Экспертиза белазов

Главная / Экспертиза белазов

Карьерная аномалия: Олег Растегаев и шины для БелАЗов (+видеобонус)

Эти шины могут задавить человека — просто если упадут на него! Все о крупногабаритных шинах, в которые обувают карьерные самосвалы, я узнал на дне Стойленского карьера, откуда круглосуточно вывозят руду 130-тонные БелАЗы.

Идея познакомиться поближе с крупногабаритными шинами появилась после того, как я вживую увидел покрышки Michelin размерности 59/80 R63. Диаметр шины превышает четыре метра, а масса — пять тонн! В них обувают гигантские карьерные самосвалы Caterpillar, Liebherr, БелАЗ грузоподъемностью 320—380 тонн. Увидеть такие в работе можно в Кузбассе, где эти монстры трудятся в угольных разрезах.

А если поближе? Тогда в карьерах Курской магнитной аномалии, раскинувшейся на территории Белгородской, Курской и Орловской областей. Секреты эксплуатации шин на БелАЗах нам любезно согласились открыть в Стойленском горнообогатительном комбинате (ГОКе), расположенном вблизи города Старый Оскол. Предприятие с 1961 года занимается разработкой месторождения железной руды открытым способом — карьер за эти годы ушел в глубину на 300 метров. Когда стоишь на краю этой огромной (около трех километров в диаметре!) воронки, копошащиеся на дне БелАЗы кажутся муравьями, но когда этот «муравей» по вьющимся вдоль склонов технологическим дорогам выбирается наверх для разгрузки, хочется держаться от него подальше. Теперь я для него муравей — придавит и не заметит! И это далеко не самый крупный в семействе БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн. И обут он в шины размерности 33 .00 R51 — каких-то три метра в диаметре… Это Michelin XDR2 — радиальные, бескамерные. А на соседнем самосвале диагональные покрышки Бел-180 размерности 36/90 —51. И те и другие эксплуатируются в парке Стойленского ГОКа, насчитывающем более 30 БелАЗов, параллельно, но по статистике, шины Michelin ходят около 100 тысяч километров, а продукция белорусских шинников — 50-60 тысяч.

— Недавно нам удалось поднять среднюю скорость движения с 19 до 22 км/ч, и диагональные шины уже не выдерживают! — делятся опытом механики. — Оказываются, на такой скорости шины груженного БелАЗа разогреваются до 90 градусов и могут разрушаться изнутри. Были случаи, когда во внутренней структуре даже возникали очаги тления резины!

Радиальные шины более стойкие, но они и дороже. На нашем рынке такие шины помимо белорусского объединения Белшина предлагают Michelin, Bridgestone, Goodyear, а в последнее время и китайские производители. Но если говорить о шинах Michelin XDR2 размерности 33 .00 R51 , то вилка цен в России — от 1 до 1,3 миллиона рублей. То есть сменить комплект покрышек (6 штук) на таком БелАЗе — все равно что купить новенький Porsche Cayenne . А менять приходится раз в год: ведь самосвалы работают в четыре смены и даже при такой маленькой средней скорости накатывают в год по 100 тысяч км. Кстати, коль уж речь зашла о ценах, то сам БелАЗ-75131 тоже стоит миллион, только не рублей а долларов США!

autoreview.ru

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности состоит в подтверждении соответствия требованиям промышленной безопасности. При положительном результате прохождения процедуры выдается заключение. Целью экспертизы является проверка соблюдения правил, которые утверждены законодательством РФ.

Объекты экспертизы промышленной безопасности

Подтверждение требований промышленной безопасности обязательно для:

  1. опасных производственных объектов;
  2. зданий и сооружений;
  3. технических устройств, которые используются на опасных предприятиях.

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

В соответствии с действующим законодательством, экспертизу промышленной безопасности проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора.

Общим требованием к объектам экспертизы является соблюдение правил, утвержденных приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 года, где установлен порядок проведения процедуры и выдачи заключений, а также требования к экспертам, осуществляющим проверку.

Этапы экспертизы промышленной безопасности:

  • подбор материалов и документации;
  • назначение экспертов;
  • осуществление проверки.
  • Экспертиза заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленных сведений, соответствие стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности. В конкретных случаях могут быть выполнены испытания по методикам и программам, которые согласовывались с заказчиком. При выездном характере экспертизы на предприятие, комиссия наблюдает за ходом работ на объекте. В комплексную проверку при этом входит выявление:

  • компетентности работников и руководителей;
  • пригодности помещений и приборного оборудования;
  • наличия надежных систем маркировки и идентификации;
  • наличия нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.
  • Экспертам предоставляются результаты анализов, расчеты, отчеты, протоколы, а также другие необходимые документы.

