Изменения в законах об образовании 2014

Главная / Изменения в законах об образовании 2014

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 30 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53) следующие изменения:

а) пункт 3 части 2 дополнить словами «и (или) по программам профессионального обучения»;

б) в пункте 3 части 4 слова «программы профессионального обучения,» исключить;

2) часть 4 статьи 68 дополнить словами «и (или) документах об образовании и о квалификации»;

а) пункт 1 части 4 после слов «международной олимпиады» дополнить словами «, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады»;

б) абзац первый части 12 после слов «нормативно-правовому регулированию в сфере образования,» дополнить словами «в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады,»;

4) в части 22 статьи 92 слова «аккредитации образовательной деятельности» заменить словом «аккредитации»;

а) в части 9 цифры «2016» заменить цифрами «2017»;

б) дополнить частью 9.1 следующего содержания:

«9.1. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, временное свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на свидетельство о государственной аккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации, ранее выданного реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.».

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
13 июля 2015 г.
N 238-ФЗ

Скорректирован Закон об образовании.

В частности, уточнено, что право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета без вступительных испытаний имеют победители и призеры олимпиад в течение 4-х лет, следующих за годом их проведения.

В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с новым Законом об образовании срок переоформления ранее выданных лицензий и свидетельств о госаккредитации продлен на 1 год, т. е. до 1 января 2017 г.

Также установлено следующее. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной аналогичной организации, временное свидетельство о госаккредитации переоформляется на свидетельство о госаккредитации на период до окончания срока действия свидетельства о госаккредитации, ранее выданного реорганизованной организации.

Кроме того, профессиональные образовательные организации наделены правом реализации программ профобучения в качестве основной цели деятельности.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 24 июля 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2015 г., в «Российской газете» от 15 июля 2015 г. N 153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4364

История рассмотрения и принятия Федерального закона

base.garant.ru

Федеральный закон об образовании в РФ (ФЗ-273), редакция 2018 года

Основная задача Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», актуальную версию которого можно скачать на нашем сайте, сводится к регламентированию общественных отношений, возникающих при реализации гражданского права на получение образования. Этот законодательный акт никто из представителей сферы не называет идеальным, хотя нельзя отрицать и то, что регулярно вносимые в него поправки достаточно эффективно способствуют решению другой задачи: изменения устаревших принципов подхода к образовательным процессам. Отсюда, несмотря на наличие большого числа спорных моментов, содержание этого закона всё больше начинает соответствовать духу сегодняшнего времени.

Последняя редакция Закона «Об образовании в Российской Федерации» датируется 29 июля 2017 года. Считается, что актуальная версия документа вносит наибольшую ясность во взаимоотношения, складывающиеся среди участников процесса обучения, учитывает права и обязанности граждан РФ согласно Конституции, а также полностью совпадает с тем направлением, в котором движется всё мировое сообщество.

Суть Закона об образовании в его последней редакции

Современная система образования, формирующаяся в Российской Федерации, посредством Закона получает свою главную задачу: при помощи наиболее передовых образовательных технологий сформировать личность, способную самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, извлекать нужные знания, получать навыки и умения под присмотром опытных педагогов. Налицо повышение роли самого ученика (студента), тогда как целью педагога становится научить своего подопечного учиться.

Законодательством Российской Федерации чётко прописываются основные принципы, преследуемые введением новой редакции Закона об образовании:

  • Получение начального школьного образования является бесплатным, а финансируется местными бюджетами.
  • Начальное образование запрещено заменять любым альтернативным, предлагаемым на коммерческой основе.
  • Работа всех учебных учреждений, включая коммерческие, контролируется государством.
  • Дошкольные учреждения следует считать первой ступенью процесса начального образования.
  • Профучилища и лицеи (среднее профессиональное образование) могут выступать в качестве подготовительной ступени для продолжения обучения в ВУЗах.
  • ВУЗы имеют право выпускать дипломированных бакалавров, специалистов и магистром с присвоением соответствующей ступени.
  • Недостаток мест в школах не может стать причиной отказа в приёме школьника в первый класс: представители местных органов самоуправления обязаны предлагать альтернативные варианты.
  • Каждый ВУЗ обязан организовать бесплатные подготовительные курсы для льготников и предусмотреть 10-процентную квоту для студентов с ограниченными физическими возможностями.
  • По желанию педагоги вправе посещать курсы повышения квалификации каждые три года. Образовательные учреждения обязаны предоставлять учителям право на досрочную пенсию и льготные удлинённые отпуска.
  • Результаты Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) остаются действительными на протяжении 5 лет.
  • Несмотря на появление новых норм и редактирование старых положений Закона, в качестве приоритетов в нём продолжают оставаться:

