Элемент закона о налоге это

Главная / Элемент закона о налоге это

4. Элементы закона о налоге

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19) и следующие элементы налогообложения:

1. объект налогообложения (ст. 38);

2. налоговая база (ст. 53);

3. налоговый период (ст. 55);

4. налоговая ставка (ст. 53);

5. порядок исчисления налога (ст. 52);

6. порядок и сроки уплаты налога (ст. ст. 57, 58).

В необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщикам (ст. 56).

Права налогоплательщиков (ст. 21)

Налогоплательщики имеют право:

* пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

* представлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;

* знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

* представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;

* в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23)

Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

-уплачивать законно установленные налоги;

— вести бухгалтерский учет;

— составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;

— представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

— вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

— выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

* о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

* об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;

www.bibliotekar.ru

Характеристика закона о налоге

Мы уже неоднократно подчеркивали, что только представи­тельный орган власти может устанавливать налоги. Однако по­ка не было сказано, что значит установить налог. Вероятно, было бы недостаточным просто провозгласить: «В Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца». На­верное, для того чтобы налог действительно можно было взы­скать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, ко­торая позволяет установить: лицо, обязанное уплачивать нало­ги; условия возникновения этой обязанности; размер налогово­го обязательства; порядок его исполнения и т. п. Эта информа­ция называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, как бы каркас закона о налоге. Конкретное же содержание элементов опреде­ляет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге. Только целост­ная система элементов позволяет сказать, что у налогоплатель­щика появилась обязанность уплатить налог. В противном слу­чае налог не может считаться установленным. Это вытекает из требования о законодательном оформлении налогов, согласно которому различные ведомства (например, Министерство РФ

248 Глава 5. Финансовое право

по налогам и сборам) не могут устанавливать налоги, а значит, и восполнять пробелы в системе элементов закона о налоге.

К чему приводит неполное установление и определение эле­ментов закона о налоге? С одной стороны, это обусловливает существование возможности законного уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с боль­шой долей условности, ведь обязанность уплатить налог остает­ся неустановленной. Так, в 1990-е гг. в числе плательщиков на­лога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в от­ношении их не был определен порядок уплаты налога, в ре­зультате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали. С другой стороны, не­полное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расши­рительно толковать положения закона о налоге.

Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения ко­торых налог не может считаться установленным. К факульта­тивным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают га­рантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

К существенным элементам закона о налоге в соответствии со ст. 17 НК РФ относятся следующие:

1) субъект налога (налогоплательщик);

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговый период;

5) налоговая ставка;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок и сроки уплаты налога.

Наука финансового права существенными элементами так­же называет:

8) источник налогообложения;

9) предмет налога; Г О ) масштаб налога;

И) способы уплаты налога; 12) единицу налогообложения.

§ 5. Характеристика закона о налоге 249

К факультативным элементам закона о налоге относятся:

1) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;

2) ответственность за налоговые правонарушения;

3) налоговые льготы.

Перейдем к рассмотрению основных элементов закона о на­логе.

Субъект налога(налогоплательщик). Налогоплательщик — это лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Существует такое понятие, как носитель налога(фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, которое фактически принимает на себя бремя налога. Такое фактическое переложение тяжести налогообложе­ния характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический налогоплательщики не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость уплачивается про­изводителем, но затем включается в цену товара). Поэтому не­обходимо понимать, что когда мы говорим о субъекте налога, мы имеем в виду только юридического налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик — это лицо, которое обя­зано уплатить налог в соответствии с законом. Однако и данное определение требует уточнения.

