Эргономическая экспертиза

Главная / Эргономическая экспертиза

Pereosnastka.ru

Обработка дерева и металла

Целью эргономической экспертизы является проверка соответствия разрабатываемой системы эргономическим требованиям.

При организации эргономической экспертизы конкретной СЧМ необходимо в первую очередь:
— определить перечень задач СЧМ и подробно описать способы (алгоритмы) их решения оператором в процессе деятельности;
— разработать типовые программы и методики эргономической экспертизы;
— обосновать частные и интегральные показатели эргономичности СЧМ и методы их получения и анализа;
— подготовить (или выбрать) нормативные значения показателей и допустимые пределы их изменений (критерии пригодности и непригодности СЧМ или ее элементов);
— обеспечить экспертов комплектом типовой аппаратуры для проведения эргономической экспертизы;
— разработать положение об эргономической экспертизе с указанием ее юридического статуса, состава экспертных групп, прав и обязанностей экспертов и т. д.

Эргономическая экспертиза должна объективно оценивать реализованный в СЧМ уровень учета возможностей человека на всех стадиях создания и в процессе эксплуатации системы. Уровень (глубина) экспертизы, а также методы ее проведения зависят от стадии разработки системы. Как правило, на начальных, стадиях основу экспертизы составляют теоретические методы, а на более поздних — экспериментальные. Одним из основных требований к единой системе эргономической экспертизы является обеспечение единства и преемственности различных методов ее проведения.

Эргономическая экспертиза должна быть многоцелевой, т. е. предусматривать оценку различных сторон системы (ее конструкцию, методы подготовки операторов, режимы труда и отдыха операторов и т. д.). Это обстоятельство приводит к необходимости введения целой системы показателей разного иерархического уровня.

Таким образом, эргономическая экспертиза представляет непрерывный процесс, являющийся неотъемлемой частью создания и эксплуатации СЧМ . В процессе движения проекта системы от стадии к стадии его следует постоянно оценивать (а на основе этого и корректировать) на соответствие эргономическим требованиям, предъявляемым к системе в интересах достижения более высокого уровня реализации ее потенциальных возможностей.

С 1 января 1974 г. эргономическая оценка изделия является обязательным элементом технического предложения эскизного и технического проектов ( ГОСТ ы 2.118 — 73, 2.119 — 73, 2.120 — 73).

Экспертизе следует подвергать технические задания, технические предложения, эскизные и технические проекты, опытные и серийные образцы СЧМ , а также все другие виды документации.

В процессе эргономического обследования выявляется соответствие частных характеристик отдельных элементов СЧМ эргономическим требованиям, например характеристик рабочих мест (форма и размеры пульта, зоны видимости и зоны досягаемости, типы элементов индикации и органов управления и их размещение, антропометрическая совместимость и рабочая поза оператора и т. д.), характеристик условий обитаемости (микроклимат, уровень шумов, вибрации, загазованность, СВЧ излучения и т. д.), характеристик технических средств подготовки, освещенности и т. п.

По результатам обследования в соответствии с частными показателями складывается первое впечатление об условиях труда операторов, которое необходимо для уточнения задач эргономической экспертизы данного образца СЧМ .

Наиболее ответственным периодом проведения экспертизы следует считать этапы эргономического анализа и эргономических испытаний СЧМ , когда оцениваются условия труда операторов как с точки зрения выполнимости общих эргономических требований, так и с точки зрения напряженности деятельности.

Желательно, чтобы оценки носили не только качественный, но и количественный характер. В тех случаях, когда эксперты не располагают данными для расчета выбранных показателей, следует проводить специальные эргономические испытания. К ним необходимо прибегать и в тех случаях, когда возйикает потребность экспериментального подтверждения результатов, полученных аналитическим путем.

Эргономические испытания можно проводить отдельно или в процессе общих испытаний макетных, экспериментальных и опытных образцов СЧМ .

Заключительным этапом экспертизы .является эргономическая аттестация СЧМ , включающая комплексную оценку эргономичности системы в соответствии со значениями отдельных показателей, полученных на предыдущих этапах, а также оценку экономической целесообразности и технической реализуемости разработанных рекомендаций по устранению обнаруженных недостатков.

