего за пределы его компетенции.

3. По характеру последствий: ст.285 – имущественный ущерб; ст.286 – факультативный признак.

4. Мотив – в ст.285 – обязательный признак; в ст.286 – факультативный признак.

6. СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ (СТ.292 УК РФ)

Обязательный признак – предмет – официальный документ, под которым понимается письменный акт, удостоверяющий конкретные факты и события, имеющий юридическое значение, составленный надлежащим образом и содержит необходимые реквизиты (штампы, печать, номер, дату, подписи уполномоченных лиц). Предмет может составлять письменный документ, если он находится в ведении государственных органов (соглашение, завещание, и.т.п.).

Объективная сторона – формальный состав. Обязательный признак – деяние.

Преступление окончено с момента совершения одного из действий:

1. Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений – в подлинный документ вносятся сведения, не соответствующие действительности.

2. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его содержание (путем подчистки, подтирки, уточнения каких – либо данных, и.т.п.).

В научной литературе выделяется два вида служебного подлога:

— Интеллектуальный – внесение ложных сведений

— Материальный – физическое воздействие на документ путем одчисток, подтирок, вклеиваний.

Если в результате служебного подлога наступит грубое нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, то содеянное квалифицируется по ст.285 без ссылки на ст.292 УК РФ. При совершении хищения с помощью служебного подлога содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

S – специальный. Два вида:

1. Должностное лицо

2. Государственный служащий или служащий ОМС, не являющийся должностным лицом.

Субъективная сторона – прямой умысел. Обязательный признак – мотив — корыстная или иная личная заинтересованность (см.ст.285 УК РФ).

Ст.290 УК РФ получение взятки

Обязательный признак: предмет – взятка (нужно смотреть предыдущий вопрос).

Размер влияет на квалификацию:

Обычный ч 1, 3, 4 ст 290

Значительный ч2, 4 ст 290

Крупный п «в» ч 5 ст 290

Особо крупный ч 6 ст 290

Объективная сторона – формальный состав

— деяние – получение взятки должностным лицом лично или через посредника: совершение действия входящего в полномочия в пользу взяткодателя или представленных им лиц( п2 ППВС ( сокращение сроков обращение и др))

— способствование дл в силу своего положения совершению указанных действий, без- (п2 ППВС)- использование авторитета иных возможностей занимаемой должности для воздействия на др ДЛ- склонение его к совершению соответственного действия (без) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

-получение вознаграждения заключается в использовании личных отношений-не ст 290, но может быть иное преступление- подстрекательство к ст 285 или 286.

— общее покровительство или попустительство по службе- конкретное действие (бездействие) не оговаривается, но осознается как вероятное возможное в будущем. Это может быть необходимым назначением подчиненного в том числе с нарушением порядка на боле высокую должность, включении в списки лиц для поощрений и тд. Сюда же относятся согласие дл, контрольного органа не применять меры ответственности за нарушение- попустительство.

Состава преступления нет если ДЛ приняло деньги, услуги и т.п.за совершение дей-й (без-й) хотя и связанных с исполнением проф обязанностей, но не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядител, админ-тех.

Нет ст 290, если провокация взятки- ст 304. Тк она должна совершаться без ведома или вопреки желанию ДЛ.

Не может быть преступлением принятие ДЛ имущества сопровождаемого подстрекательной деятельностью сотрудников ПО.

— со времени принятия должностным лицом хотя бы части взятки (например, значительные денежные средства на счет ДЛ с его согласия, не имеет значение получило ли ДЛ возможность пользоваться или распоряжаться преданными ценностями по своему усмотрению. Передача взятки- на момент окончания тк её принятие может быть отправлено( и через посредника, по почте).

— с начала выполнения согласия дл действий, направленных на приобретение имущественных выгод ( пример, с момента возврата долговой расписки и др)- если предмет взятки услуги имущественного характера.

От совокупности преступлений нужно отличать продолжаемое получение взятки в несколько приемов, как единое продолжаемое преступление:

Систематическое получение взятки от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

Взятка от нескольких лиц за одно действие, бездействие в их общей интерес.

Не может быть продолжаемым преступление единовременное получение взятки от нескольких лиц если в их интересах ДЛ совмещает отдельные дей-я без-я – это совокупность преступлений.

Если взятка не получена ДЛ по причинам независимым от него то –покушение на получение взятки (п 12).

Обещание или предложение принять взятку –приготовление к получению взятки, если лица не смогли совершить преступление по независимым обстоятельствам.

Получение взятки в условиях ОРМ квалифицируется как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия ДЛ.

Ответственность независимо от времени получения ДЛ взятки- до или после совершения ими действий в пользу взяткодателя или представляемого им лица +независимо от того были ли эти действия заранее обусловлены.

В части 1, 2 ст 290 – ответственность за взятку за, за законные действия ДЛ; если оно не может совершить действие из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использования служебного положения-ч 3 ст 159(мошенничество).