    • права человека и гражданина;
    • жизнь и здоровье школьников, студентов и педагогов;
    • возможности для личностного роста;
    • стремление прививать учащимся трудолюбие, патриотизм, уважение к сверстникам, преподавателям и в целом окружающему миру.
    • Кардинальные изменения, произошедшие в образовательной сфере Российской Федерации за последние 10 лет, показали, что сегодня во главу угла ставится внедрение индивидуального принципа обучения, а также умение педагога выявить и развить способности каждого отдельного учащегося.

      Закон об образовании: изменения

      Последние поправки в Закон об образовании затронули сразу несколько положений. Так, законодательством Российской Федерации были пересмотрены сроки оформления лицензий и прочих документов для ВУЗов и школ: период прохождения аккредитации учреждениями решили продлить. Среди других новшеств: возможность победителям олимпиад использовать свои достижения в качестве преимущественного права поступления в ВУЗы в течение 4 лет, причисление дошкольных учреждений к первому уровню профессионального обучения, пересмотр порядка выплаты социальных стипендий.

      Произошли изменения и в отношении работы фонда для одаренных детей: Правительством Российской Федерации поставлена задача добиться наиболее высокой степени адресности стипендий. Суть поправки в исключении фактов выплаты социальных стипендий тем, кто в них не нуждается. Средства материальной помощи будут выделяться студентам (а также аспирантам, ординаторам, стажёрам, слушателям), не имеющим никаких доходов.

      yconsult.ru

      Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»

      Принят Государственной Думой 23 мая 2014 года

      Одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года

      Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 23, ст. 2878) следующие изменения:

      1) пункт 18 части 3 статьи 28 признать утратившим силу;

      2) статью 38 изложить в следующей редакции:

      «Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся

      1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

      2. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

      3. Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, одеждой обучающихся может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

      4. Образцы и описание форменной одежды обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, обучающихся государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, правила ношения форменной одежды и знаки различия устанавливаются учредителями указанных образовательных организаций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

      5. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, указанных в части 4 настоящей статьи, осуществляется по нормам и в порядке, которые определяются их учредителями.

      6. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.»;

      3) часть 5 статьи 86 признать утратившей силу.

      rg.ru

      Публикации

      Порой кажется, что идеи и концепции нормативных актов, регулирующих работу целых отечественных отраслей, реализуются непозволительно долго. Казалось бы, чего проще: сесть, написать, обсудить, убедить депутатов и сенаторов, открыть шампанское по случаю подписания документа главой государства. Полгода, от силы год работы. Мало? Перестаньте заниматься любимыми госчиновничеством бюрократическими процедурами, и все получится.

      В действительности все просто только на первый взгляд. Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу 1 сентября, вынашивался его многочисленным авторским коллективом около восьми лет.

      В интервью РАПСИ директор правового департамента Министерства образования и науки РФ Марина Лукашевич подробно рассказала, чем обусловлен столь долгий срок, и раскрыла некоторые ноу-хау, которые в современных российских реалиях подобные масштабные законы помогают готовить и проводить через Федеральное Собрание.

      Дублирования, коллизии и судебная практика

      — Когда и почему родилась идея подготовить совершенно новый федеральный закон «Об образовании в РФ»?

      — На мой взгляд, идея совершенствования любого законодательства возникает из изменяющихся жизненных реалий. Одним словом, всему виной прогресс. Сфера образования не исключение. В последнее десятилетие наша законодательная база стала сильно отставать от правоприменения. Система развивалась, возникали новые институты и модели взаимодействия между участниками образовательных отношений. Законы за этим не поспевали. Действовавший закон об образовании содержал нормы, не позволявшие развивать систему в целом. Можно сказать, даже играл негативную роль из-за содержащихся в нем неоправданных барьеров. Особо явственно эта проблема обозначилась в период реализации национальных проектов в сфере образования. Как следствие, большое количество внесенных в действующий Закон об образовании изменений привело к кардинальному изменению его концепции.

