Федеральный закон 67 страхование

Главная / Федеральный закон 67 страхование

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (с изменениями и дополнениями)

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ) применяются к отношениям, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 2 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая, 23 июня 2016 г., 29 июля, 29 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года

Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

14 июня 2012 года

С 1 января 2013 г. на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Без страховки выполнять перевозки будет запрещено.

Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. — компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью — в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. за иные вещи. Не подпадают под страхование случаи причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, маневров или иных подобных мероприятий, гражданской войны, народных волнений или забастовок, умысла выгодоприобретателя. В случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью пассажира предусмотрена предварительная выплата части страхового возмещения в размере 100 тыс.руб., которая производится в течение 3 рабочих дней после поступления письменного заявления потерпевшего.

Перевозчики обязаны информировать пассажиров о страховании (путем размещения этих сведений в местах продажи билетов, на билете либо на своем официальном сайте). При наступлении страхового случая перевозчик должен разъяснить потерпевшему и его родственникам их права на получение возмещения.

Минимальный срок действия договора обязательного страхования составляет 1 год (на внутреннем водном транспорте — период навигации). По рискам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров предусмотрен запрет на установление франшизы (части вреда, не возмещаемого страховщиком).

Прописан порядок определения страховых тарифов. Предельные размеры тарифов определяет Правительство РФ.

Данное обязательное страхование заменяет ОСАГО для автоперевозчиков и существующее на воздушном транспорте страхование ответственности. Международным перевозчикам не потребуется приобретать еще 1 полис, если они уже застраховали свою ответственность в соответствии с международными правилами, в том числе за рубежом (по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее вышеуказанных).

Урегулирован порядок возмещения вреда пассажирам метрополитена. Вместо обязательного страхования на перевозчика возлагается обязанность выплатить пострадавшим компенсацию в вышеназванном размере.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Статьи 20 и 21 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования

Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2013 г.

Статья 23 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2013 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 18 июня 2012 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 25 ст. 3257, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 15 июня 2012 г., в «Парламентской газете» от 22 июня 2012 г. N 23

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Ответственность перевозчиков перед пассажирами

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика;

Виды перевозок, которые подлежат страхованию:

Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

Внутренний водный транспорт;

Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

  • Городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;легкое метро и монорельсовый транспорт.
  • Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.

    Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

  • Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.
  • Единая стоимость. Разная надежность

    Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

    Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

    Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм:

    www.rgs.ru

    Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также регулирует отношения, возникающие в связи с возмещением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

    3. В отношении перевозок пассажиров внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном) настоящий Федеральный закон применяется с учетом особенностей, установленных статьей 31 настоящего Федерального закона.

    4. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам легковыми такси.

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

    1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    2. Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) перевозка — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона. Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами или кодексами, а также в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;

    2) пассажир — лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона;

    3) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок);

    4) имущество пассажира — багаж и перевозимая пассажиром с собой (в том числе ребенком или детьми, которые следуют вместе с пассажиром) ручная кладь, за причинение вреда которым при перевозке отвечает перевозчик;

    5) потерпевший — пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред. Дети, которые следуют вместе с пассажиром и жизни или здоровью которых при перевозке причинен вред, также признаются потерпевшими независимо от того, признаются ли они пассажирами;

    6) договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее — договор обязательного страхования) — заключенный между страховщиком и страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом договор обязательного страхования;

    7) страховой случай — возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования. С наступлением страхового случая возникает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение выгодоприобретателям;

    8) страховщик — страховая организация, получившая в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешение (лицензию) на осуществление обязательного страхования и вступившая в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков для осуществления обязательного страхования;

    9) страхователь — перевозчик, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования;

    10) выгодоприобретатель — потерпевший, здоровью и (или) имуществу которого причинен вред. При причинении вреда жизни потерпевшего выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения — граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан — супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода;

    11) внеуличный транспорт — пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров по изолированным от автомобильных дорог путям в пределах границ населенных пунктов, между близлежащими населенными пунктами или из населенных пунктов к объектам транспорта, торговли, промышленным объектам, объектам культуры, отдыха, спорта и подобным объектам;

