Как появились пособия

Главная / Как появились пособия

1 Пособие – основа социального обеспечения в российской федерации

История развития пособий в Российской Федерации

Социальное обеспечение в целом подразумевает собой некую «социальную защищенность человека», что в свою очередь отображает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей 1 . Пособие в Российской Федерации является одним из основных видов социального обеспечения граждан. Для того чтобы изучить историю развития пособий, как вида социального обеспечения необходимо для начала раскрыть аспекты истории развития права социального обеспечения.

На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно – общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род 2 . В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми — их родители. В I веке до н.э. веке в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения 3 . Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.

В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств 1 . Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным и старым воинам, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные — бывший воин и вся его семья.

После рабовладельческого периода последовал следует феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на тех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства 2 . Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий.

Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.

Любое общество развивалось, в том числе и Российская Федерация, оно и в наше время продолжает стремительно развиваться. Важный элемент любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем людям, которые не могут осуществлять какую-либо трудовую деятельность, а значит, и обеспечить себя, в частности, пожилым людям, инвалидам, детям и другим нуждающимся 1 . В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных 2 . Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси.

В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год 3 .

В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи — «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 – 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов.

В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии.

В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся 1 .

С развитием машинного производства во всем мире, в том числе и в России, участились несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что численность инвалидов начала стремительно развиваться. В связи с этим в Германии был принят Закон Бисмарка (1871-1884 гг.) «Об ответственности предпринимателей» и «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с ними рабочий, получивший увечье на производстве получал пособие на лечение из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы.

В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями 1 .

С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан.

В 1920-е годы был издан кодификационный акт – «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия. Дипломная работа посвящена именно этому виду социального обеспечения. В следующем параграфе данной главы нами будет изучена общая характеристика пособий в России.

Общая характеристика пособий в Российской Федерации

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам на определенный срок с целью предоставления им утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых социально значимыми.

На основании п. 2 ст. 39 Конституции РФ социальные пособия, как и государственные пенсии, устанавливаются законом. 2 Пособия являются одним из видов государственной социальной помощи наравне с субсидиями и другими денежными выплатами, а также натуральной помощью.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом 19.05.1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 865 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другими источниками. Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий:

единовременные пособия (женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при передаче ребенка на воспитание в семью; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву);

пособие по беременности и родам;

ежемесячные пособия (на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на частичное возмещение утраченного заработка. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу. Единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей. С 2007 г. особой поддержкой пользуются семьи военнослужащих по призыву в период выполнения мужьями своего конституционного долга. В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования семьи к рождению детей с 2007 г. Правительство РФ проводит эксперимент по предоставлению дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала при рождении второго, третьего и каждого следующего ребенка.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса получателя: лица, работающие по трудовому договору, индивидуальные предпринимателя, адвокаты и нотариусы при добровольной уплате взносов получают их из средств социального страхования; занятые иными видами деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие – из бюджетов различных уровней.

В 2008 г. выплата пособий женам военнослужащих по призыву осуществляется органами власти субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122 правовое регулирование и финансирование пособия на ребенка до 16 лет (учащихся – до 18 лет), предоставляемое в зависимости от среднедушевого дохода семьи, передано на уровень субъектов РФ. Это пособие рассмотрено в главе, посвященной государственной социальной помощи. Получателями пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.

Право на указанные пособия имеют граждане РФ, военнослужащие по контракту и по призыву, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.

Государственные пособия на детей не назначаются:

— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

— гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

— гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, назначаются в твердых размерах.

С 01.01.2007 г. средний заработок для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в таком же порядке, как и для пособия по временной нетрудоспособности.

С 01.01.2008 г. один раз в год производится индексация пособий исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае переплаты по вине получателя (предоставление заведомо неверных сведений, сокрытие данных и др.) или счетной ошибки органы, осуществляющие назначение и выплату пособий, имеют право производить удержания в размере не свыше 20%. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

Правовое регулирование отношений по социальной поддержке семей находится в совместном ведении, поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут увеличивать размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, пособием считается денежная выплата, назначаемая гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально зна­чимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источ­ников дохода. Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления со­циальной поддержки какой-либо категории граждан. В следующем параграфе данной главы будет изучена классификация пособий в Российской Федерации.

studfiles.net

Новости Общество

Пособия на первенца и льготная ипотека: президентские инициативы вступили в силу

С 1 января 2018 года в России вступил в силу ряд законов, которые напрямую повлияют на жизнь миллионов людей. Минимальный размер оплаты труда повышен до 9,5 тысячи рублей — это 85 процентов от прожиточного минимума. Сравняться эти показатели должны уже через год, а пока по расчетам правительства повышение зарплат коснется почти 1,5 миллиона работников. Кроме того, на 4 процента будут повышены зарплаты бюджетникам и увеличатся страховые пенсии неработающим пенсионерам. Сегодня же вступил в силу закон о телемедицине, разрешающий врачам консультировать пациентов по скайпу или телефону.

И одно из самых главных нововведений — вступили в силу законы, принятые по демографическим инициативам президента. Миллионы семей начнут получать ежемесячное пособие при рождении первого ребенка, продлено действие программы материнского капитала, а семьи с двумя и более детьми получат право на льготную ипотеку.

Как узнала — сразу в центр госуслуг. Демографическая инициатива президента ведь именно для нее, больничного фельдшера. Такая нужная сейчас адресная помощь.