      — Какие именно барьеры были в законе?

      — В качестве примера, я бы привела имеющеюся сейчас видологию образовательных организаций. Неоправданно сложная и длительная процедура определения вида образовательной организации была одним из предметов государственной аккредитации при установлении статуса образовательных организаций. По результатам оценки организации по определенным критериям им разрешалось иметь то или иное наименование. Образовательные учреждения старались получить нужное наименование, которое было связано с финансированием. И потребители стали оценивать сферу только по названиям (гимназия лучше школы, университет лучше института и т.д.). При этом на протяжении довольно долгого времени значимость образовательной программы оставалась в тени. Ее содержание, которое и было критерием качества предоставляемых знаний и получаемого финансирования, практически никого не интересовало. А в правоприменении, даже если образовательные организации реализовывали программы одного уровня, порой приходилось доказывать необходимость распространять какую-либо норму на работников и обучающихся того или иного вида (наименования) образовательной организации. К примеру, совершенно неоправданным было установление пенсии по выслуге лет применительно к каждому виду образовательного учреждения. Масса людей из-за этого страдали.

      — Что можете сказать о правовой составляющей идеи подготовки нового Закона?

      — Это, безусловно, одно из оснований необходимости нового Закона. Как я уже говорила, большое количество изменений привело к дублированию норм, возникающим коллизиям, и нарастающему клубку судебной практики по трактовке действующих законов. По дублированию яркий пример — законы «Об образовании в РФ» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года. Их нормативная идентичность была около 70%. В части коллизий, самым проблемным участком всегда был прием на обучение.

      Очень часто по-разному трактовались права льготных категорий граждан, перечисленных в отраслевом и образовательном законодательстве. Применялись порой диаметрально противоположные правоприменительные механизмы, и это крайне негативно сказывалось именно на гражданах. Имея льготу по одному закону, при обращении в образовательное учреждение обнаруживалось, что такой льготы нет в образовательном законодательстве. Естественно, возникали конфликты…

      — Судебная практика была, очевидно, крайне обширной.

      — Разумеется, ведь как только появляется необходимость трактовки тех или иных законодательных положений при помощи судебных органов, это прямо говорит о несовершенстве законодательной базы. Поэтому где-то с 2000 года, судебная практика только росла.

      — Приведите наиболее характерный пример того времени.

      — Действующее законодательство оперирует понятием «образовательное учреждение». А когда было принято гражданское законодательство, в нем фигурировало общеродовое понятие «организация». Поэтому при разрешении конфликтов их участники всегда пытались сказать: «мы же не организация, мы же учреждение, поэтому на нас эти нормы не распространяются!» Такие малопонятные казуистические моменты довольно долгое время красноречиво говорили о том, что надо менять само законодательство.

      Или, например, трактовка понятия «воспитание». Бывало ректору вуза могли предъявить иск за финансирование университетской команды КВН. Дескать, это не относится к воспитательным мероприятиям. Ежегодно сотни судов, страдали тысячи людей.

      Образование с человеческим лицом

      — Итак, понимание созрело. Что было дальше?

      — Мы начали определяться с целями. В 1992 году, когда был принят прежний закон «Об образовании», ориентиром служила отраслевая составляющая. И это было важно, учитывая экономические изменения, происходившие в то время в нашей стране. У нас появилось негосударственное образование, которое нуждалось в правовой регламентации. Кстати это тоже одна из иллюстраций законодательного прогресса. Кроме того, Закон об образовании строился по «зонтичному» принципу. Под основной Закон планировалось принимать законы по каждому образовательному уровню. Поэтому-то у нас через четыре года был принят закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако по другим уровням образования законы так и не были приняты, в ходе их разработке стало понятно, что они не имеют достаточного содержательного наполнения. Я уже говорила о том, что федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» на 70% повторяет базовый закон об образовании.