    12) метрополитен — вид внеуличного транспорта, все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог, линии которого оборудованы станциями и расположены преимущественно на подземных участках и электропитание подвижных составов которого осуществляется через контактные рельсы;

    13) легкое метро — вид внеуличного транспорта, все пути которого технологически полностью изолированы от автомобильных дорог и линии которого оборудованы станциями и расположены преимущественно на наземных участках;

    14) внеуличный трамвай — вид внеуличного транспорта, пути которого на регулируемых перекрестках могут иметь пересечения с автомобильными дорогами и линии которого оборудованы остановочными пунктами;

    15) монорельсовый транспорт — вид внеуличного транспорта, технологическая конструкция путей которого позволяет осуществлять движение подвижного состава по одному рельсу, пути которого не должны иметь пересечений с автомобильными дорогами и линии которого должны быть оборудованы станциями.

    Статья 4. Цели и принципы обязательного страхования

    1. Обязательное страхование вводится в целях обеспечения возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров независимо от вида транспорта и вида перевозок, создания единых условий возмещения причиненного вреда за счет обязательного страхования, а также установления процедуры получения потерпевшими возмещения вреда.

    2. Основными принципами обязательного страхования являются:

    1) гарантированность возмещения вреда, причиненного при перевозках жизни, здоровью, имуществу пассажиров, за счет выплаты страхового возмещения или осуществления компенсационной выплаты в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

    2) защита за счет обязательного страхования имущественных интересов перевозчика в случае возникновения его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;

    3) определение размера причиненного вреда и порядка его возмещения независимо от вида транспорта и вида перевозок.

    Статья 5. Обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности

    1. Независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

    2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и международных перевозок застрахованы в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками.

    3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    4. Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (далее — орган страхового надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в случае неисполнения перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения обязан уведомить об этом орган страхового надзора для взыскания сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком.

    6. Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    7. При наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего, персональные данные которого имеются у перевозчика, о:

    1) правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона, а также порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;

    2) страховщике, всех его филиалах и представителях в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», режим работы);

    3) договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).

    8. Информацию, предусмотренную частью 6 настоящей статьи, перевозчик также обязан сообщить иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с наступлением страхового случая.

    9. При причинении вреда жизни потерпевшего, тяжкого вреда его здоровью перевозчик обязан сообщить родственникам потерпевшего или иным лицам, обратившимся к перевозчику за предоставлением информации в связи с причинением вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшего, о вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона правах выгодоприобретателей. Риск последствий неисполнения перевозчиком этой обязанности лежит на перевозчике.

    Статья 6. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом

    1. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации орган транспортного контроля и надзора.

    2. Контроль за исполнением перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.

    3. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, предусмотренных частями 6 — 9 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется при проверках, проводимых в том числе по поступившим в орган транспортного контроля и надзора обращениям и заявлениям потребителей.

    www.eg-online.ru

    Федеральный закон 67 страхование

    Федеральным законом N 67-ФЗ устанавливается детальное регулирование отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

    Закон N 67-ФЗ касается перевозок любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы (Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и т.п.).

    Рассматриваемый Закон регулирует, в частности, перевозки, осуществляемые внеуличным транспортом (включая железнодорожные, воздушные, морские, внутренние водные, пригородные и междугородние автобусные перевозки), в том числе метрополитеном. Однако в отношении последнего он устанавливает лишь порядок возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров.

    В ч. 4 ст. 1 Закона N 67-ФЗ указано, что его положения не применяются к перевозкам пассажиров и их имущества легковым такси.

    За исключением отдельных положений Закон N 67-ФЗ вступит в силу с 1 января 2013 г.

    Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (..)

    Обязанность страховать риск своей гражданской ответственности может быть возложена на лицо, если это предусмотрено федеральным законом (ст. ст. 927 и 935 ГК РФ). Закон N 67-ФЗ закрепляет такую обязанность за перевозчиком пассажиров (независимо от вида транспорта).

    Рассматриваемый Закон вводит обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), а не за нарушение договора (ст. 932 ГК РФ).