Оценка влияния содержания и сложности алгоритма деятельности оператора. Влияние содержания конкретного алгоритма на качество Деятельности оператора оценивается сравнением требований, предъявляемых алгоритмом к человеку, с возможностями последнего. Для этого исследуемый алгоритм записывают в виде совокупности отдельных действий и операций (см. гл. 5) с указанием требуемой точности и необходимых временных и энергетических затрат для выполнения каждого компонента алгоритма. Такое описание следует дополнять сведениями о напряженности деятельности (см. гл. 1 и 5).

Анализируя соответствие сформулированных требований психофизиологическим и биомеханическим возможностям человека, можно рассчитать ожидаемые значения точностных, временнйх и надежностных характеристик деятельности человека-оператора и сделать вывод о допустимости того или иного действия или алгоритма в целом.

Для оценки влияния сложности алгоритма на качество деятельности человека-оператора необходимо, в первую очередь, получить количественные характеристики этой сложности. Один из вариантов количественной оценки алгоритма [1] включает в себя оценку показателей суммарной динамической интенсивности, логической сложности и стереотипности.

Кроме того, динамическая интенсивность определяет темп работы, от которого во многом зависит точность деятельности оператора. Так, по данным [2], в опытах с реакцией сложного выбора получена зависимость характеристики ошибок от темпа работы (рис. 15.1).

При использовании данных, приведенных на этом рисунке, необходимо иметь в виду, что не любое сокращение темпа работы повышает точность деятельности. Слишком низкий темп (малая нагрузка) так же отрицательно сказывается на точности работы, как и высокий. Очевидно, существует некоторый оптимальный с точки зрения качества деятельности темп работы, для определения которого необходимы дополнительные исследования. Так, в процессе эксперимента 100 испытуемых должны были воспроизводить на специальной карте с помощью набора определенных символов передаваемую каждому из них по телефону информацию. Оказалось, что число ошибок возрастало как при увеличении загрузки испытуемых информацией, так и при ее снижении.

Стереотипность следует понимать как однозначно детерминированную последовательность реакций на сигнал. Чем больше в алгоритме групп, включающих непрерывную последовательность элементов, и чем длиннее эта последовательность, тем более выражен стереотипный компонент в работе оператора.

Приведенные в настоящем параграфе количественные характеристики алгоритма являются частными мерами, отражающими различные психофизиологические свойства деятельности оператора. Предложен еще ряд аналогичных мер.

Возникает вопрос: нельзя ли получить единую интегральную характеристику психофизиологических особенностей алгоритма трудовой деятельности? Из-за многомерности свойств рабочего процесса сделать это чрезвычайно трудно. В этих условиях интегральный показатель может быть получен только путем объединения частных показателей с учетом их весовых уровней.

В современных СЧМ выполнение функций человеком возможно, как правило, различными путями, т. е. существуют разные варианты алгоритмов. Наиболее приемлемый алгоритм выбирается на основании анализа соответствия различных вариантов алгоритмов решаемой задаче и имеющейся информационной модели с учетом приведенных выше количественных показателей.

Оценка влияния конструкции рабочего места. В основу оценки должна быть положена последовательная проверка выполнения требований:
— соответствия размеров рабочего места антропометрическим данным;
— достаточности средств отображения информации и органов управления для реализации принятого алгоритма;
— соответствия параметров средств отображения информации и органов управления возможностям человека выполнять своевременно операции с требуемой точностью и надежностью;
— правильности распределения средств отображения информации и органов управления по функциональным зонам информационного и операционного полей;
— соответствия размещения средств отображения информации и органов управления алгоритму деятельности (упорядоченность размещения).

Для проведения такой оценки необходимо представить структуру деятельности в виде пространственно-временной логической последовательности отдельных технологических операций с указанием допустимой точности и потребного времени для их выполнения.

Операция считается выполнимой, если исходные сигналы воспринимаются своевременно и без ошибок, действия по ним обеспечены наличием и удобством использования необходимых органов управления, а также наличием достаточных по числу и качеству сигналов обратной связи.

После качественного анализа выполняемое всех операций алгоритма производится количественная оценка показателей качества деятельности человека-оператора на рабочем месте анализируемой конструкции.

В первую очередь оценивается безошибочность и своевременность выполнения каждой операции и алгоритма в целом. При этом исследуются ошибки, допускаемые оператором только по причинам, связанным с конструкцией рабочего места в соответствии с рекомендуемой в гл. 5 схемой анализа.