      — Помимо прочего, в 1992 году еще не было ныне действующего гражданского законодательства.

      — Да, ни Гражданского кодекса, ни Налогового кодекса, ни Бюджетного кодекса, практически ничего. Даже Конституция была принята позднее, которая совершенно иначе трактовала среднее профессиональное образование. Был разве что Кодекс законов о труде РСФСР. Кстати, в 2000-х годах, когда начался так называемый бум принятия кодексов, довольно широко обсуждалась возможность разработки и Образовательного кодекса. Даже было несколько попыток его написать. Но после различных обсуждений все-таки остановились на разработке Федерального закона.

      — Как была сформулирована основная цель разработки нового закона об образовании?

      — В образовании основной фигурой всегда был, есть и будет — Человек. Поэтому цель была сформулирована так – новый закон должен стать основой для развития человеческого потенциала. Максимально обеспечить каждому те условия, которые система потенциально способна предоставить. Новый закон должен был расширить образовательные возможности и для обучающихся, и для педагогов. Если обобщать, законодательное регулирование следовало направить на внешнего потребителя. Поэтому новый закон устроен именно по такому принципу. Мы закрепили в нем образовательные права личности, на всех этапах: от младенчества (дошкольное образование может быть получено с 2 месяцев) до зрелого возраста. При этом профессиональное обучение, дополнительное образование могут быть получены вне зависимости от возраста, предшествующего уровня образования.

      Образование как сфера, что естественно, также должна была получить для своей работы полноценную правовую регламентацию. Тем самым достигались бы сразу несколько разнонаправленных целей. Стояла задача законодательно обозначить сформировавшиеся новые модели в системе образования и снять ненужные барьеры и ограничения. Например, связанные, с возможностью обучения в различных организациях, которым новым законом предоставлены более широкие возможности в части осуществления образовательной деятельности. То же дошкольное образование может теперь предоставляться и коммерческими организациями. Помимо того, что это дает реальный выбор гражданину, куда именно отвести своего ребенка, это конкурентно стимулирует и нашу систему, позволяя создавать новые рабочие места и стимулировать развитие.

      — В таком случае, почему системный для российского образования нормативный акт принимался так долго?

      — Период до 2009 года можно назвать подготовительным. Он стартовал с декабря 2004-го, когда Российский союз ректоров предложил разработать новый закон «Об образовании». Годом позже законопроект был включен в план правительства РФ. Следующие три с лишним года ушли на разработку и одобрение Правительством концепции и технического задания. В конце 2009 была создана большая рабочая группа с привлечением экспертов сферы образования, парламентариев, членов Общественной палаты, различных педагогических сообществ, федеральных органов исполнительной власти.

      Первую версию текста законопроекта рабочая группа подготовила примерно за полгода. Ее обсуждали на множестве площадок, включая обе палаты парламента, Общественную палату. И к концу 2010 года текст был существенно переработан.

      Сети соавторов

      — В конце 2010-го данная версия документа была размещена в Интернете. Оправдались ли ожидания от состоявшейся в Глобальной сети дискуссии?

      — Сначало не вполне. Мы разместили проект на той же площадке, где до этого проходило обсуждение законопроекта «О полиции». Звучали различные мнения, критика, отдельные отзывы не совпадали с нашими замыслами. Но обсуждения норм закона между самими гражданами, учитывая разные общественные интересы в тот период не было.

      — Что удалось уяснить из виртуальных диспутов?

      — Подтвердился главный посыл – общество требовало принятия нового закона об образовании. Причем это констатировали не только управленцы, но и среди экспертов и потребителей образовательных услуг по этому вопросу было удивительное для системы образования единодушие. Данный вывод на том этапе не зависел даже от отношения к содержанию уже имевшегося законопроекта, и это нас отчасти вдохновило.

      — Появились ли в законе нормы, заимствованные у комментаторов в ходе интерактивных обсуждений?