    Эти виды имущественного страхования необходимо различать, поскольку возможность застраховать договорную ответственность законодатель установил лишь для случаев, когда об этом прямо говорится в федеральном законе (п. 1 ст. 932 ГК РФ). К примеру, для экспедиторской деятельности и деятельности перевозчиков возможность страхования ответственности по договору законом не предусматривалась. Однако суды отказывали в признании таких договоров ничтожными, указывая на то, что по своей правовой природе их следует квалифицировать как договоры страхования ответственности вследствие причинения вреда третьим лицам или же в качестве договора комплексного страхования (Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09 по делу N А43-27008/200839-731, ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 по делу N А55-24263/2009, от 07.05.2010 по делу N А12-4383/2009, ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2011 по делу N А56-23999/2010, ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2010 по делу N А56-34710/2008, Определение ВАС РФ от 14.07.2010 N ВАС-9104/10 по делу N А60-44248/2009-С7).

    Без заключенного договора обязательного страхования ответственности перевозчик не сможет осуществлять свою деятельность. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 67-ФЗ перевозчику запрещается осуществление перевозок пассажиров (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), если его гражданская ответственность не застрахована.

    Исключения предусмотрены для международных перевозок. Предусматривается, что обязанность осуществить обязательное страхование в соответствии с рассматриваемым Законом считается выполненной, если имущественные интересы перевозчика застрахованы согласно положениям международных договоров или в добровольном порядке по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем это указано в Законе N 67-ФЗ.

    Если перевозчик не выполнил свою обязанность по страхованию гражданской ответственности, то неосновательно сбереженные при этом суммы могут быть взысканы с него в принудительном порядке по иску ФСФР России (ч. 4 ст. 5 Закона N 67-ФЗ). На эти суммы могут начисляться проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ, о чем прямо сказано в рассматриваемом Законе.

    Помимо обязанности страховать свою гражданскую ответственность, на перевозчиков возлагается также обязанность по доведению до пассажиров информации о страховщике и условиях договора обязательного страхования (ч. 6 ст. 5 Закона N 67-ФЗ). Эта информация должна размещаться во всех пунктах продажи билетов или на самих билетах. В качестве альтернативы она может указываться на официальном сайте перевозчика.

    При наступлении страхового случая перевозчик обязан также немедленно проинформировать потерпевших об их правах, вытекающих из договора обязательного страхования, о порядке получения возмещения причиненного вреда, о страховщике и о соответствующем договоре обязательного страхования (ч. 7 ст. 5 Закона N 67-ФЗ). Это требование должно выполняться, если у перевозчика есть персональные данные потерпевшего.

    В случае смерти пассажира («причинения вреда жизни» в терминологии Закона N 67-ФЗ) или причинения тяжкого вреда его здоровью перевозчик должен проинформировать о правах, вытекающих из Закона или договора обязательного страхования, его родственников или иных лиц, которые обратятся за такой информацией (ч. 9 ст. 5 Закона N 67-ФЗ).

    Особенности обязательного страхования гражданской ответственности при перевозках метрополитеном установлены в гл. 6 Закона N 67-ФЗ.

    Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (..)

    Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика заключается между страхователем (перевозчиком) и страховщиком (страховой организацией). Соответственно, этот договор относится к категории договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), о чем указано в ч. 1 ст. 7 Закона N 67-ФЗ. Выгодоприобретателем по такому договору будет являться пассажир, а в случае его гибели — иные лица, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона N 67-ФЗ.

    Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика является реальным, так как в ч. 2 ст. 7 Закона N 67-ФЗ установлено, что он вступает в силу со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса.

    Кроме того, такой договор является публичным, и страховщик не может отказать в страховании любому обратившемуся перевозчику (ч. 3 — 4 ст. 7 Закона N 67-ФЗ).

    Срок такого договора не может быть менее года (ч. 4 ст. 8 Закона N 67-ФЗ). Исключение предусматривается для договоров обязательного страхования при перевозках внутренним водным транспортом, который может иметь срок менее года, но не может действовать менее периода навигации.