Существует такое явление, как налоговые оговорки,т. е. со­глашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства стран признает такие оговорки незаконными, по­скольку практика налоговых оговорок снижает уровень налого­вых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отноше­ния. Исключения составляют лишь таможенные пошлины. Та­ким образом, по общему правилу налогоплательщик должен уплачивать налоги из собственных средств.

studopedia.org

Закон о налоге и его элементы

Выше мы говорили о том, что устанавливать налоги может только представительный орган власти. Однако тогда мы подробно не рассматривали вопрос о том, что значит установить налог. Ведь, вероятно, будет недостаточным просто провозгласить: «В Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца». Чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным. Например, это сведения о лице, обязанном уплачивать налоги, обстоятельствах, при наличии которых возникает эта обязанность, размере налогового обязательства, порядке его исполнения и т.п. Эта информация называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, своего рода каркас закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге.

Обычно в законе о налоге содержатся следующие элементы.

1. Субъект налога (налогоплательщик). Налогоплательщик – это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог за свой собственный счет (юридический налогоплательщик). Юридического налогоплательщика следует отличать от фактического, т.е. лица, которое, хотя непосредственно налог и не уплачивает, в конечном счете принимает на себя его бремя (например, покупатель товара в отношении косвенных налогов). Когда мы говорим о субъекте налога, то имеем в виду только юридического налогоплательщика.

Иногда исполнение обязанности уплатить налог возлагается не на самого налогоплательщика, а на налогового агента, который уплачивает налог из средств налогоплательщика. Так, например, подоходный налог чаще всего уплачивается предприятием, производящим выплату гражданину. Соответственно, налогоплательщик получает выплаты за исключением сумм налога. Налоговый агент не является налогоплательщиком.

2. Объект налогообложения. Законодательство РФ восприняло традиционную точку зрения, согласно которой под объектом понимаются материальный предмет либо его характеристика (стоимостная, количественная или физическая), а также операции (юридические действия) с данными предметами, с наличием (совершением) которых законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Соответственно, объектом налогообложения признаются доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и др.

Объект налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения (т.е. условных величинах, используемых для исчисления объекта налогообложения: рубли, штуки и т.п.), образует налоговую базу. Так, например, при уплате налога с владельцев транспортных средств объектом налогообложения является автомобиль, точнее, факт владения автомобилем, а налоговая база – определенное количество лошадиных сил мощности двигателя (именно в них исчисляется объект обложения данным налогом).

3. Ставка налога – это размер денежных отчислений, размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога по методу установления подразделяют на твердые и процентные. Твердые ставки выражаются в определенной сумме на единицу налогообложения (например, пять рублей за одну лошадиную силу мощности двигателя автомобиля). Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется денежная единица (например, 25% сумм реализации горючесмазочных материалов).

4. Способы уплаты налога. На сегодняшний день в Российской Федерации существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, налоговым (фискальным) агентом и кадастровый способ.

Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию).

В Российской Федерации обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в отношении подходящего налога.

Уплата налога налоговым (фискальным) агентом. В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом.

Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр – это реестр объектов (земли, сооружений и т.д.), классифицированных определенным способом и устанавливающий среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении недвижимости.

5. Сроки уплаты налога. Сложно говорить об установленном налоге, если в законе отсутствует определенность в вопросе о сроке уплаты налога. Вот почему срок – необходимый элемент любого закона о налогах.

6. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Можно с большой долей уверенности утверждать, что уплата налогов – нежелательная для каждого обязанность, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. Именно поэтому закон о налоге не может существовать без системы мер ответственности, гарантирующей уплату налога.

В целом, к лицу, совершившему налоговое правонарушение, возможно применение мер уголовной, административной и финансовой ответственности. Нормы, предусматривающие финансовую ответственность за нарушение налогового законодательства, сконцентрированы в Налоговом кодексе РФ. Рассмотрим основные из них.

Прежде всего, законодательство предусматривает перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. К числу смягчающих обстоятельств относятся:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным Налоговым кодексом РФ.

Отягчающим ответственность считается совершение аналогичного налогового правонарушения. При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100%.

Налоговый кодекс РФ предусматривает меры ответственности за конкретные правонарушения.