Установлено, что чем больше для данной операции имеется сигнальных раздражителей, тем труднее их дифференцирование

В процессе операторской деятельности проявляется существен • ная подчиненность времени информационного поиска конкретному мар шруту обслуживания элементов информации и органов управления, который строится на основе алгоритма деятельности. Эта подчиненности выражается в том, что в идеале траектория движения глаз оператора в процессе информационного поиска должна совпадать с маршрутом обслуживания. На практике такое совпадение возможно либо при стро

го упорядоченном («горизонтальный», «вертикальный», «наклонный» ряды) размещении элементов индикации и органов управления, либо при наличии специально организованной указательной индикации типа мнемосхем. Следует отметить, что, несмотря на все достоинства мнемосхем, их реализация бывает часто затруднена из-за конкретных специфических условий труда операторов и конструктивных особенностей рабочих мест.

При эргономической оценке возникает необходимость оценить степень неупорядоченности того или иного варианта размещения элементов, индикации и органов управления, т. е. определить, какова степень отклонения маршрута обслуживания от рационального маршрута.

Методика оценки указанной неупорядоченности заключается в следующем.

1. На отдельном листе бумаги в определенном масштабе вычерчивается развернутая фронтальная проекция передней панели пульта и на ней отмечаются точки размещения элементов индикации и органов управления.

2. С учетом антропометрических характеристик «среднего» оператора в соответствии с его рабочей позой определяется точка на пульте, через которую проходит линия центрального визирования при установке наиболее оптимального угла наклона головы (0—5°) и фиксации глаз в «нулевом» положении. Через эту точку проводятся вертикальная (у) и горизонтальная (х) оси, на которых откладываются отрезки, соответствующие следующим угловым размерам*: по оси у вверх 23°, вниз 33°; по оси л: ± 31е.

Через концы отложенных отрезков проводятся прямые, образующие прямоугольники. Область, ограниченная данным прямоугольником, считается комфортной зоной с точки зрения информационного поиска и обозначается римской цифрой I.

Все остальные элементы индикации и органы управления, находяг-щиеся вне указанной области, относятся к некомфортной зоне II (элементы, находящиеся на границе зон I и II, относятся к зоне I).

3. Для каждого элемента индикации и органа управления замеряются их минимальные расстояния от осей х и у (xt и yt), которые затем откладываются с учетом знака на специальных графиках х (п) и у (п) в последовательности, предопределяемой алгоритмом работы оператора п (О-

4. На построенных графиках х in) и у (п) через точку с максимальным значением ординаты xt (или г/г) проводится прямая, параллельная оси п. Затем, аналогичным образом, проводятся линии через все последующие элементы.

Если на ту или иную прямую k попадает два или более элементов, то независимо от значения п эти элементы считаются сгруппированными по уровню k.

5. На графиках х (п) и у (п) наносятся линии, определяющие границы зон I и II.

Чтобы оценить степень отклонения маршрута обслуживания элементов индикации и органов управления от типовых закономерностей («горизонтальный ряд», «вертикальный ряд» и «наклонный ряд»), в каждой зоне необходимо произвести операции группирования — горизонтального (вертикального) и наклонного.

Величина аф выбирается из условия относительной стабильности восприятия зрительных стимулов в области трехкратного значения уг-

Ла фовеального зрения (аф = 3°), выраженного в линейных единицах с учетом удаления глаз оператора относительно плоскости пульта. Оди-ночные элементы, не вошедшие в состав групп, условно принимаются за отдельную группу.

Для проведения наклонного группирования на проекции пульта каждый элемент последовательно, начиная с первого, соединяется; прямой с очередным третьим элементом. Если при этом второй по очереди элемент будет находиться от указанной прямой на расстоянии не более величины аф, то все три элемента объединяются в наклонную группу. В данную группу должны войти также последующие элементы, составляющие непрерывный ряд и имеющие отклонение менее аф от продолжения прямой, соединяющей первый и третий элементы. Дальнейшее наклонное группирование проводится аналогичным образом, начиная с первого элемента, вышедшего за пределы аф. Если в самом начале группирования второй последующий элемент выходит за пределы «ф, то он становится исходным для проведения очередного шага наклонного группирования и т. д.

Наклонное группирование элементов производится только в пределах каждой зоны. Это означает, что наклонная группа не может содержать элементы зоны I и II одновременно.

Если в «зачетную» наклонную группу попадают элементы, входящие и в горизонтальную (вертикальную) группу, то они должны учитываться только в одной группе.

6. По результатам группирования рассчитывается первый показатель неупорядоченности в каждой зоне

7. Для учета степени случайности разброса в размещении элементов индикации и органов управления на пульте оператора вводится второй показатель, известный под названием «критерий фон Неймана».

pereosnastka.ru

Эргономическая экспертиза;

Эргономическое обеспечение.