    Надзор и контроль за выполнением обязанностей перевозчика в области обязательного страхования будет осуществлять Ространснадзор (ст. 6 Закона N 67-ФЗ). Этот орган вправе как по собственной инициативе, так и по заявлениям и обращениям потребителей проверять наличие договоров обязательного страхования у перевозчиков, а также проводить проверки (ч. ч. 2 и 3 ст. 6 Закона N 67-ФЗ).

    Объект страхования и страховые риски

    В рассматриваемом Законе указано, что объектом страхования по договору обязательного страхования являются имущественные интересы перевозчика, связанные с риском его гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ч. 1 ст. 8 Закона N 67-ФЗ).

    В судебной практике, касающейся добровольного страхования гражданской ответственности экспедитора, неоднозначно решается вопрос, относится ли кража имущества к страховым рискам по таким договорам. В ряде случаев суды указывают, что этот риск не застрахован таким договором (Определение ВАС РФ от 30.06.2009 N ВАС-7378/09 по делу N А57-8927/08-116). Обращаем внимание, что для выводов судов может иметь значение и факт установления кражи как страхового случая. Например, в указанном судебном акте арбитражный суд, помимо прочего, мотивировал свое решение ссылкой на то, что уголовное дело по факту кражи не было возбуждено.

    В других судебных актах встречается иное решение спорного вопроса (Постановления ФАС Московского округа от 17.08.2010 N КГ-А41/8709-10 по делу N А41-33997/09, ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 по делу N А12-16611/2009).

    Отдельно следует упомянуть правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09 по делу N А43-27008/200839-731. В нем указано, что страховая компания должна понимать правовое значение предоставляемой страховой защиты и не может ссылаться на несоответствие закону разработанных ею же правил страхования, в соответствии с которыми такая защита предоставляется.

    В рассматриваемом Законе установлено, что страховые суммы по каждому виду риска, который страхуется, должны быть указаны в договоре обязательного страхования раздельно (ч. 2 ст. 8 Закона N 67-ФЗ). При этом эти суммы не могут быть ниже следующих:

    — за причинение вреда жизни потерпевшего (то есть в случае смерти) — 2 025 000 руб. на одного пассажира;

    — за причинение вреда здоровью потерпевшего — 2 000 000 руб. на одного пассажира;

    — за причинение вреда имуществу потерпевшего — 23 000 руб. на одного пассажира.

    Следует отметить, что в договоре обязательного страхования не может устанавливаться франшиза (то есть ограничение на выплату возмещения по договору обязательного страхования) по рискам гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни (то есть в случае смерти пассажира) или здоровью пассажиров (ч. 5 ст. 8 Закона N 67-ФЗ).

    Рассматриваемый Закон устанавливает, что по общему правилу страхователь обязан единовременно уплатить страховщику страховую премию в момент заключения договора обязательного страхования (ст. 10 Закона N 67-ФЗ). Иные условия о порядке и сроках выплаты страховой премии могут устанавливаться в договоре обязательного страхования.

    Размер страхового тарифа определяется в договоре по соглашению сторон, однако предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 и 3 ст. 11 Закона N 67-ФЗ). Это правило, по мысли законодателя, должно оказать серьезное влияние на усиление безопасности при осуществлении пассажирских перевозок.

    Предполагается, что за счет дифференцированного подхода к определению размера страхового тарифа в каждом отдельно взятом случае заключения такого договора обязательного страхования страховая премия будет зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств перевозчика и от других факторов, влияющих на степень риска. Об этом говорилось в Пояснительной записке к законопроекту, который в итоге был принят в качестве Закона N 67-ФЗ.

    Страховая премия определяется как произведение трех множителей: количества пассажиров, страховой суммы по каждому риску и страхового тарифа по каждому риску (ч. 4 ст. 11 Закона N 67-ФЗ). Общий размер страховой премии определяется как сумма трех страховых премий (то есть премий по каждому страховому риску) (ч. 5 ст. 11 Закона N 67-ФЗ).

    Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии должен быть установлен Правительством РФ для каждого вида транспорта (ч. 6 ст. 11 Закона N 67-ФЗ).

