Как законопроект становится законом

Главная / Как законопроект становится законом

Прежде чем получить окончательную форму и обязательную силу, каждый закон должен пройти через четыре стадии: 1) законодательная инициатива или почин; 2) обсуждение закона; 3) утверждение закона и 4) обнародование закона.

Эти четыре момента всегда имеют место во всех государствах, независимо от того, какое где существует государственное устройство и какая форма правления. Для возникновения закона всегда нужно, чтобы кто-нибудь указал на жизненную потребность, которая вызывает тот или другой законопроект. Необходимо, далее, прежде чем принять закон, подвергнуть его всестороннему обсуждению в законодательном учреждении, которому присвоено право обсуждать законы. Чтобы закон получил обязательную силу, он должен быть утвержден верховной властью. Наконец, для того чтобы он действовал, необходимо обнародовать его, довести его до сведения всех граждан. Весь вопрос заключается в том: какие лица и учреждения играют деятельную роль в каждом из этих четырех моментов; кому принадлежит право законодательной инициативы, право обсуждения закона; какие лица или учреждения обладают правом утверждения закона и обнародования его? Вопрос этот не допускает общего решения; он разрешается различно в различных странах, смотря по тому, какая где существует форма государственного устройства. Рассмотрим каждый момент в отдельности.

I. Законодательная инициатива или почин. Что такое законодательная инициатива, вследствие чего она возникает и кому принадлежит? Появление новых законов обусловливается беспрерывным развитием потребностей общественной жизни. Положим, что появляется какое-нибудь новое преступление, какой-либо новый вид мошенничества,- это вызывает потребность в новых уголовных законах. Развитие земледельческого хозяйства, развитие фабрик и заводов вызывает появление рабочего и фабричного законодательства. Рост городов и сел вызывает потребность в законодательном упорядочении городского и сельского управления, потребность в строительном уставе и т. п. Вообще сама жизнь дает бесчисленное множество поводов для появления новых законов, и эти поводы носят название occasio legis.

Но мало того, что существует потребность в новых юридических нормах,- для возникновения закона нужно, чтобы кто-либо указал на необходимость нового законодательного акта, нужен законодательный почин, или инициатива. Законодательным почином, впрочем, не называется всякое заявление об общих нуждах, на которые нужно обратить внимание: под инициативой разумеется или заявление самого законодателя, или чье-либо официальное заявление, обращенное к законодателю, о необходимости издания нового закона или отмены старого. Когда мы встречаем в газетах заявление о необходимости расширить свободу печати или, наоборот, требования обуздать произвол печати, то такие заявления не имеют значения законодательной инициативы. Если же составляется докладная записка и в установленном порядке передается законодательной власти, то в таком случае мы имеем дело с официальным обращением к законодателю, которое и носит название законодательной инициативы. Такая инициатива может исходить от частных лиц (частная инициатива) или от официальных лиц и учреждений (официальная или правительственная инициатива).

Понятно, что право частной инициативы в различных государствах неодинаково, в зависимости от государственного устройства каждой страны. В России при самодержавии она сводилась к праву подавать прошение на Высочайшее имя через комиссию прошений: в виде прошения можно было представить и законопроект. Фактически это право сводилось, разумеется, к нулю. Теперь, при «конституции», оно не больше.

Самым важным ограничением частной инициативы является у нас то, что частные лица лишены права подавать коллективные петиции как на Высочайшее имя, так и в Думу, и в Государственный совет.

Право подачи коллективных петиций предоставляется только дворянским собраниям, которые могут через губернского предводителя дворянства делать представление о своих пользах и нуждах начальнику губернии, министру внутренних дел; в случаях нужды дворянство может обращаться с такими ходатайствами и непосредственно на Высочайшее имя. В других конституционных государствах право коллективных петиций не обставлено такими ограничениями. Шире всего поставлено оно в Англии, где в парламенте принимаются всякого рода коллективные петиции, с тем только условием, чтобы они представлялись через кого-либо из членов парламента. Как частная, так и официальная инициатива поставлены неодинаково в различных государствах.

В этом отношении существует важное различие между законодательствами конституционных государств.

Во Франции по конституции 1852 г., изданной Наполеоном III, официальная инициатива не принадлежала законодательному собранию — парламенту, а только самому императору, который вносил в парламент собственные законопроекты.