Эргономическое обеспечение(ЭО) АИС совокупность методов и средств, предназначенных для создания оптимальных условий эффективной и безошибочной деятельности специалистов в процессе создания и функционирования АИС.

В состав ЭО входит: комплекс документации, содержащей требования к рабочим местам, условиям работы персонала, программному обеспечению; набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и экспертиза их реализации; комплекс методов, учебно-методических материалов и технических средств, позволяющих сформулировать требования к уровню подготовки персонала.

Эргономическая экспертиза — комплекс научно-технических и организационно-методических мероприятий по оценке выполнения в проектных, предпроектных и рабочих документах и в образцах СЧТС эргономических требований технического задания, нормативно-технических документов, а также по разработке рекомендаций для устранения отступлений от этих требований.

Указанная экспертиза проводится при обосновании выполнения каждого этапа опытно-конструкторской разработки: технического предложения, эскизного проекта, технического проекта, рабочего проекта. Материалы ее — акт либо протокол — включаются в документы, представляемые на защиту проекта.

Список использованной литературы.

Список литературы

1. Аристотель. Физика. – М.: 1932.

2. Атомян И.О. и др. Надежность автоматизированных систем управления. Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая шк., 1982.

3. Берг А.И. Кибернетика и надежность. – М.: 1963.

4. Берг А.И. Проблема номер один – надежность. – Техника – молодежи, 1960, №10.

5. Большая советская энциклопедия, т. 17, с. 342.

6. Гадасин В.А. Надежность сложных информационно-управляющих систем. -М.: Высшая школа, 1979.

7. Генес В.С., Мадневский Ю.М. О повышении надежности труда железнодорожных машинистов. // Очерки психологии труда оператора – М., 1974. – С. 173-186.

8. Голембо З.Б. Веников Г.В. Вопросы построения автоматизированных систем управления производством”. — Техническая кибернетика, 1971.

9. Голинкевич Т.А. Прикладная теория надежности. — М.: Высшая школа, 1985.

10. ГОСТ 20913 — 75. АСУ. Стадии создания.

11. ГОСТ 27.002 — 83, Надежность в технике. Термины и определения.

12. Губинский А.И., Кобзев В.В. «Оценка надежности деятельности человека оператора в системах управления» — Л.: Наука, 1981.

13. Губинский А.И., Суходольский Ю.В. Понятие отказа применительно к человеку-оператору // Инженерная психология в приборостроении – М., 1967. – С.124-131.

14. Диллон К., Сингх. Инженерные методы обеспечения надежности систем. – М.: Мир, 1984.

15. Дружинин Г.В. Надежность автоматизированных производственных систем. – М.: Энергоатомиздат, 1986.

16. Журавлев Ю.П. и др. «Надежность и контроль ЭВМ» — М.: Наука, 1978.

17. Заренин Ю.Г. Информационная избыточность как метод повышения надежности произвольных преобразований дискретной информации. — Киев: 1968.

18. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. – М., 1974. – С.138-173.

19. Кабанов Г.А. Надежность структурно-избыточной системы. — Изв. АН СССР. Техническая кибернетика, 1971, №4

20. Капур К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем. – М.: Мир, 1980.

21. Костюк В.И., Ходаков В.Е. Системы отображения информации и инженерная психология. – Киев: Высшая школа, 1977. – С.102.

22.Иыуду Т. А. «Надежность контроль и диагностика вычислительных машин и систем».

22. Креденцер Б.П. Оценка надежности систем с аппаратурной и временной избыточностями и мгновенным обнаружением отказов. — Изв. АН СССР. Техническая кибернетика, 1971, №4

23. Левин В.И. Логическая теория надежности сложных систем. – М.: Энергоатомиздат, 1985.

24. Литвинов В.А., Крамаренко В.В. Контроль достоверности и восстановление информации в человеко-машинных системах, -1986, — 198 с.

25. Ллойд Д. Надежность. – М.: Советское радио, 1964.

26. Ллойд Д., Липов М. Надежность. — М.: Радио и связь, -1982.

27. Майерс Г. Надежность программного обеспечения — М.: Советское радио, 1985.

28. Максимов В.И. Методы обеспечения надежности АСУ — М.: Радио и связь, 1976.