— Существенно, конечно, зарплаты небольшие.

Татьяна к весне ждет первенца и очень рассчитывает на поддержку.

«В среднем по стране мера будет составлять чуть больше 10 тысяч рублей в месяц и будет доступна по всей территории Российской Федерации», — сообщила ранее Ольга Голодец, председатель правительства РФ.

На дополнительные бюджетные выплаты могут рассчитывать семьи, где начиная с 1 января этого года родится первый ребенок, а ежемесячный доход на каждого не превысит полтора прожиточного минимума в регионе.

«Выплаты в дополнение к тем пособиям, которые в соответствие с действующим законодательством будут продолжать назначаться», — пояснил Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ.

Подсчитать просто: Татьяна получает в больнице 17 тысяч рублей в месяц, Антон — сварщик на заводе — 23 тысячи, а дальше по формуле. Годовой доход мужа и жены нужно разделить на 12 месяцев и трех человек. Итого: 13 тысяч 333 рубля. Меньше, чем полтора прожиточных минимума взрослого во Владимирской области. Это значит, что каждый месяц государство будет выплачивать Татьяне 9752 рубля — прожиточный минимум ребенка.

Кстати, полная семья или нет, значения не имеет. Выплаты получат и усыновители, если ребенок появился в семье в 2018 году.

Яна выбирает коляску. Точнее, две коляски. Скоро у нее родятся мальчик и еще мальчик. А поскольку доход у Яны невысокий, она получит дотацию и на первого, и (если сочтет необходимым) на второго ребенка. То, чего ждали очень многие родители, прописано в демографической инициативе президента.

Программа действия материнского капитала продлена еще на три года. Положенные по закону 453 тысячи рублей, как и прежде, рассчитаны на образование детей, пенсию матери, жилье или средства для реабилитации ребенка-инвалида. Новшество в том, что часть денег при необходимости можно потратить.

«Выплата адресная, и воспользоваться ею смогут те семьи, которые имеют невысокий доход, а именно не более полутора прожиточных минимума трудоспособного гражданина на одного члена семьи», — поясняет депутат Госдумы Ольга Баталина.

Выплаты, как и в случае рождения первенца, ежемесячные, в размере детского прожиточного минимума.

«Чтобы получить эти деньги, нужны: паспорт мамы, свидетельства о рождении детей, сведения о доходах», — говорит глава ПФР Антон Дроздов.

Заявление можно будет принести в МФЦ или в клиентское отделение Пенсионного фонда и не важно, произойдет это сразу после знаменательного события или спустя какое-то время — деньги будут начислены с момента рождения ребенка.

Но для семьи Артема и Кристины самое главное, что будет решен жилищный вопрос.

«У меня сейчас все мысли заняты обустройством нового жилья подборкой мебели», — рассказывает Кристина Жигулина.

Квартира в новостройке стала доступней. Ведь с 1 января этого года ипотеку можно взять под 6% годовых. И это тоже одна из составляющих демографической инициативы президента.

«Программа по субсидированию до 6% ипотечной ставки для тех семей, в которых родился либо второй, либо третий ребенок. В случае рождения второго ребенка это субсидирование на 3 года, соответственно, в случае рождения третьего ребенка в семье это субсидирование на 5 лет», — объясняет Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ.

Даже если ипотека уже есть, тем, у кого родился второй или третий ребенок, кредитор сократит ставку до 6% — государство компенсирует банковские потери от реструктуризации.

www.vesti.ru

«Детские» пособия: реалии 2017 года

Как хорошо, что когда-то в нашей стране появились профсоюзы, движения рабочей молодежи, которые в свое время лоббировали идеи коммунизма и социальной защиты. Сейчас у нас другая идеология – с уклоном на западные ценности, однако, что-то хорошее от советского периода у нас осталось, а положительные западно-европейские тенденции так и не «прижились» за 26 без малого лет. К такому наследию былой эпохи относятся в том числе социальные пособия, которыми большинство в нашей стране пытается воспользоваться. Сегодня мы поговорим о так называемых «детских» пособиях, об их видах, о том, стоит ли на них рассчитывать. Узнаем, какие изменения в этой сфере произошли за квартал 2017 года, который уже остался позади. Да, кстати! Их не так уж и много.

Мнение : Бегло пробежавшись глазами по теме, мы обратили внимание на то, какие все же «смешные» выплаты неработающим матерям. Если отталкиваться от лозунга советских лет: «Кто не работает – то не ест», то вполне неудивительно, почему минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составляет чуть более 3000 рублей. В одной из статей мы как-то прочитали, что содержание ежа в Московском зоопарке обходится их администрации в 1000 рублей в месяц. Ну, что ж тут сказать…

Кому и что причитается

В общей сложности, мы насчитали 10 случаев, когда государством будет выплачена или будет выплачиваться определенная сумма средств, так или иначе связанная с рождением и уходом за ребенком, а также временной нетрудоспособности матери. В целом, все виды пособий можно разделить на две определяющие их характер категории:

Единовременные , т.е. те, выплаты по которым производятся по факту возникновения определенного основания;

Ежемесячные . Они предполагают регулярные выплаты ответственным за ребенка лицам (речь не обязательно идет о матери) до достижения им (ребенком) предельного возраста.