    Заключение экспертизы промышленной безопасности

    Заключение экспертизы промышленной безопасности – это документ, в котором содержатся подтвержденные выводы о результатах соответствия/несоответствия требованиям промышленной безопасности.

    Бланк заключения

    На бланке заключения должна содержаться информация о:

  • наименовании заключения экспертизы;
  • основании для экспертизы;
  • сведениях экспертной организации, экспертах;
  • номере лицензии на право проведения процедуры;
  • объектах прохождения экспертизы;
  • данных заказчика;
  • цели экспертизы;
  • результатах проверки в виде обоснованных выводах.

Заключению присваивается серийный номер. В нижнем правом углу ставится подпись, с указанием фамилии и инициалов руководителя экспертной организации, а также печать органа. В дополнение к основному бланку могут быть оформлены приложения, в которых указаны нормативная, техническая и методическая документация, акты испытаний.

Экспертиза различных объектов

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств

Оборудование, которое используется на опасных производственных объектах в обязательном порядке должно пройти экспертизу, устанавливающую соответствие требованиям безопасности Ростехнадзора.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ опасными признаются объекты, на которых:

  • производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие и др. опасные вещества;
  • эксплуатируют оборудование, работающее под высоким давлением;
  • эксплуатируют грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и т. п.;
  • получают расплавы и сплавы черных и цветных металлов;
  • ведут горные работы, включая по полезным ископаемым, а также подземные работы.
  • Для технических устройств, которые отвечают требованиям безопасности, установленным техническими регламентами Таможенного союза, не предусмотрено прохождение экспертизы.

    Обязательно выполнение положений Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Ростехнадзора № 112 от 29 февраля 2008 года (в ред. от 1 декабря 2011 г.). При этом учитывают постановление Правительства РФ № 1540 , где установлены правила применения оборудования.

    UPD: С 30 марта 2014 года, в соответствии с приказом Ростехнадзора № 601 от 12 декабря 2013 года, приказ № 112 признан утратившим силу.

    Экспертиза промышленной безопасности производственных объектов

    Комиссия Ростехнадзора проводит экспертизу для взрывопожароопасных производственных объектов:

  • химических и спецхимических;
  • нефтегазовых;
  • металлургических;
  • горнорудных и нерудных;
  • угольных.
  • Основополагающим документом при прохождении экспертизы является Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года (в ред. от 30 ноября 2011 года), где утверждены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Действие ФЗ направлено на предупреждение аварий и готовность оборудования к взрывопожароопасным ситуациям.

    Порядок проведения экспертизы в химической и нефтяной промышленности утвержден в РД 09-539-03 от 8 марта 2003 года.

    Экспертиза промышленной безопасности зданий

    Под проведение процедуры попадают здания и сооружения в случае:

  • воздействия природных или человеческих факторов, таких как землетрясение, пожар и т. д.;
  • необходимости, в частном порядке, по требованию Ростехнадзора;
  • окончания срока службы.
  • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений осуществляется на соответствие документации, установленной в приказе № 435 от 28 июля 2011 года.

    Также, в приказе Ростехнадзора № 538 определены условия обязательности проведения экспертизы промбезопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте:

  • истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
  • отсутствие проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации;
  • возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • истечение сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • возникновение сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
  • www.qgc.ru

    Анализ локализации дефектов карьерных автосамосвалов с целью обеспечения безопасной эксплуатации и повышения эффективности использования нормативного ресурса

    Рубрика: Технические науки

    Дата публикации: 03.03.2015 2015-03-03

    Статья просмотрена: 303 раза

    Библиографическое описание:

    Балакин Ю. А., Алексеев А. В., Пальцев С. А. Анализ локализации дефектов карьерных автосамосвалов с целью обеспечения безопасной эксплуатации и повышения эффективности использования нормативного ресурса // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 118-122. — URL https://moluch.ru/archive/85/15920/ (дата обращения: 08.07.2018).

    Проведены статистическая обработка и системный анализ данных по локализации дефектов металлоконструкции карьерных автосамосвалов с целью более полного использования ресурса горнотранспортных средств за счёт сокращения времени простоя.