29. Маминоков А.Г., Кульба В.В., Шелков А.Б. Достоверность, защита и резервирование информации. — М. Энергоатомиздат, 1986.

30. Мельников Ю.Н. Достоверность информации в сложных системах. — М.: Сов.радио, 1973.

31. Методика выбора показателей для оценки надежности сложных технических систем – М.: Стандарт, 1972.

32. Методические рекомендации по оценке надежности и эффективности системы «человек-техника» АНСССР, научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» 1971.

33. Моисеев Н.Н. Математик задает вопросы. М.: Знание, 1974.

34. Надежность АСУ / Под ред. Я.А.Хетагурова — М : — Высшая школа, 1979.

35. Надежность и эффективность АСУ / Под ред. Ю.Г.Заренина, Киев, 1975.

36. Надежность комплексных систем «человек-техника», 43 ЛДНТП, 1970

37. Небылицын В.Д. К изучению надежности работы человека-оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. – 1961. — № 6. – С.9-18.

38. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. – Л.: ЛГУ, 1977.

39. ОСТ 25 456 — 74. АСУ. Типовая программа работ по обеспечению надежности.

40. Плетнев И.Л. и др. Эффективность и надежность сложных систем. – М.: Машиностроение, 1977.

41. Пивоваров А.Н. Методы обеспечения достоверности информации в АСУ. – М.

42. Руденко Ю.Н., Чельцов М.Б. Надежность систем энергетики. – Иркутск: Энергия, 1976.

43. Рябинин И.А., Черкесов Т.Н. Логико-вероятностные методы исследования надежности структурно-сложных систем. — М.: Радио и связь, 1981.

44. Северцев Н.А. Надежность сложных систем в эксплуатации и отработке. Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая шк., 1989.

45. Солодкова А.В. О влиянии эмоциональных состояний на мышление оператора // Очерки психологии труда оператора. – М.: Экономика, 1973.

46.Самойленко А. П. «Основы теории надежности АСОИУ».

46. Синавина В.С. Оценка качества функционирования АСУ. Исследование достоверности обработки информации. -М.: Экономика, 1973.

47. Смолян Г.Л., Тоболев К.В. «Человеческий фактор в системах управления» М. Знание, 1974.

48. Сотсков Б.С. Основы теории и расчета надежности эле­ментов и устройств автоматики и вычислительной техники. — М.: Высшая школа, 1970.

49. Справочник проектировщика системы / Под ред. Г.Л.Смилянского — М : Машиностроение, 1983.

50. Трейер В.Н. Теория долговечности и надежности машин. — Минск: Наука и техника, 1964.

51. Червоный А.А. Надежность сложных систем.

52. Черкесов Г.Н. Надежность технических систем с временной избыточностью — Л.: Радио и Связь, 1974.

53. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. – М.: ИЛ, 1963

54. Ястребнецкий М.А. Надежность промышленных автоматических систем в условиях эксплуатации — М: Высшая Школа, 1979.

55. Ястребнецкий М.А. Надежность технических средств в АСУ технологическими процессами. — М: Энергоиздат, 1982.

studopedia.su

Экспертиза

Услуги в области эргономической экспертизы

Проектирование

Услуги в области эргономического проектирования

Консалтинг

Услуги по проведению семинаров и консультаций по эргономике

Бытовая эргономика

Услуги по проектированию жилого пространства

Эргодизайн

Услуги в области технического и промышленного дизайна.

  • ErgoIT
  • / Эргономическая экспертиза

Наша компания при поддержке Санкт-Петербургской эргономической ассоциации оказывает услуги по оценке степени соответствия эргономических характеристик различных объектов (систем, комплексов), их составных частей, а также комплектующих изделий эргономическим требованиям, установленных в ТЗ на образец.

Мы можем провести эргономическую экспертизу любых объектов (систем, комплексов) различной сложности, но в основном специализируемся на:

  • рабочих местах как офисных, так и на производстве;
  • информационных моделях различного типа и сложности;
  • промышленных объектах и комплексов любой сложности;
  • объектах, системах и комплексах особого (специального) назначения.
  • Цель эргономической экспертизы – повышение конкурентоспособности, качества и реализуемой эффективности объектов путем контроля реализации эргономических требований, основанных на рациональном учете характеристик операторов, технических средств деятельности и факторов среды в рабочих помещениях.