Как мошенничество нужно квалифицировать действия лица получившего ценности якобы для передаче ДЛ в качестве взятки, но заранее не намеревавшихся исполнять обещанное и обратившее ценности в свою пользу.

Во многих учебных изданиях ошибочно указано, что преступление окончено со времени передачи взятки, НО передача взятки и её принятие должностным лицом могут не совпадать в случаях, когда взятка передается должностному лицу через посредника, по почте, и др.

Если имущественная выгода в виде денег и иных ценностей, оказания материальных услуг, предоставляемых родственникам (близким должностного лица с его согласия), либо, если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя – действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки (п.9 постановления).

Поэтому получение взятки может быть не только действием, но и бездействием. Если взятка не получена должностным лицом по причинам, не зависящим от него, то содеянное квалифицируется как покушение на получение взятки.

Совершение (не совершение) должностным лицом действий в интересах взяткодателя находится за рамками объективной стороны состава преступления, следовательно, данное обстоятельство не влияет на квалификацию.

В ч.1 ст.290 УК РФ предусмотрена ответственность за получение взятки за законные действия, бездействия должностного лица.

Если должностное лицо не может совершить действия или бездействия из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, за которое оно получило деньги и иные материальные ценности, то содеянное квалифицируется по ст.1591 УК РФ (п.20 постановления). Квалифицированные составы ст.290 УК РФ

А) ч.2 ст.290 УК РФполучение взятки за незаконные действия или бездействия, неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий, либо совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (п.10 постановления). В случае совершения незаконных действий или бездействий возможно два варианта квалификации:

1. Взятка получена должностным лицом за совершение неправомерного деяния, не составляющего предмет преступления (Пример: сокрытие прогулов, явка на работу в не трезвом виде и др.). – ч.2 ст.290 УК РФ.

2. Взятка получена должностным лицом за совершение преступных действий или бездействий – ч.2 ст.290 и иной состав преступления (п.19 постановления).

Б) ч.3 ст.290 УК РФ – аналогична по содержанию с ч.2 ст.285 УК РФ

В) ч.4 ст.290 содержит квалифицирующие признаки:

— группа лиц по предварительному сговору или организованная группа

Взятку следует считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении по предварительному сговору участвовало 2 и более должностных лица, являющихся соисполнителями получения взятки.

В организованной группе также должно быть не менее двух должностных лиц при этом преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним должностным лицом.

В организованную группу могут входить и не должностные лица; в этом случае (исключение!) в соответствии с ч.4 ст. 34 УК РФ они подлежат ответственности со ссылкой на ст.33 УК РФ (п.13 постановления).

Г) Для пункта «а» ч.4 ст.290 УК РФ не требуется, чтобы взяткодатель знал о нескольких взяткополучателях.

Д) п. «б» – исключен.

Е) п. «в» – с вымогательством взятки – означает требование должностного лица дать взятку пол угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (п.15 постановления).

Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда должностное лицо требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя (уволить за систематическое нарушение трудовой дисциплины; передать материалы о преступлении в прокуратуру, и.т.п.).

П. «е» — в крупном размере – размер должен превышать 150 тыс.руб (примечание к ст.290 УК РФ). «Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное квалифицируется как получение взятки в крупном размере (п.16 постановления).

ОТГРАНИЧЕНИЕ СТ.290 УК РФ ОТ Ч.3 СТ.204 УК РФ

1. По субъекту: ст.290 УК РФ – должностное лицо; ч.3 ст.204 УК РФ – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

2. По родовому объекту: ст.290 УК РФ – нормальное функционирование государственной власти; ч.3 ст.204 УК РФ – отношения в сфере экономики

3. По предмету: ст.290 УК РФ – взятка; ч.3 ст.204 УК РФ – коммерческое вознаграждение.

Дача взятки (Ст. 291 УК РФ)

Обязательный признак – предмет – взятка (смотри 7 вопрос темы).

Объективная сторона: формальный состав.

Преступление окончено со времени принятия должностным лицом хотя бы части взятки в случаях, когда должностное лицо отказывалось принять взятку, взяткодатель несет ответственность за покушение на дачу взятки (п.11 постановления).

Если имущественное вознаграждение передается должностному лицу, которое не может осуществить деяние в интересах дающего из-за отсутствия служебных полномочий или отсутствия возможности использовать их – квалифицируется как покушение на дачу взятки (п.20 постановления).

Взятка может передаваться лично или через посредников. Посредники в передаче взятки несут ответственность как пособники в получении взятки, либо в даче взятки, в зависимости от того, на чьей стороне действует пособник.

Субъективная сторона: Прямой умысел.

Обязательный признак – цель – деяние совершается для побуждения должностного лица выполнить в пользу взяткодателя или третьих лиц действия или бездействия с использованием своих служебных полномочий, авторитета, и.т.п.

Ч.2 ст.291 – предусматривает ответственность за дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий или бездействий, если должностное лицо совершает незаконные действия или бездействия, то взяткодатель несет ответственность:

— если действия должностного лица незаконные, но не преступные – взяткодатель несет ответственность только по ч.2 ст.291 УК РФ.