Разберем те из пособий, которые вызывают наибольший интерес у наших граждан, а также те из них, которые наиболее востребованы на сегодняшний день:

Выплаты по обязательному социальному страхованию — это начисления, которые рассчитываются исходя из взносов на социальное страхование. Они применимы в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Плюс они уплачиваются работодателем в соответствующий внебюджетный фонд;

Выплаты по государственному социальному обеспечению. Они выделяются из федеральных бюджетных ассигнований в территориальных Управлениях социальной защиты населения (УСЗН) или учреждениях уполномоченных Министерств и ведомств.

В соответствии с указанными классифицирующими признаками можно представить следующий перечень федеральных государственных пособий гражданам, имеющим детей:

Пособие женщинам по беременности и родам предполагает, что будущая мама на ранних сроках беременности встала на учет в медицинском учреждении. По закону, любая гражданка имеет право воспользоваться данной льготой в том случае, если за нее уплачиваются взносы на обязательное социальное страхование, если она потеряла работу в течение предыдущих 12 месяцев в связи с ликвидацией предприятия, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, а также если она прекратила трудовую деятельность в статусе самозанятого лица. Помимо этого, под данную категорию попадают беременные женщины, обучающиеся в ВУЗах или состоящие в рядах вооруженных сил РФ. Данная льгота регулируется Федеральным Законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 6-8), а также № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (гл. 4). Размер пособия рассчитывается исходя из доходов за предыдущие 2 календарных года, разделенных на количество дней в этом периоде и умноженное на количество дней в декрете. Безработные гражданки, не имеющие достаточного трудового стажа, получают пособие в размере 300 рублей.

Материнский капитал наравне с пособием по беременности и родам (декретным) весьма востребован среди россиян. Так, сумма разового платежа по сертификату МК в 2017 году не изменилась и составляет 453026 рублей. Эти средства не только матерь, но и семья могут получить после рождения второго ребенка и направить их на целый перечень нужд, о котором мы писали ранее в предыдущей статье.

Пособие по уходу за ребенком в отличие от двух предыдущих выплат относится к категории ежемесячных платежей. На него может рассчитывать широкий круг граждан, среди которых

Матери из числа военнослужащих по контракту и сотрудников иных видов служб, приравненных к военной ;

Матери, уволенные в период беременности, в период отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации (или прекращения деятельности в качестве ИП или самозанятого населения);

Неработающие жены военнослужащих , проходящие военную службу по контакту на территории иностранных государств;

Отцы из числа сотрудников служб , приравненных к военной;

Матери, отцы и опекунам, не подлежащие ОСС по временной нетрудоспособности и материнству (в том числе обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения);

Матери, отцы и другие родственники, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации (или прекращения деятельности в качестве ИП или самозанятого населения);

Родственники ребенка (исключая мать и отца), фактически осуществляющие уход и не подлежащие ОСС по временной нетрудоспособности и материнству .

Среди прочих пособий в 2017 году граждане могут рассчитывать на получение материальной помощи на:

Ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ежемесячную выплату на 3-го ребенка и последующих детей до 3 лет;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Компенсационную выплату, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;

При рождении ребенка

Изменения 2017 года

По большому счету, темы «детских пособий» тенденция к изменению законодательства практически не коснулась. Пожалуй, наиболее существенным можно признать тот факт, что они немного «подросли»:

Единовременное пособие по факту учета в медицинском учреждении на ранних этапах беременности – 613,14 рублей (срок до 12 недель беременности)

Ежемесячное пособие женщине при условии, если ее муж находится в армии по призыву – 25892,45 рублей;

Единовременная выплата при рождении ребенка – 16350,33 рублей

Платежи по уходу за ребенком до 1,5 лет – от 3065,69 до 23160,66 рублей в зависимости от количества детей, трудового стажа и т.д.;

Ежемесячные выплаты женщинам, состоящим в рядах ВС РФ, находящихся на службе – 11096,76 рублей

Здесь мы умышленно не указали такие выплаты, как пособия на ребенка до 16 или 18 лет и пособия по уходу за ребенка от 1,5 до 3-х лет, т.к. назвать их гуманными не представляется возможным.

Проблемы и трудности

На пути получения требуемых пособий и выплат каждая гражданка сталкивается с множеством трудно преодолимых преград. Если мы сейчас с вами говорим о выплатах, которые лежат на плечах коммерческих организаций, то здесь дело обстоит несколько проще – в зависимости от компетенции сотрудников бухгалтерии, а также от «личных» качеств руководителей, вопросы с получением материальной поддержки решаются быстро. На помощь будущим мамам выступают контролирующие органы в виде, к примеру, сотрудников трудовой инспекции или же Налоговой службы, которые регулярно отслеживают в ходе проверок «с пристрастием» правильность заполнения учетных документов. Совсем другая ситуация обстоит с государственными учреждениями, которые, скажем прямо, не имеют прямой «заинтересованности» в том, чтобы максимально оперативно реагировать на обращения граждан. Здесь у заявителей возникают сложности не только с корректным предоставлением требуемых документов, но и с изнуряющими очередями, а также элементарным бытовым хамством, которое испокон веков существовало, и, боимся, будем существовать и впредь. Возникает вопрос: а стоит ли тратить так много времени, сил, нервов, здоровья, в конце концов, только на то, чтобы «добиться» столь незначительных выплат? К сожалению, иногда стоит и от этого становится еще более печально. Это так только потому, что немногие семьи в нашей стране располагают достаточным бюджетом для того, чтобы не только полноценно обеспечивать себя, но и обеспечить достойное будущее подрастающему поколению россиян. И все же не все пособия издевательски малы. Взять хотя бы описанный нами материнский капитал или выплаты женам военнослужащих. Наш взгляд, за них стоит побороться и их средства могут реально, а не формально помочь в семье в решении насущных проблем и задач. Но что говорить о пособии по беременности и родам для безработных. Несколько сотен рублей в месяц… О чем вы говорите, господа? Никто ведь не претендует на уровень жизни Швейцарии и Норвегии, но не столько ведь!