1. За неуплату или уплату налога не в полном размере в результате занижения налогооблагаемой базы (объекта налогообложения), иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в размере 20% неуплаченных сумм налога.

То же деяние, совершенное умышленно, влечет взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы налога.

2. За уклонение от постановки на учет в налоговых органах на организацию либо индивидуального предпринимателя налагается штраф в размере 10–20% доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности без постановки на учет, но не менее 20 тыс. руб.

3. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

4. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. При совершении этого правонарушения повторно сумма штрафа увеличивается до 5 тыс. руб.

5. Льготы по налогу. Как правило, в любом законе о налоге устанавливаются те или иные льготы по налогу в форме освобождения от налога, права уменьшения налоговой базы на определенные суммы, установления налогооблагаемого минимума и др.

studme.org

Понятие, виды, значение элементов закона о налоге

Понятие, виды, значение элементов закона о налоге.

Элементы закона о налоге (элементы налога) — это закрепленные в законе слагаемые налоговых формул, определяющие налоговое обязательство. Они делятся на существенные и факультативные.

Те элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, можно назвать существенными (обязательные) элементами юридического состава налога.

налогоплательщик (субъект налога);

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Кроме указанных элементов, существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии его надлежащего исполнения.

К ним относятся:

порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

ответственность за налоговые правонарушения.

Факультативные элементы не обязательно присутствуют в каждом законе о налоге. В Российской Федерации вопросы взимания недоимок и возврата налогов, налоговой ответственности решены в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Эти нормы применимы в отношении любого налога, они характеризуют выполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате всех налогов в целом и конкретных налогов в частности. Угроза применения мер ответственности – «приводной ремень» налогового механизма.

К факультативным элементам следует также отнести и налоговые льготы. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком» (п. 2 ст. 17 части первой НК РФ).

Также можно определить дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установ­ления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства:

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить:

• обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

• границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях (налоговые лазейки) или к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, слагаемые юридического состава налога имеют универсальное значение.

Статья 57 Конституции РФ гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге.

Исходя из смысла ст. 57 установить налог – это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог – это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.).

Так, в ст. 13–15 части первой Налогового кодекса Российской федерации содержится перечень федеральных, региональных и местных налогов. Однако нельзя сказать, что Кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно на основании указанных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления и уплаты налогов.

Разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства».

Только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по уплате налога. Если законодатель по какой-то причине не установил и/или не определил хотя бы одного из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной.

Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 части первой НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате. Пункт 6 ст. 3 НК РФ также закрепляет, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

studfiles.net

Тема 4. Элементы закона о налоге

Понятие и предназначение элементов закона о налоге (элементов налогообложения).

Элементы Закона о налоге (элементы налогообложения) — это внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога.

Состав элементов для всех налогов и сборов одинаков, поэтому они являются универсальными. Однако определяются эти элементы в налоговом законе, в большинстве своем, отдельно по каждому налогу или сбору. В результате элементы налогов становятся сугубо индивидуальными (могут совпадать лишь отдельные элементы, но не все), что в свою очередь и позволяет различать обязательные платежи между собой.

В ст. 17 НК РФ определены общие условия установления налогов и сборов. В соответствии с ней, налог (сбор) считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В теории же налогового права выделяются следующие элементы закона о налоге:

предмет и источник налога

налоговый (отчетный) период

порядок исчисления налога

срок уплаты налога

порядок уплаты налога

порядок зачета (возврата) переплаты налога

порядок принудительного взыскания недоимки

ответственность за неуплату налога

В зависимости от того, является тот или иной элемент необходимым для установления налогов или нет, все элементы подразделяются на обязательные (существенные) и необязательные (факультативные).

Обязательные (существенные) элементы налога.

Обязательные (существенные) элементы юридического состава налога — это элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.