    Основным видом горнотранспортного оборудования, работающего на угольных разрезах Кузбасса, являются карьерные автосамосвалы. Экономическая эффективность работы предприятия и его коммерческих партнёров, безопасность труда обслуживающего персонала напрямую зависят от надёжности работы транспортных средств, минимизации времени простоя по причине внеплановых и аварийных ремонтов. Затраты времени и средств на устранение неисправностей, замену элементов конструкции в процессе эксплуатации влияют в конечном итоге на себестоимость перевозки продукции. Проблема неэффективного использования техники по причине вынужденного простоя на сегодняшний день остаётся актуальной.

    Собраны и систематизированы данные за 2013, 2014 годы о дефектах, выявленных в процессе проведения экспертизы промышленной безопасности карьерных автосамосвалов БелАЗ-7555В, эксплуатируемых на угольных предприятиях Кузбасса. На карьерные самосвалы БелАЗ, выпускаемые с 01.11.2005, распространяются ТУ BY 600038906.004–2005. Соответственно указанному стандарту, с учётом поправочного коэффициента на условия эксплуатации, наработка самосвала до достижения им предельного состояния составляет 540 000 км, календарная продолжительность работоспособного периода эксплуатации самосвала (нормативный срок службы) около 5 лет. Данные об интенсивности использования БелАЗов в рамках нормативного срока службы обработаны и представлены в виде графика (рис.1). После третьего года эксплуатации оборудования просматривается тенденция к уменьшению времени работоспособного периода вследствие простоя на внеплановые текущие ремонты. В процессе эксплуатационных нагрузок металлоконструкции автосамосвалов подвергаются воздействию ряда факторов, приводящих к возникновению и развитию усталостных повреждений, трещин, и, как следствие, снижению надёжности технического устройства.

    Рис. 1. Распределение использования ресурса в течение нормативного срока службы, рассчитанное на основании данных о наработке автосамосвалов

    Кроме горнотехнических и дорожных условий, эксплуатационных нагрузок на машины, работающие на угольных разрезах региона, большое влияние оказывают климатические факторы. Низкие температуры изменяют физические характеристики стали, металл становится более хрупким, чувствительным к ударным нагрузкам, снижается механическая прочность. В этих условиях возрастает вероятность возникновения разрушений, способных привести металлоконструкции к предельному состоянию. Критерием безопасной эксплуатации карьерных автосамосвалов является отсутствие локальных зон концентрации напряжений [1], где трещины достигают критических значений. Своевременное выявление таких зон, получение информации о реальном техническом состоянии объекта, наличии в нём зарождающихся повреждений позволит избежать неэффективного использования техники.

    Эффективность использования нормативного ресурса карьерных автосамосвалов зависит от структуры распределения рабочего времени, степени полезного использования его на выполнение основных технологических операций, и, соответственно, сокращения времени, в течение которого техника не выполняет работу. Организационные простои самосвалов из-за отсутствия шин, запасных частей, ГСМ, топлива и т. п. мы в данной работе не рассматриваем. Технические простои по причине отказа (поломок) узлов, агрегатов и других элементов конструкций, при которых невозможна безопасная эксплуатация техники, определяются прежде всего временем, затраченным на ремонт:

    Трем = Ткап + Тав + Тпр, [2]

    где Ткап, Тав, Тпр — соответственно время, затрачиваемое на капитальные, аварийные и предупредительные ремонты. Периодичность и содержание капитальных ремонтов определены нормативной и эксплуатационной документацией [3], а вот текущий ремонт автомобиля нельзя планировать заранее, он выполняется по потребности, продолжительность простоев оборудования по причине аварийного состояния можно и нужно сократить до минимума.

    Предельные состояния машин и конструкций являются результатом постепенного накопления повреждений в деталях, узлах и элементах. Систематический мониторинг их состояния, позволяющий устранять дефекты на начальной стадии развития, возможен только при внедрении прогрессивных стратегий технического обслуживания и ремонта, наиболее действенной из которых является система профилактического (упреждающего) обслуживания по фактическому техническому состоянию. Наиболее предпочтительным является ремонт на начальных стадиях образования трещин, поскольку они имеют тенденцию увеличиваться, если самосвал продолжает оставаться в работе. Система организации технического обслуживания, включающая применение экспресс-методов неразрушающего контроля состояния металла и планово-профилактических мероприятий позволяет снизить до минимума вероятность возникновения отказов в процессе эксплуатации. К сожалению, на практике планово-предупредительные ремонты и ТО, как правило, проводятся силами эксплуатирующей организации без привлечения специалистов НК. В этом случае ремонтному персоналу будут полезными сведения о локализации зон наиболее вероятного расположения возможных дефектов (зон концентрации наибольших напряжений), устранение которых в стадии зарождения займёт значительно меньше времени, чем по достижении предельного состояния.