В современной Англии, напротив, каждый член парламента может составить законопроект и внести его на обсуждение парламента; такими же правами обладают и министры. Напротив, в Америке официальная инициатива принадлежит только членам конгресса, а министры этим правом не пользуются. В нашем отечестве право официальной инициативы во всей ее полноте принадлежит только Государю. Государственной думе и Государственному совету принадлежит право инициативы только относительно законов обыкновенных (ст. 65 Осн. зак.), законы же основные могут быть пересмотрены только по предписанию монарха (Осн. зак., ст. 8).

II. Законодательное обсуждение. Вторым важным моментом в процессе образования закона является законодательное обсуждение.

Обсуждение законопроекта бывает двоякого рода: во-первых, частное (устное или путем печати) и, во-вторых, официальное, которое производится теми государственными учреждениями, которым закон предоставляет право обсуждать законопроекты перед утверждением их законодательною властью.

Право частного обсуждения предоставляется гражданам не в одинаковой степени в различных государствах, в зависимости от той или другой формы правления. Вообще, чем выше стоит страна в культурном отношении, тем шире в ней право граждан обсуждать проекты новых законов. В Англии, например, каждый гражданин свободен выражать свое мнение о законопроектах либо в печати, либо устно — на митингах и других общественных собраниях. Такое публичное обсуждение всех новых законопроектов приносит огромную пользу законодательству, так как дает возможность обратить внимание на все стороны предполагаемого закона, выяснить все потребности и нужды, которые должны быть приняты во внимание законодателем, и предотвратить все могущие встретиться препятствия к исполнению закона. Благодаря такому всестороннему обсуждению законопроектов и само законодательство становится более всесторонним и гибким. Наоборот, в тех странах, где нет свободы слова, где право частного обсуждения стеснено, законодательство поневоле является односторонним и нередко идет вразрез с действительными потребностями жизни.

Право официального обсуждения принадлежит тем лицам или учреждениям, которым оно предоставлено основными законами государства. Право это определяется различно, в зависимости от государственного устройства каждой страны. Везде, однако, можно найти две формы или стадии официального обсуждения: во-первых, обсуждение правительственное или предварительное и, во-вторых, законодательное или окончательное. Законопроект обсуждается сначала тем правительственным учреждением, которое его составляет и изготовляет: это обсуждение предварительное. Затем проект нового закона вносится в то законодательное или законосовещательное собрание, которому принадлежит право окончательного обсуждения. В конституционных странах такими законодательными учреждениями являются собрания народных представителей, называемые парламентами. При этом конституционные законы устанавливают тот способ и порядок обсуждения, который обеспечивает осмотрительность решений собраний народных представителей. В большей части конституционных государств одной из важнейших гарантий всестороннего и внимательного обсуждения законов служит двухпалатная парламентская система. Парламент, устроенный по этой системе, состоит из двух палат — верхней и нижней. Всякий законопроект должен подвергнуться обсуждению и быть принятым обеими палатами, чтобы он мог быть представленным затем на утверждение главы государства. Какое важное значение имеет двухпалатная система, можно, например, видеть из одного факта недавнего прошлого: билль об ирландском самоуправлении, внесенный Гладстоном в английский парламент и принятый в трех чтениях палатой общин, был отвергнут верхней палатой и потому не мог получить силы закона. В тех странах, где нет двухпалатной системы, существуют какие-нибудь другие гарантии всестороннего обсуждения. Так, во Франции, где до конституции 1848 г. существовала только одна палата, согласно конституционному закону требовалось, чтобы законопроект, прежде чем быть представленным на обсуждение народных представителей, был подвергнут обсуждению в особом государственном совете. Той же цели внимательного и осмотрительного обсуждения законопроектов служит сложная парламентская процедура, принятая во всех парламентах. В Англии, напр., требуется троекратное чтение билля, т. е. троекратное обсуждение каждого законопроекта. Существенную часть всякой вообще законодательной процедуры составляет назначение специальных комиссий, на обязанности которых лежит детальное рассмотрение и изучение законопроекта и представление об этом доклада в законодательное собрание. Такого рода комиссии имеют весьма важное значение потому, что от всех членов парламента нельзя требовать изучения всех деталей и исследования всех нужд и потребностей жизни, вызвавших необходимость появления нового закона. Комиссия, предварительно изучившая данный законопроект, может уже заранее предвидеть те возражения, которые могут быть выставлены против него; обсуждение может идти гораздо успешнее, если оно подготовлено трудами какой-либо специальной комиссии.