    Основные задачи эргономической экспертизы:

  • анализ установленных эргономических требований и их влияния на эффективность объекта;
  • контроль и оценка полноты и правильности реализации эргономических требований, установленных в ТЗ на объект;
  • оценка эргономических свойств СЧМ;
  • разработка возможных путей совершенствования эргономических характеристик объекта.
  • В ходе эргономической экспертизы должна проводиться оценка полноты и правильности реализации эргономических требований всех уровней, эргономических свойств и возможных путей эргономического совершенствования.

    ergoit.ru

    1. Эргономическая экспертиза рабочего места

    Эргономическая экспертиза рабочего места проводится с целью установления, являются ли параметры рабочего места соответственными физиологическим и психическим возможностям человеческого организма; для обеспечения наиболее эффективной работы человека в безопасных и комфортных условиях. Результатом эргономической оценки рабочего места является расчет интегрального эргономического показателя, по величине которого можно судить о степени комфортности конкретного рабочего места. Его значение определяют основные групповые эргономические показатели, по величине которых можно судить о степени комфортности конкретного рабочего места. Основные групповые эргономические показатели: антропометрический, биомеханический, психофизиологический, психологический и санитарно- гигиенический. В свою очередь, конечная величина каждого из них складывается из единичных параметров рабочего места. Единичные параметры определяются по балльной системе следующим образом: каждому параметру присваивается адекватный балл в соответствии с нормативом.

    3 балла — параметр полностью соответствует нормативу;

    2 балла – параметр частично совпадает с диапазоном (величиной) эргономического норматива;

    1 балл – параметр только касается (незначительно совпадает) с границами оптимального диапазона эргономического требования;

    0 баллов – параметр совершенно не совпадает с оптимальным размахом эргономического требования.

    В случае отсутствия мерительных приборов оценка производилась субъективно по баллам.

    Далее следует провести оценку рабочего места в данном случае — слесаря механосборочных работ по установке панелей приборов в сборке. Оценка рабочего места происходит в два этапа.

    При проектировании рабочих мест необходимо предусматривать его соответствие антропометрическим данным и биомеханическим характеристикам человека. Все элементы рабочего места, которые имеют непосредственное соприкосновение с телом человека, должны по возможности точно соответствовать его антропометрическим данным (размеры сиденья, рабочей поверхности, подставки для ног, органов управления и т. п.).

    1.1. Психофизиологический групповой показатель

    Изучение данного группового показателя необходимо для обеспечения оптимизации приема и переработки информации человеком, а также построение рационального режима труда и отдыха

    Для определения оптимального режима труда и отдыха, под которым понимается порядок чередования и продолжительности периодов работы и отдыха, обеспечивающих поддержание высокой работоспособности и получение необходимых производственных результатов при сохранении здоровья работников.

    Работоспособность – это способность человека сохранять и повышать интенсивность физиологических процессов в двигательном аппарате, в нервной системе, в дыхательном аппарате и органах кровообращения. Определим работоспособность слесаря механосборочных работ на рабочем месте. Чтобы определить работоспособность человека воспользуемся методом Крепелина, задачей которого является исследование усталости.

    studfiles.net

    Экспертиза проекта

    АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» проводит экспертизу проектов судов на подводных крыльях, судов с воздушной каверной на днище, судов на воздушной подушке, экранопланов, катеров на подводных крыльях, глиссирующих катеров по следующим направлениям:

  • технико-экономическая экспертиза
  • метрологическая экспертиза
  • экспертиза по оценке живучести
  • экспертиза по электромагнитной совместимости
  • эргономическая экспертиза
  • медико-санитарная экспертиза

Технико-экономическая экспертиза (ТЭО)

Технико-экономическая экспертиза включает в себя:
а) анализ эксплуатации судов в настоящее время в РФ;
б) информационно-нормативная база для выполнения расчетов по ТЭО;
в) оценка строительной стоимости;
г) моделирование работы;
д) расчет эксплуатационных показателей;
е) оценка экономических показателей работы.

Основные задачи и цели ТЭО:

  1. подготовка комплекта расчетно-аналитических документов, содержащих как исходные данные, так и основные технико-экономические,эксплуатационные, конструктивные характеристики судна, расчетно-сметные,оценочные и другие показатели, позволяющие рассматривать целесообразность и эффективность проекта строительства.
  2. оценка экономической эффективности осуществления предлагаемого проекта на основе сопоставительной оценкизатрат и результатов, установления эффективности использования и срока окупаемости вложений.

Подготовка информационно-нормативной базы

На первом этапе технико-экономического обоснования выполняется моделирование эксплуатационной деятельности проектируемых судов в заданных районах работы.