    Соотношение объёмов времени на сварочные работы основных узлов самосвала определено на основании мониторинга данных с GPS-навигации, полученных при эксплуатации автотранспорта на разрезах Кузбасса (рис. 2) [4].

    Рис. 2. Соотношение объемов сварочных работ основных элементов металлоконструкций большегрузных автосамосвалов

    Приведённое соотношение временных затрат полностью совпадает со статистикой распределения дефектов, достигших предельных состояний, выявленных в процессе проведения экспертиз промышленной безопасности. Как видно из рис.3, именно рама, испытывая значительные динамические и вибрационные нагрузки, наиболее подвержена разрушению под воздействием природно-технологических условий эксплуатации. Основные зоны повышенной концентрации напряжений распределены неравномерно.

    Рис. 3. Распределение зон трещинообазования, полученное на основании анализа данных технического диагностирования

    В большей степени подвержены трещинообразованию наиболее нагруженные и ответственные участки конструкции. Проведённый на основании данных технического диагностирования анализ локализации дефектов рамы автосамосвалов позволил выявить зоны, где наблюдается прогрессирующий рост трещин и увеличение их до критических значений (табл. 1).

    moluch.ru

    БелАЗ родом из Кузбасса

    Осталось чуть более месяца до того момента, как в Кузбассе появятся первые карьерные самосвалы БелАЗ местного производства. А до конца года планируется выпустить с заводского конвейера в Прокопьевске 10 таких большегрузных автомобилей, каждый из которых в силах перевозить по 90 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что по инициативе губернатора Кемеровской области между холдингом «СДС» и белорусскими машиностроителями было заключено соглашение о сотрудничестве.

    Осталось чуть более месяца до того момента, как в Кузбассе появятся первые карьерные самосвалы БелАЗ местного производства. А до конца года планируется выпустить с заводского конвейера в Прокопьевске 10 таких большегрузных автомобилей, каждый из которых в силах перевозить по 90 тонн. Это стало возможным благодаря тому, что по инициативе губернатора Кемеровской области между холдингом «СДС» и белорусскими машиностроителями было заключено соглашение о сотрудничестве.

    Запуск собственного сборочного производства БелАЗов в Кемеровской области, а именно на прокопьевском «Подземтрансмаше» (входит в состав холдинговой компании «СДС-Маш»), насколько логичен, настолько и значим. Логичным организацию крупноузловой сборки можно считать потому, что именно наш регион является крупнейшим потребителем этой белорусской автотехники. А значимым потому, что новый заводской цех не только принесет дополнительные деньги в городскую, областную и федеральную казну, но и обеспечит значительный прирост новых рабочих мест.

    Востребованные самосвалы

    Только на самом «Подземтрансмаше» предполагается создание 80 дополнительных рабочих мест. Всего же на предприятиях холдинга «СДС-Маш» в рамках реализации кузбасско-белорусского проекта должно появиться около 450 рабочих мест.

    Особенность нового проекта состоит в том, что он будет реализован в два этапа (хотя деление на этапы достаточно условное). Первый этап является, если так можно выразиться, пробно-наладочным. В рамках первого этапа, который начался и завершится в 2012 году, планируется организовать исключительно сборочное производство. То есть белорусские коллеги-машиностроители поставляют на прокопьевский завод комплектующие, а прокопчане только собирают автомобили.

    Второй этап, который также начнется в 2012 году – зимой, предполагает усиление кооперации между предприятиями холдинговой компании «СДС-Маш» в том смысле, что часть комплектующих для сборки карьерных самосвалов будет производиться уже на заводах холдинга, а именно на прокопьевских «Подземтрансмаше» и «Электропроме», а также в «Кузбасской вагоностроительной компании».

    О том, что происходит сейчас на предприятии «Подземтрансмаш» в рамках подготовки к запуску нового производства, корреспонденту редакции рассказал генеральный директор предприятия Геннадий Мухачев.

    «Всего на организацию и запуск сборочного производства будет затрачено 400 млн рублей, – говорит Геннадий Николаевич, – в том числе более 300 млн рублей ­— на реконструкцию производства и еще около 100 млн – на приобретение оборудования. Заказ на закупку техники уже размещен, и в ближайшее время мы ждем первых поставок».

    Стоит отметить, что новое производство разместится в уже существующем цехе завода «Подземтрансмаш». Его общая площадь составляет 5,5 тыс. кв. метров, так что, как говорится, машиностроителям будет где развернуться.