      — Первое обсуждение три года назад действительно было выстроено по модели пользовательских комментариев об отношении к предлагаемым подходам, той или иной норме, по принципу «нравится/не нравится». Впоследствии некоторые положения закона мы действительно формировали исходя из предложенных при обсуждении в Интеренете векторов. Все это также рассматривалось на рабочей группе, созданной уже специально под доработку законопроекта по итогам обсуждения в Сети. Эту рабочую группу возглавил советник Президента Вениамин Федорович Яковлев.

      К лету 2011 года у нас появилась, таким образом, третья основная версия законопроекта. И уже на этом этапе было организовано второе по счету обсуждение в Интернет-пространстве.

      — С какой целью?

      — Нами были учтены нюансы, выявленные в ходе первого интернет-общения с заинтересованными лицами. Постарались их использовать в другом направлении, что дало новый эффект. Мы использовали принципы общественной экспертизы, на площадке edu.сrowdеxpert.ru. В этот раз эксперты не просто высказывали личное отношение к тексту, но могли предлагать и свои формулировки. И потом сами же их оценивали.

      Появилась вариативность: есть формулировка министерства, есть формулировка одного эксперта, другого, они сравнивались между собой, и после этого, бывало, появлялись еще варианты. В итоге, как правило, возвращались к первоначальной редакции нормы. Но есть в принятом законе и нормы, сформулированные экспертным сообществом. Например, нормы о приоритетности прав родителей в вопросах воспитания и обучения детей. У нас фактически появились соавторы, сообщество, которое понимало, почему та или иная норма именно так должна быть записана в законе. Помимо общего одобрения экспертного сообщества мы получили профессионалов, готовых разъяснять и продвигать закон уже в процессе правоприменения. И вот после этого структура текста уже не менялась.

      С осени 2011 по май 2012 года мы согласовывали текст с различными ведомствами. Проводили общественные обсуждения. И заметили, что отношение к закону существенно поменялось. Если раньше нам только и приходилось повторять «прочитайте текст, он неплохой!», то после этого к нему стали относиться исходя из других принципов. Чтобы он действительно фиксировал те новые институты, что возникли в системе, снимал барьеры и не мешал развитию. Проще говоря, от общей критики мы перешли к работе над конкретными положениями.

      — В мае 2012-го согласованный текст был внесен в правительство РФ.

      — Да, на этом этапе, с мая по август, был проведен еще один раунд обсуждений. В июле документ рассматривался на Открытом правительстве, одним из первых после формирования этого органа. А в августе минувшего года Правительство внесло его в Госдуму.

      Слагаемые и сумма

      — Сухой остаток: проект к тому моменту готовился целых восемь лет.

      — С одной стороны, это так. С другой, период с 2004 по 2009 годы был подготовительным этапом, определившим концепцию и подходы к новому закону, а вот период с 2009 по 2012 годы – это три года, потребовавшиеся для непосредственной подготовки самого текста и его обсуждения. Хотя, конечно все это вместе позволило нам за пять месяцев принять такой масштабный закон в обеих палатах парламента.

      — Налицо простое арифметическое правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется»: либо длительный подготовительный этап и затем считанные месяцы в Федеральном Собрании, либо наоборот.

      — Наверное, такая аналогия уместна. К моменту рассмотрения законопроекта в Госдуме у всех уже было понимание текста и заложенных в нем принципов. И то, что ко второму чтению текст дорабатывался, это показывает заинтересованность в нем очень большого круга лиц.
      Возвращаясь к конкретным датам, 26 декабря Совет Федерации одобрил закон, а тремя днями позже президент его подписал. Таким образом, этот календарный год мы начали с принятого нового закона, который вступит в силу через несколько дней – 1 сентября.

      — Зачем в законе оказался заложен восьмимесячный срок между подписанием президентом и вступлением в силу?

      — Это было сделано намеренно, для того чтобы привести в соответствие с новым законом действующую нормативную базу, сформировать новое подзаконное регулирование и чтобы регионы и иные участники образовательных отношений могли подготовиться к новым условиям.

      — Какие из них наиболее значимы?