Подводя итог нашей статьи, мы приходим к неутешительному мнению о том, что 2017 год по крайней мере «пока» не принес кардинальных преобразований в этой сфере. Мы можем только пожелать нашим читателям такой жизни, когда помощь от государства требоваться не будет, т.к. оно, к великому сожалению, едва ли может существенно помочь в данном вопросе.

scloud.ru

«Детские» пособия: виды, размеры и порядок выплаты

Статьи по теме

Детские пособия получают родители в связи с рождением ребенка, уходом за ним после рождения или во время болезни и в некоторых других случаях. Выплата детских, как правило, производится на работе. Разберемся, как без ошибок считать детские выплаты.

Граждане, имеющие детей, обеспечиваются различными государственными пособиями. Их основные виды, размеры, порядок и сроки предоставления установлены Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ). Порядок назначения и выплаты этих пособий определен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883 (далее — Порядок выплаты пособий).

Рассмотрим, какие детские выплаты работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) выплачивают своим работникам, а также в каком порядке обеспечиваются пособиями граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями 1 . Заметим, что расположенные на территории РФ филиалы и представительства иностранных организаций обязаны соблюдать установленный российским законодательством порядок выплаты социальных пособий.

Детские пособия: какие есть виды

Статьей 3 Закона № 81-ФЗ установлены следующие виды пособий:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка.

Помимо этих пособий граждане, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, получают компенсационные выплаты в течение всего отпуска в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

В том случае если ребенок заболел, граждане, осуществляющие уход за ним, получают другие детские выплаты — пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком. Это следует из подпункта «в» пункта 8 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Документ утвержден постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6 (далее — постановление № 13-6).

Все названные пособия и выплаты, кроме ежемесячного пособия на ребенка и компенсационных выплат на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, финансируются за счет средств ФСС России. То есть работодатели выплачивают их в счет причитающего к уплате ЕСН в части, зачисляемой в этот фонд. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивают органы соцзащиты населения, поэтому в статье не ставится задача его рассмотрения. Компенсационные выплаты финансируют работодатели (об этом поговорим ниже).

Смотрите подборку полезных материалов по расчету пособий:

Пособие по беременности и родам

Порядок выплаты. Это пособие работодатель должен выплатить своим сотрудницам, уходящим в отпуск по беременности и родам, исходя из их среднего заработка. Поэтому чтобы определить размер пособия, нужно, во-первых, сделать расчет среднего заработка сотрудницы, а во-вторых, установить продолжительность ее отпуска.

Средний заработок для выплаты пособия рассчитывается согласно статье 139 Трудового кодекса и принятому в соответствии с ней Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213. Так, средний заработок определяется за 12 календарных месяцев, предшествовавших отпуску по беременности и родам 2 .

Что касается продолжительности отпуска, за который выплачивается пособие, то она определена статьей 7 Закона № 81-ФЗ. Так, сотрудница должна уйти в отпуск за 70 (а в случае многоплодной беременности — за 84) календарных дней до родов. Закончится этот отпуск через 70 (в случае осложненных родов — через 86, при рождении двух или более детей — через 110) календарных дней после родов. Причем отпуск предоставляется сотруднице суммированно вне зависимости от того, сколько дней она фактически использовала до родов.

Отпуск по беременности и родам должен был начаться у сотрудницы 15 июля 2004 года. Однако фактически она продолжала работать до 16 августа 2004 года. Больничный лист ей выдан с 17 августа 2004 года по 3 января 2005 года (140 календарных дней). Пособие должно быть выплачено в полном размере.

В случае осложненных родов у женщины должен быть дополнительный больничный лист.

Согласно пункту 8 Порядка выплаты пособий пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за то число рабочих дней, которое приходится на период отпуска по беременности и родам.

Таким образом, чтобы оплатить сотруднице отпуск по беременности и родам, нужно сделать следующий расчет: среднедневной заработок умножается на количество рабочих дней, приходящихся на этот отпуск. Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка сотрудницы и не зависит от ее трудового стажа.

Но имейте в виду: максимальный размер этого пособия ограничен. На сегодня оно не может быть больше 11 700 руб. за полный календарный месяц (действие статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» продлено на 2004 год статьей 7 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»).

Чтобы получить указанное детское пособие, сотруднице нужно представить в бухгалтерию только больничный лист за весь период отпуска по беременности и родам. Ни заявления, ни других документов для получения этого пособия не требуется. Но предъявить больничный лист нужно не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Если этот срок пропущен, пособие не выплачивается. Так сказано в статье 17.2 Закона № 81-ФЗ.

Пособие выплачивается не позднее 10 дней с того момента, когда представлен больничный лист.

Сотрудница представила в бухгалтерию организации больничный лист, подтверждающий отпуск по беременности и родам с 15 марта по 30 июля 2004 года (140 календарных дней). На этот отпуск приходится 96 рабочих дней.