    «Уверен, что наши БелАЗы будут востребованы не меньше, чем те, которые приходят в Кузбасс из Белоруссии, – полагает Геннадий Мухачев. – Качество самосвалов останется прежним, поскольку вся машиностроительная продукция будет производиться по технологии завода-изготовителя. Более того, наши специалисты перед началом работы на новом производстве пройдут обучение в Белоруссии. И еще один немаловажный фактор, который должен отразиться на стоимости БелАЗов: в результате запуска сборочного производства в Прокопьевске нам удастся сократить транспортную составляющую».

    Главное – качество!

    В настоящее время осуществляется подготовительный этап, а точнее, реконструкция старого производственного помещения и подготовка площадей под «новоселье». О том, как проходит реконструкция, и о других подробностях сборочного производства рассказал заместитель генерального директора завода «Подземтрансмаш» Сергей Ульрих.

    «Раньше цех был оборудован для ремонта экскаваторов, – объясняет Сергей Антонович. – Сейчас здесь, по сути, все старое снесено, а новое строится, как говорится, с нуля. Разумеется, производство, которое прежде работало здесь, сохранено – оно просто перенесено в другие заводские помещения».

    В модернизацию помещения вкладываются значительные инвестиции. Например, идет капитальный ремонт кровли, полов, бытовых помещений. Проводится также подготовка пола под линии сборки автосамосвалов, ведь вес одной машины составляет более 50 тонн. Одним словом, машиностроители со всей серьезностью подошли к запуску сборочного производства.

    Как отмечает Сергей Ульрих, в этом «заводе в заводе» предполагается применение максимально механизированного труда. «Только таким образом возможно достигнуть по-настоящему эффективной работы», – считает Сергей Антонович.

    Однако запуск производства, который намечен на первую декаду августа, по мнению Сергея Ульриха, – это только начало. То есть работникам завода предстоит на практике освоить новые технологии, изучить все нюансы производства карьерных самосвалов. Поэтому за количеством на «Подземтрансмаше» никто не гонится. Главное – качество. В этой связи вполне логичным выглядит плановый показатель в 10 автомобилей до конца года.

    «Один из важнейших вопросов, который предстоит решить буквально в ближайшие дни, – это кадры, – подчеркивает заместитель генерального директора завода. – Сейчас идет отбор специалистов, часть из которых уже в июле отправится на обучение в Белоруссию на предприятие-производитель большегрузных самосвалов. Впоследствии, видимо, можно будет ограничиться тем, что наши обученные работники будут делиться знаниями со своими коллегами уже здесь, на предприятии».

    Новый завод на юге Кузбасса

    90-тонные БелАЗы были выбраны для начала совместного проекта не случайно. Именно самосвалы такой грузоподъемности являются одними из основных рабочих лошадок на многих разрезах Кемеровской области. А значит, и спрос на них наиболее высок, и рынок готов «проглотить» большое количество такой техники.

    В перспективе, как сообщает пресс-служба холдинга «Сибирский Деловой Союз», может быть налажен выпуск других карьерных самосвалов, в том числе 130- и 220-тонных.

    Одновременно с наладкой сборочного производства решается вопрос и по выпуску на собственных мощностях холдинга «СДС-Маш» комплектующих для БелАЗов. Повторюсь, на первоначальном этапе большая часть комплектующих будет поставляться из Белоруссии.

    При этом процесс запуска производства деталей к автомобилям – дело ближайшего будущего. Уже сейчас, кстати, на КВСК выпускаются платформы для большегрузных автомобилей.

    Аналогичный подход предполагается и на прокопьевских предприятиях «СДС-Маш» – «Подземтрансмаше» и «Электропроме»: здесь планируется наладить производство по выпуску элементов топливной системы, охлаждения, гидросистемы, «оперенья» (крылья, капот и пр.), а также других комплектующих. В результате БелАЗ практически полностью станет кузбасским.

    Столь активное развитие нового и, что немаловажно, достаточно крупного производства делает амбициозные планы машиностроителей вполне реальными. Так, в 2013 году на «Подземтрансмаше» должно быть выпущено 60 новых большегрузных самосвалов.

    Не менее логичным выглядит и перспектива создания в конце концов самостоятельного предприятия – учитывая грандиозность задач, стоящих перед машиностроителями. Как сообщает пресс-служба ХК «СДС», общий объем инвестиций в организацию производства БелАЗов составит не менее 1 млрд рублей. При этом планируемый объем выпуска продукции к 2015 году достигнет 250 большегрузных самосвалов в год.