В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:

1) объект налогообложения. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учетом положений гл. 7 «Объекты налогообложения» НК РФ. Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога;

2) налоговая база. Налоговая база является основой налога — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации;

3) налоговый период. Налоговый период — это период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются НК РФ;

4) налоговая ставка. Налоговая ставка является величиной налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Выделяют три основных вида налоговых ставок: твердые (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров налоговой базы); пропорциональные — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учета ее величины и прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы;

5) порядок исчисления налога. Порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;

6) порядок и сроки уплаты налога. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются ст. 174 НК РФ. Уплата налога может производиться как добровольно, так и принудительно. При добровольной уплате налога (сбора) она производится двумя способами:

— разовой уплатой всей суммы налога;

— по частям (уплатой авансовых платежей в течение налогового периода, по окончании которого производится перерасчет).

Более конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу отдельными законодательными актами. Так, порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных налогов — законами субъектов РФ, местных налогов — нормативными правовыми актами представительными органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Все налоги и сборы могут быть уплачены как в наличной, так и в безналичной форме.

Выделяют три основных способа уплаты налога:

— у источника выплаты дохода;

— кадастровый способ уплаты налога.

Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации, т.е. в российских рублях. В иностранной валюте налоговые платежи вправе совершать иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Сроки уплаты налога (сбора) устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно к каждому налогу (сбору). Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно совершиться.

Обязательные (существенные) элементы налога должны быть установлены в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Налогооблагающий субъект. Субъект налога.

Налогооблагающий субъект – Российская Федерация, ее субъекты и административно территориальные образования. Налогооблагающие субъекты представлены законодательными органами и налоговыми (финансовыми) органами.

Субъект налога (налогоплательщик) – это лицо, обязанное на законных основаниях уплачивать налоги за счет собственных средств. Налогоплательщиками являются: организации, физические лица, а также постоянные представительства иностранных юридических лиц.

Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Предмет и источник налога. Объект налога.

Предмет налогообложения— это реальная вещь ( земля автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического ( не юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объект же налога — право собственности на землю. Объект налогообложения— это юридический факт ( действие событие, состояние), который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложение определяемый в соответствии со второй частью Налогового кодекса. Например, при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиком. Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога. Источник налога — это резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика, а применительно к хозяйственной деятельности предприятия— такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д. Реальным источником для НДС, таможенной пошлины является себестоимость; для налога на имущество предприятий — финансовый результат; для налога на прибыль и большинство местных налогов — соответственно налогооблагаемая и чистая прибыль. Теоретически объекты налогообложения можно разделить на следующие виды: права имущественные ( право собственности на имущество и пользование имуществом); права неимущественные ( право пользования чем-либо и право на вид деятельности); действия субъекта (реализация товаров, работ, услуг); ввоз (вывоз) товаров (работ, услуг) на территорию страны; результаты хозяйственной деятельности ( добавленная стоимость, доход, прибыль).

Объект налогообложения можно рассматривать как ориентир, с которым законодатель может связывать возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объектами налогообложения согласно Налоговому кодексу являются: операции по реализации товаров (работ, услуг); имущество; прибыль; доход стоимость реализованных товаров ( выполненных работ, оказанных услуг); иной объект. Все это объясняется тем, что в Налоговом кодексе « объект налогообложения» рассматривается в качестве основания возникновения обязанности по уплате налога. Отсюда появляются и некоторые правовые коллизии, которых можно было бы избежать, рассматривая объект налогообложения как самостоятельный элемент. Для того чтобы исчислить налог, необходимо измерить предмет налога, каким-либо образом его оценить. Оценка, в свою очередь, требует выбора соответствующего масштаба. Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах. Для их измерения выбирают физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога. Масштаб налога — это установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь — крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств мощность или объем двигателя Для количественного выражения налоговой базы используется понятие единица налога Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба. Выбор единицы налогообложения определяется практическим удобством ее использования. Например: при обложении налогом земель— это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости — рубль; при исчислении транспортного налога — лошадиная сила.