— Если действия должностного лица являются преступными, взяткодатель несет ответственность по ч.2 ст.291 и за соучастие в преступлении, совершенным должностным лицом.

Примечание ст.291 УК РФ предусматривает два основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

1. При вымогательстве взятки должностным лицом – при наличии квалификации должностного лица по п.в,ч.4 ст.290 УК РФ.

2. Добровольное заявление взяткодателя о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки.

В соответствии с ч.2 ст.151 УПК – предварительное следствие может производиться следователем прокуратуры и МВД. Мотивы явки с повинной не имеют значения. Не может признаваться добровольным сообщение, если о даче взятки стало известно органам власти (п.22 постановления).

Взятка подлежит обращению в доход государства на основании п.1,ч.3 ст.81 УПК РФ.

Освобождение лица от ответственности на основании примечания ст.291 УК РФ не означает отсутствия в его деянии признаков состава преступления, следовательно, оно при явке лица с повинной не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возврат взятки (п.24 постановления).

Иная ситуация при вымогательстве взятки – деньги или другие ценности подлежат возврату их владельцу (п.24 постановления).

ОТГРАНИЧЕНИЕ СТ.201 УК РФ ОТ Ч.1 СТ.204 УК РФ

1. По лицу, которому передается предмет:

— ст.291 УК РФ – должностное лицо

— ч.1 ст.204 УК РФ – лицо, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации

2. По родовому объекту: смотри отграничение от ст.290 УК РФ

— ст.291 УК РФ – взятка

— ч.1 ст.204 УК РФ – коммерческое вознаграждение

ОТГРАНИЧЕНИЕ СТ.291 УК РФ ОТ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКООО ПОДКУПА (СТ.304 УК РФ)

1. По видовому объекту: ст.291 – отношения, обеспечивающие нормальную законную деятельность органов государственной власти и исполнения; ст.304 – интересы правосудия.

2. По предмету: ст.291 – взятка; ст.304 – взятка и коммерческое вознаграждение.

3. По объективной стороне: ст.291 – формальный состав- окончено с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. Ст.304 – усеченный состав – преступление окончено со времени попытки передачи взятки должностному лицу или коммерческое вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации без их согласия:

4. По лицу, которому передачи имущественного вознаграждения: ст.291 – должностное лицо; ст.304 – должностное лицо и лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

5. По цели: ст.291 – совершение должностным лицом в пользу взяткодателя или третьих лиц действий ил бездействий с использованием своих служебных полномочий, авторитета должностного лица; ст.304 – обязательный признак – наличие одной из двух целей:

— искусственное создание доказательств совершенного преступления, предусмотренных ст.204 или 290 УК РФ;

— шантаж: S надеется при принятии взятки или коммерческого вознаграждения предъявить должностному или иному лицу , выполняющему управленческие функции какие – либо требования под угрозой разглашения получения взятки или коммерческого вознаграждения.

Отсутствие цели ведет к отсутствию состава преступления по ст.304 УК РФ. «Не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе».В данному случае преследуется цель изобличить должностное лицо, иное лицо в совершении преступления, предусмотренного ст.290 и ст.304 УК РФ.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Приказ 3 ндфл 2011 Приказ Федеральной налоговой службы от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/[email protected] "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)" (с изменениями и […]
  • Работа юристом в саранске вакансии Работа Юрист Саранск Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Саранск, часто требуется: new_releases1б. Требования: Требуются права категории B и личный автомобиль, опыт работы не менее 3 лет. наличие водительского удостоверения, Высшее юридическое образование. Обязанности: Требуется […]
  • Иск от представителя несовершеннолетнего Исковое заявление законного представителя несовершеннолетнего (малолетнего) о признании сделки, совершенной несовершеннолетним (малолетним), действительной Исковое заявление о признании сделки, совершенной несовершеннолетним (малолетним), действительной В соответствии с п. 1 ст. 28 […]
  • Пенсионный фонд рф приказы ПРИКАЗ ПФР (Пенсионного фонда Российской Федерации), ФСС РФ (Фонда социального страхования Российской Федерации) от 14 февраля 2012 г. №32п/38 В целях реализации части 4 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской […]
  • На одновременное получение двух пенсий имеют право Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г. Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом 1. […]
  • Приказ 412 1996 Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 февраля 2014 г. № 89 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412" (не вступил в силу) В целях приведения нормативной правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с законодательством […]
  • Образец заявление о возмещении ндс Образцы заявлений о возмещении НДС путем возврата и зачета Образец (пример составления) заявления о возмещении НДС путем возврата и заявления о возмещении НДС путем зачета Образец заявления о возмещении НДС путем возврата В ИФНС России N 24 по г. Москве от общества с ограниченной […]
  • Штрафы гибдд 2 месяца По истечении какого срока аннулируется штраф от ГИБДД в 2018 году Ко всем административным правонарушениям в нашей стране применяется такое понятие, как сроки давности. Оно означает, что по окончании этого самого срока все требования к вам теряют свою законную силу, а постановление, где […]