    Как отметил вице-президент ХК «СДС» по машиностроению Альберт Колесников, уже найден участок в Прокопьевске, где должен быть построен завод. В настоящее время начинаются проектные работы, а уже со следующего года приступят к строительству. «Предполагается, что новый завод объединит два производства: БелАЗов и пассажирских автомобилей под маркой МАЗ, – рассказал Альберт Иванович. – Сейчас начинаются переговоры с нашими коллегами в Белоруссии по второй автомобильной марке. Конечно, определенные коррективы в темпы строительства и освоение производства могут внести макроэкономические проблемы, которые принято коротко называть «мировой кризис», но я надеюсь, что уже в 2015 году в Кузбассе появится совершенно новое машиностроительное предприятие».

    Альберт Колесников уверен, что продукция «СДС-Маш» будет пользоваться высоким спросом не только внутри региона, но и за его пределами.

    sibdepo.ru

    Экспертиза белазов

    Оказывается, о существовании Жодино знают не все современные навигаторы. А зря: в небольшом городе в Минской области с населением 64 тыс. человек расположен БелАЗ — один из последних китов белорусской экономики. Впрочем, чтобы найти завод, навигатор и не нужен: вся улица вдоль территории предприятия по обе стороны плотно заставлена немецкими иномарками. «Вы случайно не промышленный турист?» — предположил охранник на проходной и тут же переключился на другого подозрительного прохожего. Без дела в рабочее время, как и тридцать лет назад, здесь гулять не принято.

    Промышленный туризм — это белорусское ноу-хау. При недостатке культурно-исторических мест в сопредельном государстве предлагают за символическую плату посетить с экскурсией ключевые предприятия. «У нас все выделенные под экскурсии даты расписаны на два месяца вперед», — рассказывает представитель БелАЗа Елена Дворниченко.

    В музее завода с самой широкой стены щурится президент страны Александр Лукашенко. На заводе признаются, что лидер республики наведывается сюда нечасто, но каждый его приезд помнят досконально. В центре аккуратно закреплена галерея снимков с презентации самого большого самосвала в мире, который поднимает до 450 т. Лукашенко тогда лично провел тест-драйв новинки. Справа — фоторепортаж с делового визита в 2007 году тогдашнего главы Венесуэлы Уго Чавеса.

    Самый большой «БелАЗ», который по габаритам больше похож на АЗС, едет по территории завода так, будто весит всего пару тонн. Он не проминает асфальт и не издает величественных звуков. Весь секрет — в специальном дорожном покрытии: его здесь укладывают в несколько слоев, чтобы после одного такого проезда не оказалось провалов. На случай кризиса у БелАЗа тоже есть страховочное покрытие — государство.

    «Поддержка государства была, есть и будет, — поясняет заместитель начальника коммерческого отдела БелАЗа Алексей Грачев. — Потому что предприятие государственное, да и менеджмент у нас сугубо белорусский». По словам Грачева, БелАЗ стабильно работает без государственных субсидий. Куда важнее поддержка в стимулировании экспорта, что позволяет предлагать потребителям разнообразные условия финансирования закупки. Без иностранных рынков БелАЗу не выжить: предприятие с первого дня своего существования ориентировано исключительно на экспорт.

    «Мы исторически всегда были ориентированы на экспорт, потому что в Беларуси полезных ископаемых, которые добываются открытым способом, не так много», — объясняет Алексей Грачев, подчеркивая, что основным рынком сбыта для БелАЗа всегда была Россия. Резкую девальвацию рубля здесь почувствовали так, будто жодинский завод — это российское предприятие. «Сейчас ситуация складывается для нас благоприятно, портфели заказов увеличиваются, хотя определенные сложности есть всегда», — резюмирует заместитель начальника коммерческого отдела.

    Самосвал-конструктор

    Территория завода по размерам сопоставима со спальными кварталами Жодино — за день пешком обойти все объекты, включая испытательный полигон, невозможно. Внезапно из-за угла выезжает 90-тонник и направляется в сторону нашего «Икаруса». На фоне этого не самого большого самосвала автобус выглядит игрушечным. Даже цеха, где собирают «БелАЗы», кажутся не такими уж и большими рядом с грузовиками.

    На территории в несколько гектаров у цеха сборки аккуратно припаркованы уже произведенные модели. «Эти самосвалы ждут, пока их покупатели произведут оплату. Мы не работаем про запас — каждый автомобиль собран исключительно по предварительному заказу», — объясняет Елена Дворниченко.