      — Несомненно, самым значимым является принятый 2 июля этого года Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в иные законодательные акты в связи с принятием закона «Об образовании в РФ». Повторюсь, при подготовке закона об образовании одним из основных направлений было снять многочисленные коллизии. Данная проблема была нерешаема без изменения отраслевого законодательства. Поэтому в парламент оба этих закона были внесены одновременно. На момент внесения вторым законом планировалось поправить 101 федеральный закон. Но в осеннюю сессию 2012 года пришло понимание, что принимать два этих законопроекта одновременно нельзя. Ситуация диктовала, что данные документы надо, что называется, разводить во времени. Иначе у нас второй закон не будет учитывать многие нормы базового документа. Поэтому-то закон об изменении других федеральных законов был принят только в июле этого года, а вместо 101-го ФЗ в финальной редакции закона значился уже 161 закон. Тем не менее, это позволило нам с вступлением в силу закона «Об образовании в РФ» с 1 сентября обеспечить целостное законодательное регулирование во всех отраслях. Думаю, что для системы образования — это шаг вперед.

      Что касается подзаконных актов, то их на сегодняшний день уже принято около 350, включая акты Правительства и часть стандартов.
      Разработку этих актов мы начали в сентябре 2012 года, когда сам законопроект был внесен в Думу. Почти по каждому такому акту создали рабочие группы, причем возглавляли их не сотрудники министерства, а сторонние эксперты. К примеру, по мониторингу системы образования группу вел Владислав Гриб из Общественной палаты, по формированию федерального перечня учебников группу возглавляет глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, по формированию порядка реализации общеобразовательных программ – народный учитель России Ефим Рачевский.

      Я хочу отметить, что все эти документы проходят несколько итераций общественного и экспертного обсуждения. Помимо рабочих групп мы размещаем их тексты на общем сайте общественного обсуждения, на министерском сайте. Достаточно кликнуть документ, и можно отправить по электронной почте любые комментарии к нему, положительные или отрицательные. По ряду проектов была использована аналогичная интернет-площадка, что использовалась при обсуждении основного закона «Об образовании в РФ». Работа продолжается и сейчас. Все проекты подзаконных актов разработаны, некоторые продолжают обсуждаться, другие находятся на разных стадиях согласования с заинтересованными федеральными органами, и многие, как я уже отметила, приняты.

      Регулирование без посредников

      — В новый закон об образовании было заложено немало норм прямого действия. Зачем это было сделано?

      — Такой путь был избран для того, чтобы избежать дополнительной регламентации на подзаконном уровне и, как следствие, сократить сроки адаптации к новому регулированию. Скажем, к таким нормам прямого действия относится вся статья 2 закона, где установлен понятийный аппарат. Также это нормы, связанные с сетевой формой реализации образовательных программ, с регламентацией порядка проведения промежуточной аттестации.

      Из той же логики мы исходили при формулировании переходных положений. Были предусмотрены нормы прямого действия для перехода от старого законодательства к новому. Нам сейчас не требуется издавать дополнительные акты, например, о том, что программы послевузовского образования признаются программами высшего образования третьего уровня по подготовке научно-педагогических кадров. Выстроена общая логика: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Нам не надо принимать какие-то дополнительные акты по признанию того, что дошкольное образование стало первым уровнем новой системы образования. В силу нового закона это норма прямого действия.
      Ряд других норм – о переименовании, переоформлении лицензий – были специально сделаны отлагательными.

      — То есть в авральном порядке что-то переименовывать или переоформлять сразу после 1 сентября образовательным организациям не придется?

      — Совершенно верно. С 1 сентября этого года, спешу еще раз многих успокоить, такого требования не возникает. Все эти вопросы они смогут спокойно решить до 1 января 2016 года.

      — А что будет с актами, которые были приняты до 1 сентября и продолжают еще действовать?

      — На этот счет в новом законе также предусмотрены нормы прямого действия: прямо предусмотрено, что акты, принятые до вступления в силу нового Закона, могут применяться, если не противоречат уже закрепленным новым подходам.
      Конечно, проще всего отменить все акты и начать с нового листа. Однако в правовом регулировании такого вакуума возникать не должно. Ведь за каждой ранее принятой нормой стоят права и возможности наших граждан. Поэтому мы ищем новые механизмы и модели, отвечающие сегодняшним реалиям и позволяющие какие-то действовавшие ранее нормы «вписывать» в новые акты, какие-то отменять. Одним словом – занимаемся инкорпорированием. Процесс этот быстрым быть не может, иначе пострадает качество.