12 месяцев, предшествующих отпуску по беременности и родам (с 1 марта 2003 года по 29 февраля 2004-го), сотрудница отработала полностью. В расчетном периоде по графику работы — 249 рабочих дней. Фактическая зарплата, начисленная за этот период, — 249 000 руб.

Определим среднедневной заработок и соответственно дневное пособие:

249 000 руб. : 249 дн. = 1000 руб.

Далее нужно рассчитать максимальный размер пособия. Для этого 11 700 руб. разделим на количество рабочих дней в марте:

11 700 руб. : 22 дн. = 531 руб. 82 коп.

Так как 1000 руб. больше 531 руб. 82 коп., пособие выплачивается с учетом ограничения его максимального размера:

531 руб. 82 коп. х 140 дн. = 74 545 руб. 80 коп.

Особенности финансирования. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные налоговые режимы, выплачивают своим работникам пособия по беременности и родам в том же порядке, что и работодатели, применяющие общую систему налогообложения. То есть полностью за счет средств ФСС России. Так сказано в статье 2 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее — Закон № 190-ФЗ).

А если женщина осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица? Ей пособие по беременности и родам также выплачивает ФСС России. Но только в том случае, если она уплачивала страховые взносы в фонд в течение шести месяцев (сразу отметим, что предприниматели должны уплачивать страховые взносы в ФСС России в течение не менее шести месяцев для получения любого социального пособия). На это указано в статье 2 Закона № 190-ФЗ. Взносы нужно уплачивать исходя из тарифа в размере 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ. То есть с суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за вычетом связанных с их извлечением расходов. Порядок уплаты страховых взносов определен в постановлении Правительства РФ от 05.03.2003 № 144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Все сказанное относится и к женщинам, усыновившим детей в возрасте до трех месяцев. Правда, отпуск по беременности и родам у них меньше. Он начинается в день усыновления ребенка, а заканчивается через 70 (в случае усыновления двух или более детей — через 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

Порядок выплаты. Это детское пособие могут получить только женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в первые 12 недель беременности включительно. Так сказано в статье 9 Закона № 81-ФЗ. Пособие является единовременным, и его размер, определенный статьей 10 указанного закона, — 300 руб.

Для получения пособия женщина должна представить в бухгалтерию по месту работы справку, выданную женской консультацией или иным медицинским учреждением, поставившим ее на учет. Это следует из пункта 16 Порядка выплаты пособий.

Пособие назначается и выплачивается женщине одновременно с пособием по беременности и родам. Но только в том случае, если справку о постановке на учет она представит вместе с документами, необходимыми для получения пособия по беременности и родам. Если же такую справку она подаст позже, пособие ей назначается и выплачивается в течение 10 дней со дня представления справки. Так сказано в пункте 17 Порядка выплаты пособий.

Особенности финансирования. Единовременное пособие, положенное женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, работодатели выплачивают за счет средств ФСС России. То же относится и к порядку выплаты такого пособия женщинам, работающим по трудовому договору с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы. Женщина — индивидуальный предприниматель может получить это пособие в ФСС России в том случае, если она уплачивает за себя страховые взносы в этот фонд.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Порядок выплаты. Данное детское пособие выплачивается на каждого рожденного либо усыновленного в возрасте до трех месяцев ребенка (ст. 11 Закона № 81-ФЗ). Размер пособия согласно статье 12 этого закона сейчас составляет 4500 руб. и не зависит ни от материального положения родителей, ни от очередности рождения ребенка (первый он в семье, второй и т. д.) 3 . В случае рождения двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие выплачивается одному из родителей. Не имеет значения, кто его получает — мать или отец ребенка.

Согласно пункту 21 Порядка выплаты пособий оно назначается и выплачивается по месту работы, службы или учебы одного из родителей. Если оба родителя не работают (не служат, не учатся), пособие выплачивает орган социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Чтобы получить пособие, один из родителей должен представить в бухгалтерию организации:

  • заявление о выплате единовременного пособия при рождении ребенка;
  • справку из загса о рождении ребенка.
  • Кроме того, если оба родителя работают, тому из них, кто получает пособие, надо принести справку с места работы второго родителя о том, что там пособие не выдавалось.

    Право на получение единовременного пособия имеет также опекун ребенка. Для этого ему нужно представить документ об установлении опеки (выписку из решения органа местного самоуправления).

    Пособие должно быть выплачено не позднее 10 дней после того, как представлены все необходимые документы. За пособием нужно обратиться не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В противном случае оно не выплачивается. Об этом сказано в статье 17.2 Закона № 81-ФЗ.

    Особенности финансирования. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы, выплачивают своим работникам единовременное пособие при рождении ребенка за счет средств ФСС России. Получающий пособие родитель должен представить справку с места работы другого родителя о том, что тот пособие не получал.

    А если родитель ребенка — индивидуальный предприниматель? Он также может получить единовременное пособие при рождении ребенка в исполнительном органе ФСС России при условии уплаты за себя страховых взносов. При этом у него должна быть справка (иной документ), подтверждающая, что второй родитель это пособие не получал. Если же один из родителей не работает, а второй является индивидуальным предпринимателем, но страховые взносы не уплачивает? Или оба родителя предприниматели и ни один из них не платит взносы в ФСС России? В этом случае детское пособие им выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства за счет средств ФСС России.

    Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

    Порядок выплаты. Как видно из названия пособия, оно предоставляется работающим женщинам, временно прервавшим трудовую деятельность для ухода за новорожденным ребенком. Детские выплаты выплачиваются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком (как правило, это следующий день после окончания отпуска по беременности и родам) и по день, когда ребенку исполнится полтора года.

    Отпуск по уходу за ребенком предоставляется женщине в соответствии со статьей 256 Трудового кодекса до того времени, когда ребенку исполнится три года. Однако согласно статье 13 Закона № 81-ФЗ пособие выплачивается только до достижения ребенком возраста полутора лет.

    Указанный отпуск и пособие могут быть предоставлены не только матери ребенка, но и отцу, бабушке, дедушке или любому другому члену семьи. То есть тому, кто фактически осуществляет уход за ребенком, при условии, что его мать вышла на работу.

    Если сотрудница хочет взять отпуск по уходу за ребенком, она пишет такое заявление. Его можно потребовать после окончания декретного отпуска до дня, когда малышу исполнится три года. День, когда ребенку исполняется три года, входит в этот отпуск. Со следующего дня сотрудница обязана выйти на работу.

    Ребенок родился 1 июня 2003 года. Его мать находилась в послеродовом отпуске по беременности и родам до 9 августа 2003 года, а затем оформила отпуск по уходу за ребенком. Соответственно с 10 августа она имеет право на пособие по уходу за ребенком. Однако 1 декабря 2003 года она вышла на работу, прервав свой отпуск, а с ребенком осталась бабушка, которая также работает. В этом случае бабушке нужно оформить отпуск по уходу за ребенком, и с момента оформления отпуска она будет иметь право на пособие.

    Основанием для выплаты пособия женщине, состоящей в трудовых отношениях, является приказ работодателя о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком. Детские выплаты выплачиваются и в том случае, когда женщина работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.

    Детские пособия: налогообложение

    Работодатели выплачивают детское пособия сотрудникам в счет причитающегося к уплате ЕСН в части, зачисляемой в ФСС России. Размеры таких пособий ограничены.

    Но помимо установленных законодательством пособий работодатель может выплачивать своим работникам дополнительные суммы. Например, к пособию по временной нетрудоспособности, если зарплата работника превышает 11 700 руб. Посмотрим, в каком порядке происходит налогообложение пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС России, и доплат, произведенных за счет средств работодателя (см. таблицу на с. 69).

    Пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России. Все пособия, за исключением компенсационных выплат женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, выплачиваются за счет средств ФСС России. Поэтому ни одно из них не относится к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль организации.

    Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, а также пособие по временной нетрудоспособности, выплаченные в пределах норм, установленных законодательством, не облагаются ЕСН. Основание — подпункт 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Соответственно на суммы этих пособий не начисляются взносы в ПФР. Это установлено пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы налогообложения, все выплаченные своим сотрудникам пособия, включая пособия по временной нетрудоспособности в пределах 1 МРОТ, в расходы, уменьшающие налогооблагаемые доходы, не включают. Ведь финансирование этих детских пособий осуществляет ФСС России (ст. 2 Закона № 190-ФЗ). Ни на одно из пособий такие работодатели не начисляют взносы на обязательное пенсионное страхование.

    У всех работодателей согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ все перечисленные пособия, кроме пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком, не облагаются НДФЛ.

    Ни на одно из указанных пособий не начисляются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Об этом сказано в пункте 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее — постановление № 765).

    Выплаты, производимые за счет средств работодателя. Если организация самостоятельно доплачивает своим сотрудникам какие-либо суммы к любым из перечисленных пособий, эти затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Несмотря на то что пункт 25 статьи 255 НК РФ разрешает включать в состав расходов на оплату труда расходы, произведенные в пользу работника, если они предусмотрены коллективным (трудовым) договором, такие затраты не являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Следовательно, в соответствии с пунктом 49 статьи 270 НК РФ они не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

    Суммы таких доплат к детским пособиям, если работодатель их осуществляет, также не облагаются ЕСН. Напомним, что эти суммы не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому у организаций, формирующих базу по налогу на прибыль, согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ они не облагаются ЕСН, а следовательно, и взносами в ПФР (п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ).

    Суммы доплат к пособиям, осуществленные работодателем, облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

    Кроме того, на различные доплаты к пособиям, произведенные работодателем, нужно начислить взносы на социальное страхование. Это следует из пункта 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184 (далее — постановление № 184).

    У работодателей, применяющих спецрежимы, пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком в сумме, превышающей 1 МРОТ, уменьшает единый налог или включается в расходы. Это следует из Налогового кодекса и разъяснено в письме Минфина России от 04.03.2004 № 04-02-05/3/15.

    Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, уменьшают полученные ими доходы на суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку», также уменьшают полученные доходы на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Об этом сказано в подпункте 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Конечно, это актуально только для тех «упрощенцев», которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы за вычетом расходов.

    Если же работодатели-«упрощенцы» выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, они на сумму выплаченных детских пособий уменьшают единый налог (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

    Работодатели, уплачивающие ЕНВД, уменьшают этот налог на суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Но только работникам, занятым в тех видах деятельности, которые переведены на уплату ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Суммы любых доплат к другим пособиям такие работодатели не включают в расходы и не уменьшают на них единый налог.