Другой гарантией правильного и успешного обсуждения законопроектов в парламентах являются нормы, устанавливающие порядок прений. Право слова принадлежит всем членам парламента без исключения, но оно подвергается некоторым ограничениям — в предупреждение возможности затягивать прения. В большинстве парламентов принято за общее правило, что никто по одному и тому же вопросу не может говорить более одного раза. В Северо-Американских Штатах никто из членов парламента не имеет права говорить более одного часа подряд. В Англии до последнего времени не существовало никаких ограничений такого рода. Этим, однако, воспользовались в 80-х годах нашего столетия ирландские депутаты в делах обструкции. Цель этой обструкции состояла в том, чтобы затягивать до бесконечности парламентские прения по каждому вопросу и сводить таким образом всю законодательную работу парламента на нет, до тех пор, пока не будет поставлен на очередь и принят билль об ирландской автономии. Такое явление вызвало необходимость установить правила, ограничивающие свободу прений. Однако же на практике такие правила приводят иногда к нежелательным результатам, так как благодаря им многие части законопроектов остаются необсужденными. Так было, напр., со знаменитым биллем об ирландской автономии (Home rule bill), многие важные стороны которого были оставлены в свое время без обсуждения.

В России право обсуждения законов принадлежит Государственной думе и Государственному совету. Каждый законопроект обязательно должен быть обсужден обоими этими учреждениями, причем он может быть вносим безразлично как в то, так и в другое. Законопроекты, отклоненные хотя бы одним из этих учреждений, не могут получить силу закона и дальнейшего хода не получают. По статье 87 в промежутки между двумя сессиями Думы законы в случаях, не терпящих отлагательства, могут быть издаваемы Высочайшими указами по обсуждению их в Совете министров, с тем чтобы они вносились на утверждение Думы и Государственного совета в ближайшую сессию. На практике это ведет к злоупотреблениям и дает возможность Совету министров узурпировать функции законодательного учреждения.

III. Утверждение закона. Законопроект, прошедший законодательное обсуждение, вступает в третью стадию своего образования, т. е. восходит на утверждение главы государства. Утверждение превращает законопроект в закон. Право утверждения принадлежит в различных странах разным лицам и не в одинаковом объеме, в зависимости от того, какое где существует государственное устройство. В Древней Греции, где народ управлял сам собой, право утверждения законопроектов непосредственно принадлежало самому народу. В современных республиках право утверждения принадлежит президентам, а в монархиях — государям. В конституционных монархиях и республиках глава государства и президент пользуются по отношению к принятым в парламентах законопроектам так называемым правом veto. Veto бывает двух родов: 1) абсолютное, или безусловное и 2) суспензивное, или отлагательное. Абсолютное veto заключает в себе право главы государства безусловно отвергать законопроекты, принятые парламентом. Право это существует в большинстве конституционных монархий. Однако правом этим пользуются обыкновенно с большой осмотрительностью, так как монарху приходится в этих случаях считаться с общественным мнением. Veto суспензивное, или отлагательное, существует главным образом в республиках и лишь в немногих монархиях. Отличие его от абсолютного veto состоит в том, что им не отвергается законопроект, а лишь отсрочивается на некоторое время превращение его в закон. Так, напр., в Норвегии монарх имеет право наложить свое veto на законопроект, принятый палатой. Но если парламент троекратно его принимает, то он в конце концов превращается в закон даже вопреки воле главы государства.

В России право утверждения закона принадлежит монарху, который может наложить на законопроект абсолютное veto.