    В лучшие докризисные годы завод производил по пять-шесть самосвалов в день. Сейчас с конвейера Жодино сходит в среднем по два самосвала в сутки, но ресурсы, для того чтобы вернуться на докризисные показатели, у предприятия уже есть. Во всяком случае БелАЗ осваивает новые рынки, чтобы не зависеть от ситуации в российской экономике. В ближайшей перспективе белорусы надеются организовать поставки в страны Латинской Америки и Африки.

    Главный козырь белорусов — малое число прямых конкурентов. На мировом рынке работают всего семь компаний, которые производят большие самосвалы. Самые крупные помимо БелАЗа — американская Caterpillar и японские Komatsu и Hitachi. При этом по цене белорусские модели всегда были самыми доступными и ремонтопригодными в мире. Впрочем, цены на продукцию завод держит в строжайшей секретности. Речь, очевидно, идет о миллионах долларов за самые мощные и тяжелые самосвалы, но заместитель начальника коммерческого отдела объясняет, что ценовая политика формируется с учетом региональных особенностей. «Цены мы показываем только нашим дилерам и исключительно по письменному запросу. Мы хотим видеть, для кого предполагается закупка техники и в какой регион. Поставка «БелАЗов» включает в себя множество факторов от разборки и погрузки техники у нас на заводе до сборки, наладки и ввода в эксплуатацию непосредственно у потребителя, что не может не влиять на конечную цену», — уточняет Алексей Грачев.

    БелАЗ, впрочем, далеко не полностью белорусский. В первую очередь речь идет о моторах. Дело в том, что БелАЗ вынужден подстраиваться под клиентов. Например, белорусы недавно выпустили карьерный самосвал с двигателем Scania, который в настоящее время эксплуатируется в Европе, а в России техника работает как с двигателями импортного производства, так и с моторами Ярославского завода, которые традиционно пользуются спросом.

    Цены на белорусские самосвалы зависят еще и от условий доставки. На большие расстояния «БелАЗы» ехать своим ходом не могут — их перемещение по дорогам общего пользования запрещено. Поэтому сразу после сборки и обкатки модели снова разбирают и грузят, чаще всего на железнодорожные платформы. Но все зависит от географии клиента — самосвалы часто отправляют и при помощи грузовых самолетов.

    «Разборка самосвала происходит на заводе — для этого есть специальный цех, — рассказывает начальник бюро компоновки Александр Насковец. — В течение одного дня разобрать можно любую машину. Сборка перед последующей отправкой — это обязательное условие. Собирают «БелАЗы», для того чтобы обкатать машину. Мы должны выявить все «детские болезни» самосвала, прежде чем передать его покупателю. На месте машину собирают дилеры — мы проводим для них централизованное обучение».

    Где у него кнопка

    В июле на российской выставке «Иннопром» состоялась презентация двух новых белорусских самосвалов грузоподъемностью 45 и 90 т. В линейке по-прежнему есть модели на 30, 43 и 60 т, но о тренде в сторону уменьшения грузоподъемности белорусы не говорят. Несмотря на то что более компактные машины проще транспортировать, в хозяйстве они обходятся значительно дороже, чем «БелАЗы» на 240, 360 и 450 т.

    «Использовать многотонные грузовики всегда экономически целесообразнее. Те предприятия, которые могут перейти на такие самосвалы, делают это для того, чтобы увеличить производительность и при этом сократить издержки. Но не всегда можно перейти на большую грузоподъемность в силу особенностей карьеров. У нас есть много потребителей, которые эксплуатируют технику малой грузоподъемности — от 30 до 55 т. Мы уделяем большое внимание всем потребителям вне зависимости от парка эксплуатируемых самосвалов и их грузоподъемности», — объясняет Алексей Грачев.

    Скоро по территории завода будут ездить грузовики с автопилотом. Прототип такого самосвала в Жодино уже выпустили: тестовый грузовик грузоподъемностью 130 т наматывает круги между цехами, а вскоре проект планируют отправить в серийное производство. Причем комплекс электроники можно установить на любую модель из линейки БелАЗа — даже на самый большой самосвал грузоподъемностью 450 т.

    Огромным самосвалом управляют с пульта. Он, как игрушечная машинка, послушно выполняет все команды и при этом, по заверению производителя, остается безопасным. Но с этого года «БелАЗам» даже пульт не нужен: многотонный самосвал сам доезжает до места загрузки, после чего следует к разгрузке. В перспективе беспилотники планируют соединить в единую систему, которой сможет управлять один оператор — он будет только кликать на карту, а все остальное самосвалы будут выполнять самостоятельно.