    Есть и еще один нюанс. Если применяющие спецрежимы работодатели осуществляют доплаты к пособиям, на сумму превышения установленных норм они должны начислить взносы на обязательное пенсионное страхование. Пункт 3 статьи 236 НК РФ на таких работодателей не распространяется — они не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. В отношении пособия по временной нетрудоспособности нужно сказать следующее. Из статьи 2 Закона № 190-ФЗ следует, что пособие по временной нетрудоспособности такие работодатели частично выплачивают за счет собственных средств (часть пособия, превышающая 1 МРОТ). Поэтому пособие, выплаченное в пределах 11 700 руб., взносами на пенсионное страхование не облагается, а на сумму превышения эти взносы начислить нужно.

    Теперь рассмотрим, каков порядок налогообложения компенсационных выплат. Как сказано в пункте 20 постановления Правительства РФ от 03.11.94 № 1206, утвердившего порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, эти выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда. Заметим, что положения этого пункта оспаривались в части источников финансирования. В связи с этим налоговые органы высказывали мнение о том, что эти компенсационные выплаты не могут признаваться расходом для целей налогообложения. Однако Президиум Верховного Суда РФ своим определением от 24.12.2003 № 56пв-03 положил конец этим спорам. Как следует из этого определения, компенсационные выплаты должны осуществляться за счет средств организации. Поэтому ежемесячные выплаты в размере 50 руб., которые выплачиваются в течение трех лет, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (ст. 255 НК РФ). Если же работодатель по своему решению выплачивает компенсацию в большем размере, к расходам, уменьшающим прибыль, сумму превышения отнести нельзя. Ведь она не является экономически обоснованной.

    На компенсационные выплаты в размере 50 руб. не начисляются ЕСН и взносы в ПФР, а также НДФЛ. Как следует из пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, на компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, эти налоги не начисляются.

    Согласно Налоговому кодексу если работодатель выплачивает компенсацию в большем размере, то НДФЛ на сумму превышения начисляется (п. 1 ст. 210), а ЕСН и взносы в ПФР — нет (п. 3 ст. 236).

    Взносы на социальное страхование на сумму компенсационной выплаты в размере 50 руб., установленную законодательством, не начисляются (п. 5 постановления № 765). Иначе обстоит дело, если работодатель осуществляет доплаты к компенсации. В таком случае на сумму превышения надо начислить взносы на социальное страхование (п. 3 постановления № 184).

    А как учитывают компенсационные выплаты в размере 50 руб. работодатели, применяющие спецрежимы? Плательщики ЕСХН и «упрощенцы», выбравшие объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, включают такие выплаты в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.5 и подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Прочие работодатели, применяющие спецрежимы (переведенные на ЕНВД и «упрощенцы», избравшие для себя объектом налогообложения доходы), не уменьшают единый налог на суммы компенсационных выплат. Ни один из перечисленных работодателей, применяющих спецрежимы, не учитывает компенсационные выплаты в размере, превышающем 50 руб.

    Работодатели, применяющие спецрежимы, на сумму компенсации в размере 50 руб. не начисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, а вот на сумму превышения эти взносы начислить придется. Эта категория налогоплательщиков положения пункта 3 статьи 236 НК РФ не применяет — они не формируют налоговую базу по налогу на прибыль.

    Н.В. Иволгина, эксперт журнала «Российский налоговый курьер» (подготовлено при участии специалистов Департамента налогообложения прибыли, Департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц, Департамента единого социального налога и Управления налогообложения малого бизнеса МНС России)

    Если женщина не работает и получает пособие по безработице, пособие по уходу за ребенком ей не выплачивается (п. 25 Порядка выплаты пособий).

    Или такая ситуация: во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком у женщины появляется право на отпуск по беременности и родам. Тогда она может выбрать одно из двух пособий — или по беременности и родам, или по уходу за ребенком.

    Размер пособия составляет 500 руб. в месяц (ст. 15 Закона № 81-ФЗ). При этом он не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход. То есть в случае рождения двоих детей находящаяся в отпуске мать все равно будет получать 500 руб. ежемесячно. Пособие выплачивается в сроки, установленные для выплаты зарплаты.

    Для получения детского пособия женщина должна написать заявление и приложить к нему копию свидетельства о рождении ребенка.

    Если отпуск оформляет не мать ребенка, а другой родственник, следует предъявить справку с места работы (учебы, службы) матери о том, что она не использует отпуск и не получает ежемесячное пособие.

    За пособием нужно обратиться не позднее шести месяцев со дня исполнения ребенку полутора лет.

    Особенности финансирования. Граждане, работающие в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, получают это пособие в порядке, описанном выше. То есть за счет средств ФСС России. А индивидуальные предприниматели — при условии уплаты ими страховых взносов.

    Пособие по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком

    Если ребенок заболел, одному из работающих родителей выдается больничный лист по уходу за больным ребенком. Родитель имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

    В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.93 № 5487-1, определен порядок выплаты пособий по уходу за больным ребенком.

    Так, в статье 22 этого документа установлено следующее. Если возраст ребенка не превышает 7 лет, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении.

    Пособие по уходу за ребенком от 7 до 15 лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. Если ребенку 15 лет и более, пособие на период отпуска по уходу за ним в случае его болезни не выплачивается (ст. 23 Основ законодательства об охране здоровья).

    Обратите внимание

    Постановление № 13-6 предусматривает иные сроки выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в зависимости от его возраста. Применению подлежат Основы законодательства об охране здоровья.

    Размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком зависит от нескольких условий. Как и в случае выдачи листка нетрудоспособности в связи с заболеванием или бытовой травмой, при назначении пособия учитывается продолжительность непрерывного трудового стажа лиц, осуществляющих уход за больным ребенком. Размер пособия соответственно составляет:

  • при стаже более 8 лет — 100% заработка;
  • при стаже от 5 до 8 лет — 80% заработка;
  • при стаже до 5 лет — 60% заработка.
  • Как исключение из этого правила некоторым категориям граждан пособие выплачивается в размере 100% заработка независимо от продолжительности непрерывного стажа. Это лица, имеющие троих и более детей, граждане, работающие в районах Крайнего Севера, «чернобыльцы» и др. Указанные льготы применяются и при выплате пособия по уходу за больным ребенком.

    За пропущенные рабочие дни пособие по временной нетрудоспособности (в период амбулаторного лечения ребенка) с 8-го календарного дня выдается в размере 50% заработка независимо от непрерывного трудового стажа. Одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы сокращенное пособие выплачивается с 11-го календарного дня амбулаторного лечения ребенка.

    Женщина имеет непрерывный стаж работы 6 лет 6 месяцев. За период амбулаторного лечения ребенка в возрасте 11 лет ей был выдан больничный лист на 13 календарных дней. Соответственно за 7 календарных дней пособие будет выплачено в размере 80% заработка, а за оставшиеся 5 дней — 50% заработка.

    Изменим условия примера 4. Допустим, женщина разведена и имеет троих детей. В этом случае за первые 10 дней болезни ребенка она получит пособие в размере 100% заработка, а с 11-го по 13-й день — 50% заработка.

    Заработок для расчета пособия берется за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. Так сказано в статье 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год».

    Средний заработок для расчета пособия исчисляется на основании статьи 139 ТК РФ и утвержденного в соответствии с ней постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы 4 .

    Напомним, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе и по уходу за больным ребенком) за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб.

    Работник при выходе на работу должен сдать в бухгалтерию организации больничный лист. Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в дни, установленные для выдачи заработной платы.

    Особенности финансирования. По общему правилу пособия финансируются за счет средств ФСС России. Однако если организация или индивидуальный предприниматель применяют специальные налоговые режимы, то за счет средств фонда возмещается пособие в части, не превышающей 1 МРОТ (то есть 600 руб.), а оставшаяся часть выплачивается за счет средств работодателя. Это следует из статьи 2 Закона № 190-ФЗ. А могут ли организации, работающие с применением спецрежимов, выплачивать работникам пособия полностью за счет средств ФСС России? Да, если они добровольно уплачивают страховые взносы в фонд на случай временной нетрудоспособности по тарифу 3%. Об этом сказано в статье 3 Закона № 190-ФЗ.

    Предприниматели могут получить пособие по временной нетрудоспособности в том случае, если они уплачивают за себя страховые взносы в ФСС России.

    Компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком

    Женщинам, оформившим отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставляется компенсационная выплата за счет средств работодателя. Эта выплата, как и детское пособие по уходу за ребенком, может быть предоставлена любому другому родственнику, оформившему отпуск по уходу за ребенком, если мать ребенка вышла на работу.

    Несмотря на то что эта выплата финансируется не за счет государственных средств, она обязательна, поскольку установлена Указом Президента РФ. Порядок ее назначения и выплаты определен постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Ее размер составляет 50 руб. в месяц.

    www.rnk.ru

    Смотрите так же:

    • 32 приказ по медосмотрам ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ) Г. […]
    • Возврат налога нерезидентам НДФЛ иностранцев: от 30 к 13 Пересчитывать НДФЛ для граждан, получивших статус резидента, можно только за отчетный год. Что же касается российских граждан, ставших нерезидентами, то у них НДФЛ облагаются только премии, отпускные и компенсации. В настоящее время организации всe чаще и […]
    • Налог на прибыль для оэз Налог на прибыль для резидентов ОЭЗ может быть снижен В Госдуму РФ внесены правительственные поправки в Налоговый кодекс, которые регулируют налогообложение в особых экономических зонах. Главная цель налоговых поправок – сохранить уровень налогообложения для резидентов ОЭЗ. Еще в […]
    • Приказ кзриз 365 Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга Государственная кадастровая оценка земель и земельный налог Регламент одобрен решением Комиссии по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге (протокол № 32 от 24.12.2010), утвержден распоряжением Комитета от 10.02.2011 № […]
    • Основное правило степени Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, […]
    • Кбк возврат налога за обучение КБК в 3-НДФЛ Актуально на: 22 февраля 2017 г. При заполнении раздела 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» декларации по форме 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected] ) налогоплательщики в числе прочих данных должны […]
    • Председателю верховного суда образец Как написать в Верховный суд РФ жалобу на определение судебной коллегии по административным делам? Судья Верховного Суда РФ, изучив мою кассационную жалобу на решение районного отдела судебных приставов г. Астрахани и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам, […]
    • Официальный сайт суда города алматы на "Черный" список судей Республики Казахстан Форум Общественного Объединения "Общество Содействия Автомобилистам" (ОО "ОСА") все больше и больше пополняется списками фамилий судей запятнавших себя разного рода неблаговидными делами. Вот и сейчас, Общество молодых профессионалов […]