IV. Обнародование закона. Законопроект становится обязательным для подданных с момента его обнародования. Существует общее правило, что никто не может отговариваться неведением закона. Это правило нашло себе выражение во всех современных законодательствах. Но раз никто не может отговариваться неведением закона, то о каждом законе должны знать те, до кого он относится. Законодатель может требовать исполнения закона лишь тогда, когда приняты меры, чтобы закон знали все граждане, т. е. когда он обнародован. Между утверждением и началом действия нового закона проходит иногда довольно продолжительный срок. Происходит это потому, что необходим известный срок для обнародования закона. Нельзя предполагать закон известным всем гражданам на следующий день после его утверждения главою государства. Ввиду этого каждое законодательство устанавливает определенный срок, через который закон утвержденный вступает в силу и начинает действовать. В Бельгии, напр., закон вступает в силу на 10-й день после своего утверждения, в Австрии — на 45-й, во Франции для столицы — на другой день, а для всех прочих мест — в зависимости от расстояния от Парижа, причем срок увеличивается на один день с каждыми 95 верстами. В России публикует законы Первый департамент Сената. Он печатает новый закон в «Собрании узаконений и распоряжений правительства», которое затем рассылается в присутственные места. Закон вступает в силу со дня получения текста в «Собрании узаконений» в данном присутственном месте. Важнейшие законы обнародываются иногда путем провозглашения их на площадях и в церквах.

www.allpravo.ru

Как законопроект становится законом

До того как законопроект поступает в парламент, он проходит предварительное обсуждение. Если этот законопроект вносится правительством, то скорее всего вначале будут опубликованы разъяснения его основных идей, так называемые Green and White Papers. После этого юристы формулируют проект закона в юридических терминах. Такой документ, поступающий на рассмотрение в парламент, называется bill (билль, законопроект). Вначале документ рассматривается в палате общин. Первое чтение – это формальное ознакомление с проектом без дебатов. Затем следует второе чтение, в ходе которого дебатируются основные принципы. После второго чтения обычно проводится голосование. Затем законопроект поступает в комитет, где он рассматривается в деталях и голосуются поправки. На следующей стадии палата рассматривает внесенные поправки. После этого – третье чтение, в ходе которого проект с внесенными изменениями дебатируется в целом. Затем проект передается в палату лордов, где проходит такие же стадии. Если в палате лордов вносятся поправки, то они обсуждаются впоследствии палатой общин. После того как обе палаты пришли к согласию, законопроект получает королевское утверждение и становится парламентским законом (Act of Parliament).

Выборы

Известно, что система выборов в Великобритании одна из самых простых в Европе. Но тем, кто не знает, как именно она работает, довольно трудно бывает понять результаты выборов. Так, например, в 1992 году голоса избирателей распределились следующим образом: консерваторы набрали 43% голосов, либералы – 35%, либеральные демократы – 18% и представители остальных партий – 4%. Пятидесятипроцентный барьер не преодолел никто, но консерваторы при этом получили в палате общин 52% мест, то есть абсолютное большинство. Либералы тоже получили непропорционально много мест – 41%. У представителей остальных партий цифры совпадают: 4% голосов избирателей и 4% мест в палате общин. Но это случайное совпадение. Либеральные демократы, которым избиратели отдали почти в пять раз больше голосов, получили в палате общин всего 3% мест. И это не ошибка и не опечатка. Как такое может быть?

studopedia.ru

Основы нормотворческой деятельности

В соответствии со статьей 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы:

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства.

Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным.

Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

Статья 100 Конституции Республики Беларусь определяет, что любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Закон считается одобренным Советом Республики:

В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий.

Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат. Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение.

Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.

Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.

Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней.

Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней.

Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики.

Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок.

Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования.

В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона.

Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.

Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики.

Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

В соответствии с Положением о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права», Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.

pravo.by

Правовая зоозащита

Правовые вопросы обращения с домашними животными

Наше новое

Когда закон становится законом, или опять к вопросу о слухах.

Среди собаковладельцев и не только Санкт-Петербурга время от времени начинают «гулять» слухи в виде ссылок на нормативные акты о том, что в Санкт-Петербурге УЖЕ ужесточились требования по соблюдению тишины в городе, УЖЕ ограничено количество животных, разрешенных для содержания в жилых помещениях, УЖЕ запрещены некоторые породы собак, УЖЕ штрафуют за топот котов и писк мышей в ночное время. Как правило, данные ссылки ведут к разного рода законопроектам, которых масса и из которых только малая часть станет законами.