На втором этапе выполняются расчеты бюджета затрат по судну (суточная себестоимость содержания судна), включающие в себя: содержание экипажа, проведение в период эксплуатации регламентных работ, затрат на горюче-смазочные материалы за жизненный цикл.

На третьем этапе выполняется расчет эксплуатационно-экономических показателей работы судов на заданных расчетных направлениях.

Метрологическая экспертиза

Целью проведения метрологической экспертизы является определение возможности получения достоверных измерений в технических и конструкторских решениях при организации учетных операций с соблюдением требований Федерального закона, нормативно-правовых Актов, с целью получения объективных данных, достоверных результатов измерений и обеспечения единства измерений.

АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» аккредитовано на проведение работ по анализу и оценке технических решений по выбору метода измерения и выбору параметров, подлежащих измерению, установлению соответствия пределов общей погрешности действующим нормам точности с обеспечением допустимого уровня автоматизации и оценки методов и средств дальнейшей поверки.

Метрологическая экспертиза — часть комплекса работ по метрологическому обеспечению, являющеюся частью технической экспертизы нормативной, конструкторской, технологической и проектной документации, в части анализа и оценки технических решений метрологического обеспечения (технических решений по выбору измеряемых параметров, установлению требований к точности измерений, выбору методов и средств измерений, их метрологическому обслуживанию).

При метрологической экспертизе выявляются ошибочные или недостаточно обоснованные решения, вырабатываются рекомендуемые, наиболее рациональные и эффективные решения по конкретным вопросам метрологического обеспечения и в виде экспертного заключения представляются результаты экспертизы.

АО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева» также проводит метрологическую экспертизу документации, поступившей от сторонних организаций.

Экспертиза по оценке живучести

Живучесть судна — это способность судна противостоять воздействию стихийных сил ветра и волн, пожаров, а при повреждениях – сохранять и восстанавливать полностью или частично мореходные качества. Важнейшими элементами живучести являются непотопляемость и остойчивость. Живучесть судна обеспечивается рациональностью конструкции и оборудования судна, в том числе расположением водонепроницаемых переборок, люков, горловин, дверей, иллюминаторов, системами сигнализации, автоматическими защитными устройствами, противопожарными и отливными средствами, дублированием источников питания и др.

На стадии проектирования проводятся модельные испытания для проверки характеристик остойчивости судна в наихудших условиях эксплуатации.

Эффективность борьбы за живучесть судна в аварийных условиях во многом зависит от своевременности действий и выучки экипажа.

АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», разрабатывая проекты своих судов, ставит приоритетной целью обеспечение их живучести за счет:

конструктивных мероприятий, осуществляемых при проектировании, строительстве, модернизации и переоборудовании судна;

организационно-технических мероприятий, выполняемых при эксплуатации судна;

действий личного состава по борьбе за живучесть повреждённого судна.

Для этого проводится комплексная оценка безопасности судна и внедряются наиболее рациональные, с точки зрения надежности и живучести, конструктивные решения на стадии его проектирования; используется программное обеспечение, позволяющее создать компьютерную модель функционирования комплекса технических средств, модели критичности отказов и модели внешних факторов воздействия.

Для обеспечения информационной поддержки борьбы за живучесть в процессе эксплуатации каждый проект АО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева» имеет эксплуатационную документацию, в которую входят документы по борьбе за живучесть:

Предупреждение в борьбе с пожарами;

борьба за непотопляемость;

борьба за живучесть оружия и технических средств;

защита экипажа и пассажиров.

Экспертиза по электромагнитной совместимости

Безопасность работы судового оборудования зависит от надёжного функционирования электронных технических средств, являющихся основой современных систем автоматического управления, контроля и защиты оборудования. В то же время данные системы подвержены воздействиям электромагнитных помех, вызванных молниевыми и электростатическими разрядами, замыканиями и переключениями в цепях энергоснабжения, работой энергоемкого оборудования, неудовлетворительным качеством электроснабжения технических средств. Для обеспечения безопасного функционирования оборудования при воздействии электромагнитных помех необходимо выполнять работы по обеспечению электромагнитной совместимости (ЭМС) оборудования на судне.

АО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева» при выполнении проекта использует новейшие программно-технические средства, специально разработанные для анализа электромагнитной совместимости и выполняет полный комплекс опытно-конструкторских работ по выявлению слабых мест и обеспечению надежного функционирования электронного судового оборудования в условиях воздействия электромагнитных помех.