      — На сайте министерства появились различные разъяснения по новому закону. Неужели после стольких лет консультаций и экспертиз они нужны?

      — Конечно! Речь идет об информационных методических письмах. Мы сделали их, например, по требованиям к одежде обучающихся, по родительской плате за содержание детей в детских садах, по плате за общежития для студентов, по наименованию образовательных организаций. Эти разъяснения необходимы для плавного перехода на новое правовое регулирование. Размещаем мы их в отдельном разделе, где аккумулирована вся информация по новому закону.

      — Многое из вышесказанного касается федерального уровня регулирования. Что в регионах?

      — Совершенно естественно, что принятие нового закона требует значительной переработки региональной и муниципальной нормативных баз по вопросам образования. При этом закон об образовании предоставил возможность субъектам федерации существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учётом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона.

      В апреле текущего года мы направили методические рекомендации в регионы, и разместили на нашем сайте модельный региональный закон. По нашей статистике, примерно треть регионов сейчас приняли свои акты на основании модельного закона, еще одна треть доработали его исходя из местных особенностей. А оставшаяся треть находится сейчас еще в стадии принятия своих законов.

      — Сколько у них осталось времени на это?

      — Нормы по ряду новых полномочий регионов (например, по финансированию дошкольного образования) вступят в силу с 1 января 2014 года. Получается, четыре месяца.

      Минное поле правоприменения

      — Принять закон, разработать подзаконные акты, давать рекомендации – все это хорошо и правильно. Но ведь как показывает практика, самый ответственный момент это начало правоприменения, к которому на 100% подготовиться просто невозможно.

      — У нас были различные опыты по сопровождению национальных проектов, проектов по модернизации региональных систем общего образования, нашумевшего ФЗ-83, о внесении изменений в прежние законы об образовании и о высшем послевузовском образовании. Не вызывало сомнений, что следует в первую очередь создать условия, при которых правоприменение было бы эффективным и минимизировало потенциальные затруднения для различных участников правоотношений.

      Поэтому для сопровождения вступления в силу нового закона мы запустили три проекта.

      — Какие именно?

      — Первый. Организовали повышение квалификации и экспертно-консультационную поддержку работников региональных органов власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по программе «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Эта работа с конца прошлого года обеспечивается Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Уже более двух тысяч работников органов управления образованием прошли такую подготовку.
      Второй. Высшая школа экономики реализует проект по повышению квалификации и экспертно-консультационному сопровождению для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций различных типов.

      И третий. В целях обеспечения информационно-разъяснительной поддержки по вопросам внедрения законодательных новаций в сфере образования ЗАО «Международный центр финансово-экономического развития» создана справочно-экспертная online-система, содержащая не только принимаемые нормативные правовые акты в сфере образования, но также ответы и комментарии экспертов на вопросы, связанные с применение новых нормативных правовых актов на практике.

      Мы рассчитываем, что реализация всех этих проектов обеспечит эффективное правоприменение уже с первых дней действия нового закона.

      А вообще надо привыкать к тому, что законодательство – живой организм и он должен постоянно обновляться. Как современное программное обеспечение, новые версии которого выходят одна за другой. И чем больше мы будет прислушиваться к практикам, ко всем неравнодушным гражданам, тем адекватнее будет правовое поле.

      rapsinews.ru

      Смотрите так же:

      • Закон об обороне цель Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ"Об обороне" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 […]
      • Приказ минфина 157 н от 01122010 12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2016 г., 27 сентября 2017 г., 31 марта 2018 г. 2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного […]
      • Закон о конкуренции последняя редакция Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ"О защите конкуренции" С изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 […]
      • Федеральный закон ст145 Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря […]
      • П 2 ст 10 закона 8-фз Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ"О погребении и похоронном деле" С изменениями и дополнениями от: 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 […]
      • Ст23 закона 181 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 24 июля 1998 г., 4 […]
      • Федеральный закон 167 и 75 Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ"О негосударственных пенсионных фондах" С изменениями и дополнениями от: 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 […]
      • Закон сообщества Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 4 июля 2003 г., […]