Мы намеренно стараемся не публиковать законопроекты, чтобы не путать людей. И на примере Санкт-Петербурга попытаемся разъяснить, что такое закон и когда его нормы приобретают юридическую силу.

Итак, для того, чтобы законопроект стал законом, он должен пройти несколько процедур. Первая процедура – это внесение законопроекта на рассмотрение в законодательное собрание. Правом такой законодательной инициативы обладают много лиц. Это депутаты, депутатские объединения (фракции), Губернатор Санкт-Петербурга, прокуратура Санкт-Петербурга, представительные органы местного самоуправления, почетные граждане Санкт-Петербурга.

Проекты законов Санкт-Петербурга рассматриваются в три этапа — три чтения (при отсутствии поправок к проекту закона Санкт-Петербурга, принятому за основу, — в два чтения), проводимых на различных заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Решение о принятии либо отклонении проекта закона Санкт-Петербурга, а также о принятии закона Санкт-Петербурга оформляется постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Первое чтение состоит из:

1) обсуждения проекта закона Санкт-Петербурга;

2) голосования по одобрению концепции проекта закона Санкт-Петербурга (принятию его за основу).

В случае отклонения проекта закона Санкт-Петербурга в первом чтении его дальнейшее рассмотрение не проводится.

Второе чтение состоит из обсуждения и голосования изменений и дополнений, не меняющих концепцию принятого за основу проекта закона Санкт-Петербурга (поправок), предлагаемых депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, органами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, депутатскими объединениями (фракциями) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатором Санкт-Петербурга, а также предлагаемых прокуратурой Санкт-Петербурга к проектам законов Санкт-Петербурга, внесенным прокуратурой Санкт-Петербурга.

Третье чтение состоит из:

1) обсуждения и голосования поправок, внесенных органами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и редакционной комиссией Законодательного Собрания Санкт-Петербурга для устранения внутренних противоречий проекта закона Санкт-Петербурга или его несоответствия законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу;

2) голосования по принятию закона Санкт-Петербурга (принятие его в целом).

Законы Санкт-Петербурга, принятые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, направляются указанным органом для обнародования Губернатору Санкт-Петербурга в течение 7 дней после принятия. Губернатор Санкт-Петербурга обязан обнародовать закон Санкт-Петербурга, удостоверив обнародование закона Санкт-Петербурга путем его подписания, либо отклонить закон Санкт-Петербурга в четырнадцатидневный срок со дня его поступления Губернатору Санкт-Петербурга. Губернатор Санкт-Петербурга в случае отклонения закона Санкт-Петербурга возвращает его в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. В случае отклонения Губернатором Санкт-Петербурга закона Санкт-Петербурга, указанный закон Санкт-Петербурга может быть одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Закон Санкт-Петербурга, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Санкт-Петербурга и подлежит обнародованию в течение 5 дней со дня направления его Губернатору Санкт-Петербурга.

В случае если при повторном рассмотрении отклоненного Губернатором Санкт-Петербурга закона Санкт-Петербурга в него будут внесены все предложенные Губернатором Санкт-Петербурга изменения и дополнения и закон Санкт-Петербурга будет принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в целом, указанный закон Санкт-Петербурга подлежит обнародованию в течение 5 дней со дня направления его Губернатору Санкт-Петербурга.

Закон Санкт-Петербурга вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Итого, кратко. Любой законопроект должен пройти процедуру принятия в Законодательном собрании, быть одобрен Губернатором и обнародован (опубликован). Только после опубликования законодательная инициатива, которой обладают довольно много лиц, становится Законом, нормам которого мы обязаны подчиняться.

pravo-zoozahita.ru

Все вокруг говорят «законопроекты, законопроекты, скоро отменят транспортный налог и включат его в розничную стоимость бензина, скоро пиво приравняют к спиртным напиткам»…
Но знаете ли Вы, как законопроект становится законом?! Сколько согласований и процедур он должен пройти прежде, чем порождать правовые последствия?! Я бы сказала так: из сотен, тысяч законопроектов только один становится законом…

Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.
Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс.

С общепринятой точки зрения Конституция РФ содержит неточное понимание «принятия» федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1 ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

1) Право законодательной инициативы — это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

А как же общественные организации?! Законопроекты, в которых заинтересованы общественные объединения, могут быть внесены в Государственную Думу только через субъектов права законодательной инициативы, вот так-то…

Законопроекты согласно Конституции РФ вносятся только в Государственную Думу. Этим закрепляется привилегия Думы начинать рассмотрение любого законопроекта.

2) Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях:

В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.

Во втором чтении Дума переходит к обсуждению проекта и голосованию по отдельным поправкам. Комитет приводит текст проекта с учетом принятых поправок в окончательный вид и выносит его на третье чтение.

В третьем чтении закон принимается в целом. Внесение поправок при третьем чтении не допускается

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3) В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

По результатам обсуждения закона Совет Федерации может одобрить или отклонить его.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов палаты.

Одобренный Советом Федерации закон вместе с текстом постановления в пятидневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не рассмотренный палатой в четырнадцатидневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления его из Государственной Думы направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждения.
Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

4) В силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ обязан подписать принятый федеральный закон, если в течение четырнадцати дней с момента поступления не отклонит его.
Он также не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон (п. «д» ст. 84, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Президент РФ обладает правом вето, преодоление которого при повторном рассмотрении палатами Федерального Собрания требует большинства в две трети голосов депутатов (членов) в каждой палате. Право вето действенное оружие в руках Президента РФ, он им довольно часто пользуется.

5) Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Закон устанавливает порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания. Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Ч. 3 ст. 15 Конституции устанавливает последствия несоблюдения требования об обязательной официальной публикации законов: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Другими словами, неопубликование закона делает сам закон ничтожным.

Вот и делайте выводы о том, СКОРО ли произойдет то, что только что было внесено в Государственную Думу.

Tags: закон, законопроект
Current Mood: tired

svetik-rabbit.livejournal.com

Смотрите так же:

  • Фз о пособие на погребение Пособие на погребение Практически в каждой компании может возникнуть необходимость в той или иной степени принять участие в решении вопросов, связанных со смертью сотрудника или членов его семьи. В случае смерти работника работодатель Может оказать поддержку членам его семьи: — выдать […]
  • Страховка за пожар Отказ в выплате страхового возмещения после пожара из-за грубой неосторожности страхователя Страховая фирма отказала в выплате страхового возмещения после пожара в деревянном доме, обосновав отказ тем, что причиной пожара стала электропроводка в доме, проложенная с нарушениями […]
  • Заявление для внж образец заполнения Заявление Вид на жительство (ВНЖ) Можно заполнять вручную, писать разборчиво и понятно (не обязательно печатными буквами), можно выполнить на компьютере и распечатать на принтере. Печатать можно на А3, А4 формате, обязательно с двух сторон. Размер шрифта, которым заполняете анкету, […]
  • Приказ мвд россии 609-2006 Приказ МВД России от 4 августа 2006 г. № 609 2. Приказ МВД России от 15 июня 1994 г. № 201. 3. Приказ МВД России от 28 апреля 1997 г. № 252. Вопрос 26. Какие приказы регламентируют составление планов обороны зданий и помещений ОВД? 1. Приказы МВД России № 201-1994г. и 20-1996г. 2. […]
  • Заявление по приему в вуз Как и когда подавать заявление на поступление? Свидетельства о результатах ЕГЭ В 2014 году нет свидетельств ЕГЭ, вся информация о ваших результатах находится в электронной базе данных. Приёмные комиссии будут просматривать ваши результат ЕГЭ в этой базе данных. Напоминаем, что […]
  • Кзот основания для увольнения Статья 29. Основания прекращения трудового договора (контракта) Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются: 1) соглашение сторон; 2) истечение срока (пункты 2 и 3 статьи 17), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не […]
  • Образец заявления на должность воспитателя Образец заявления на первую квалификационную категорию по должности «Воспитатель». Марина Маркова Образец заявления на первую квалификационную категорию по должности «Воспитатель». В Аттестационную комиссию министерства образования Иркутской области (наименование аттестационной […]
  • Работа с лестниц по новым правилам ОТ. Билеты 2015 г. работа на высоте по новым правилам. Сайт для самоподготовки к аттестации. В связи с вводом в действие новых Правил по охране труда при работе на высоте (ПОТ № 155) Начало действия документа - 06.05.2015. Все до 6 мая сотрудники (кто попадает под действия этих правил) […]