Результаты работы оформляются в виде технического отчета, в котором предоставляются исходные данные и результаты расчетов, а также выводы о выполнении требований ЭМС. При неудовлетворительных результатах оценки ЭМС предоставляются рекомендации по обеспечению ЭМС электронного судового оборудования.

Эргономическая экспертиза

Осуществляя разработку судов, АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» учитывает эргономические требования. Одним из инструментов эргономического проектирования является эргономическая экспертиза – комплекс научно-технических и организационно-методических мероприятий по оценке выполнения в проектной, технической и эксплуатационной документации, опытных и серийных образцах системе “человек – машина” (СЧМ) эргономических требований, изложенных в техническом задании, нормативно-технических и руководящих документах.

Эргономическая экспертиза должна объективно оценивать реализованный в системе “человек – машина” уровень учета возможностей человека в интересах достижения более высокого уровня реализации его потенциальных возможностей в процессе эксплуатации судна.

В процессе эргономической экспертизы разрабатываются меры по устранению выявленных несоответствий, даются предложения по дальнейшим шагам проектирования.

Исходными материалами для экспертизы служат техническое задание на проектирование (разделы, связанные с эргономическими требованиями к создаваемому образцу), конструкторская документация, образцы СЧМ, рабочие документы.

На стадии технического предложения основное – распределение функций в проектируемой системе между оператором и технической частью системы. Определяется управляющий состав будущего плавсредства, их квалификация, формируется состав технических средств деятельности, оцениваются факторы рабочей среды.

На стадиях эскизного, технического и рабочего проектов функции системы распределяются между операторами, вырабатываются требования к конкретному содержанию информационной модели, алгоритмам деятельности, реализуемым на каждом рабочем месте. Идёт оценка каждого элемента рабочего места вплоть до конструктивных элементов и отдельных систем.

Медико-санитарная экспертиза

АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» выполняет проекты судов в соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН). Под каждый разрабатывается комплекс мер по обеспечению обитаемости, защиты от вредных факторов судовой среды для соблюдения минимально необходимых условий труда и проживания на судне. Для отделки судовых помещений в проект закладываются современные материалы, имеющие экспертное заключение от госсанэпиднадзора.

АО «ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева» проводит соответствующие расчеты и экспертизу стороннего проекта на соответствие выполнения правил СанПиН.

www.ckbspk.ru

Смотрите так же:

  • Иркутская палата адвокатов Иркутская палата адвокатов Смирнов Олег Валерьевич Адвокатское образование: адвокатский кабинет, Начало адвокатской деятельности: 1996 год, Награжден Медалью «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 2 степени.e-mail: [email protected] Бусаргина Ольга Станиславовна Заместитель […]
  • Одна или две н в причастиях правило 9. Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных. Правила 1. В суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов несов. вида и употреблённых с зависимыми словами: жаренный на масле картофель, метко брошенный камень, недавно крашенный забор, вязанная […]
  • 32 приказ по медосмотрам ПРИКАЗ 302 Н ОТ 12.04.2011 ПО МЕДОСМОТРАМ (ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ): "ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ (ОБСЛЕДОВАНИЯ)". ПРИКАЗ 302 Н от 12.04.2011 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ) Г. […]
  • Закон рсфср о земельной реформе Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Информация об изменениях: Законом РСФСР от 27 декабря 1990 г. в настоящий Закон внесены изменения Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" С изменениями и дополнениями […]
  • На сколько можно сделать страховку На сколько можно сделать страховку Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Временная страховка ОСАГО — Временный полис на перегон автомобиля Наверное, многие из вас слышали о возможности приобрести ОСАГО на […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]
  • Могут ли лишить прав если сидишь в незаведенной машине и пьешь пиво Какой закон лишит меня прав если я на стоянке пью пиво Инспектор вычислит автомобиль, в котором идет распитие спиртного, достаточно легко: у автомобиля запотевшие стекла, или из приоткрытого окна вьется дымок от сигареты. Дальнейшее предугадать несложно: предъявление документов, […]
  • Роман о переселении душ Роман о переселении душ 22 февраля 2013 г., 19:56 Девчёнки,люблю романы в которых гг меняются телами,или из попадают в пршлое,если такие читали-скиньте название книги и авторов.ПОЖАЛУЙСТА )) 22 февраля 2013 г., 22:09 Лучше фильм посмотрите Кафе де Флор. Он на эту тему 22 февраля 2013 г., […]