    По мнению Александра Насковца, беспилотники в карьерах на текущий момент нужнее, чем на дорогах общего пользования: «Связано это с тем, что работа в карьерах тяжелая. Она очень опасна для здоровья. Вторая причина — нехватка по всему миру водителей».

    Но и без автопилота у современного самосвала есть системы, которые облегчают управление. Например, система кругового видеообзора и лидары. Последние помогают определить препятствия вне зоны видимости. Кроме того, разрабатываются системы, которые могут предупреждать поломки, потому что простой машины в хозяйстве — это колоссальные денежные потери. Например, часовая пауза в карьере на Урале обходится примерно в 80 тыс. руб. Но еще большие затраты несут хозяйства в случае порезов шин.

    $100 тыс. — столько стоит колесо для самого большого «БелАЗа» (450 т). А всего для одного грузовика требуется сразу восемь таких шин. Это значит, что только за резину заказчики платят сумму, сопоставимую с семью кроссоверами Tesla Model X или с четырьмя трехкомнатными квартирами в Москве.

    На большинстве моделей линейки устанавливают белорусские шины производства Бобруйского завода. Такие колеса дешевле, ими можно комплектовать машины грузоподъемностью до 220 т, а вот машины грузоподъемностью 360 и 450 т оснащают только импортной резиной Bridgestone или Michelin. «На 450-тонник мы бы установили и еще большие колеса, но проблема в том, что таких уже не производят — они не помещаются на железнодорожную платформу», — сетует Насковец.

    Руководство предприятия неохотно проводит параллели с российскими автомобильными заводами. В Жодино прекрасно понимают, что, до тех пор пока предприятие остается государственным, здесь не будет ни массовых сокращений, ни четырехдневной рабочей недели, ни корпоративных отпусков. На заводе привыкли беззаботно гордиться своей работой: предыдущему руководителю БелАЗа Павлу Мариеву президент присвоил звание Героя Беларуси. Последним героем страны стала биатлонистка, олимпийская чемпионка Дарья Домрачева.

    www.rbcplus.ru

    Смотрите так же:

    • Воис патент Международный патент. Международная заявка. Что такое международный патент и международная заявка? Международного патента, который бы действовал на территории всех стран не существует. Патенты действуют на территории только той страны на которой они поданы и получены, за исключением […]
    • Иск в деле частного обвинения Дела частного обвинения В уголовном праве есть категория дел частного обвинения, судебное разбирательство в отношении которых начинается и заканчивается по желанию потерпевшего. Как правило, дела частного обвинения затрагивают интересы определенного круга лиц и не отличаются большой […]
    • Налоги при продаже домовладения Какой налог платится на продажу дома с земельным участком в 2018 году Налоговая система РФ предусматривает налогообложение получаемой гражданами прибыли. Продавая недвижимость, собственник получает налогооблагаемый доход. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения […]
    • Российский федеральный центр судебной экспертизы при министерстве юстиции российской федерации Официальные реквизиты Полное наименование Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Краткое наименование ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Юридический и почтовый адрес 109028, Москва, Хохловский переулок, […]
    • Разрешение 100 dpi Разрешение печати (изображения) Разрешение (разрешение изображения при печати) – количество точек (капель чернил) на линейный дюйм, полиграфический термин. Единицей измерения разрешения изображения является dpi (ди-пи-ай). DPI обозначает разрешающую способность печатного устройства и […]
    • Исковое заявление на признание недееспособным Исковое заявление на признание недееспособным В Октябрьский районный суд г. Липецка г. Липецк, ул. Механизаторов, д.15 Заявитель: _______ (Ф.И.О., адрес, контактные телефоны) Гражданин, в отношении которого подается заявление: _________ (Ф.И.О., адрес, контактные телефоны) Орган опеки и […]
    • Как оформить медицинскую книжку ульяновск Как пройти очно-заочную форму гигиенического обучения и аттестацию в форме собеседования или тестового контроля. Для прохождения санитарного минимума необходимо определить категорию работников, к которой относитесь Вы и согласно расписанию прийти на занятия по адресу: г. Ульяновск, ул. […]
    • Ипотека в сбербанке условия в 2018 году калькулятор под материнский капитал Условия по ипотеке и калькулятор в Сбербанке Для того чтобы узнать условия по ипотеке в Сбербанке на 2018 год, и воспользоваться ипотечным калькулятором, вам понадобится на официальный сайт банка. На сегодняшний день Сбербанк предлагает оформить займы на приобретение строящегося или […]