Налоговая база и метод ее формирования.

Налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговый оклад – это сумма вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения:

— со стоимостными показателями (например, стоимость имущества при исчислении налога на имущество физических и юридических лиц);

— с физическими показателями (объектом добытого сырья).

— налогоплательщики – организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объекте налогообложения, либо связанных с налогообложением;

— индивидуальные предприниматели используют данные учета доходов, расходов и хозяйственных операций;

— физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Методы формирования налоговой базы:

— кассовый метод (присвоения) – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, а расходами – реально выплаченные суммы;

— накопительный метод – доходом признаются все суммы, право на получение, которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком. НДФЛ – з/пл начислена, но не получена, НДС – в момент отгрузки товара.

Налоговый период – это срок в течение, которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате).

Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

В зависимости от способа определения суммы налога:

— равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (налог на благоустройство территории);

— твердые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определен зафиксированный размер налога ( 7 коп. за 1 кв.м площади);

— процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определенный % налогового обязательства.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога:

В зависимости от содержания:

— маргинальные ставки (определена нормативным актом о налоге);

— фактические ставки (отношение уплаченного налога к налоговой базе);

— экономические ставки (отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Значение экономических ставок состоит в том, что их динамика адекватно характеризует последствия для налогоплательщика.

Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Виды налоговых льгот:

1) изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

2) скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу;

3) налоговый кредит.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

В соответствии со ст. 52 НК налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Пример: расчет налога на прибыль. За налогоплательщика может рассчитать налог – налоговый орган (земельный налог), третье лицо уплачивают – налоговые агенты (НДФЛ).

Масштаб налога и единица налогообложения.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую или экономическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара – денежные единицы, для исчисления акцизов – крепость напитков, при исчислении транспортного налога – мощность двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. При налогообложении земель, в этом качестве выступают гектар, квадратный метр, при налогообложении НДС – рубль, при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.

Смотрите так же:

  • Штраф ст 122 нк рф Штраф начисляется по последней уточненной декларации ФНС России в ответ на запрос разъяснила, что в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога при представлении налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период, расчет суммы […]
  • Пособия по сахалинской области На Сахалине за рождение первого ребёнка будут платить 150 тыс. рублей В островном регионе предусмотрен пакет льгот для семей Южно-Сахалинск, 29 ноября 2017, 10:30 — REGNUM На Сахалине и Курилах материальную помощь при рождении первенца с 1 января 2018 года будут получать все женщины в […]
  • Нотариусы в балаково Нотариусы Балаково Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Долбаева Лидия Григорьевна Телефон: +7(8453)442782 Адрес: 413853, Саратовская обл., г. Балаково, ул. […]
  • Нотариус юзао москва Нотариусы округа Москвы Юго-Западный округ ЮЗАО) Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алешина Зоя Андреевна Телефон: (499) 127-22-33 Адрес: Нахимовский пр-т, д.22, 1 […]
  • Приказ мвд 625 08082009 Приказ МВД России от 11 августа 2017 г. N 625 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, […]
  • Расходы по представлению интересов в суде Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 мая 2005 г. N А19-3928/04-18-41-2110/05-С1 Суд, отказывая в удовлетворении требований о возмещении за счет федерального бюджета расходов на оплату юридических услуг по представлению интересов организации в […]
  • Закон о гражданстве от 31052002 Закон РФ от 28.11.1991 N 1948-1 (ред. от 31.05.2002) "О гражданстве Российской Федерации" О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Преамбула утратила силу. - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статьи 1 - 11. Утратили силу. - Федеральный закон от 31.05.2002 N […]
  • Патенты для инвалидов костюм для людей с ограниченными двигательными возможностями (инвалидов-колясочников) Изобретение относится к швейной отрасли, а именно к изготовлению одежды для мужчин с ограниченными двигательными возможностями. Верхний мужской костюм с подкладкой из трикотажного полотна для людей в […]