    В Финансово-экономическом обосновании к законопроекту, который впоследствии был принят в качестве Закона N 67-ФЗ, приводился расчет прогнозируемой величины страховой премии по рассматриваемым договорам в расчете на одного пассажира:

    Следует отметить, что этот расчет осуществлялся на основе статистических данных за 2009 г.

    Если страховой случай наступил в период просрочки уплаты очередного страхового взноса, страховщик вправе предъявить страхователю требование об уплате процентов, определяемых в соответствии со ст. 395 ГК РФ (ст. 12 Закона N 67-ФЗ).

    Изменение оценки страхового риска

    Следует отметить, что при значительном изменении обстоятельств, влияющих на оценку страхового риска по договору обязательного страхования ответственности, стороны вправе требовать изменения условий этого договора (ч. ч. 7 и 9 ст. 11 Закона N 67-ФЗ). Контрагент, получивший такое требование, обязан внести соответствующие изменения в договор обязательного страхования и произвести перерасчет страховых премий (по правилам ст. 445 ГК РФ).

    Следует отметить, что в ст. 959 ГК РФ возможность потребовать изменения договора страхования в случае значительного изменения обстоятельств, влияющих на оценку страхового риска, предусмотрена только для страховщика и только для случаев возможного увеличения страхового риска в силу изменившихся обстоятельств. Закон N 67-ФЗ предоставляет такую возможность и страхователю.

    Если страхователь, получивший требование о необходимости изменить договор обязательного страхования, возражает против увеличения страховой премии, то страховщик вправе расторгнуть этот договор в соответствии с правилами гл. 29 ГК РФ (ч. 10 ст. 11 Закона N 67-ФЗ). Как указывалось выше, расторжение договора приведет к юридической невозможности осуществлять профессиональную деятельность перевозчика, что должно служить серьезным стимулом для страхователей не допускать наступления таких обстоятельств, которые увеличивают страховые риски.

    Страхователю в случае уменьшения страхового риска невыгодно требовать расторжения договора, при этом его требование о снижении страховой премии в этой ситуации является для страховщика обязательным. Если страховщик будет уклоняться от таких изменений договора обязательного страхования, то он может быть принужден к внесению изменений в судебном порядке (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Также его могут обязать возместить причиненные таким уклонением убытки.

    Обстоятельства, существенным образом влияющие на оценку страхового риска, должны быть прямо установлены в договоре обязательного страхования (ч. 8 ст. 11 Закона N 67-ФЗ).

    Порядок предъявления требований о получении страхового возмещения по договорам обязательного страхования, которые были заключены в соответствии с Законом N 67-ФЗ, установлен в ст. 14 указанного Закона.

    В упрощенном виде этот порядок можно свести к следующему: выгодоприобретатель должен представить письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых будут определены Правительством РФ. Эти документы должны содержать сведения о потерпевшем, о произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего (ч. 1 ст. 14 Закона N 67-ФЗ). Установление исчерпывающего перечня документов, необходимых для получения страхового возмещения, должно защитить интересы выгодоприобретателя, так как перекладывает бремя доказывания основательности получения выплаты на страховщика или страхователя.

    Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения только в случае, если лицо, требующее выплаты такого возмещения, не предоставило все необходимые для этого документы и при этом не доказало факт наступления страхового случая и (или) размер подлежащего возмещению вреда (ч. 5 — 6 ст. 13, ч. 2 ст. 14 Закона N 67-ФЗ).

    Если страховщик отказывает в выплате страхового возмещения, то он обязан направить выгодоприобретателю мотивированный отказ в течение 30 календарных дней со дня получения страховщиком всех необходимых документов (ч. 5 ст. 14 Закона N 67-ФЗ). Страховое возмещение также должно быть выплачено в этот срок.

    Следует отметить, что рассматриваемый Закон устанавливает весьма жесткую законную неустойку за просрочку исполнения обязанности по выплате возмещения или направлению отказа — 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от несвоевременно выплаченной суммы за каждый день просрочки. Аналогичная неустойка предусмотрена законом на случай ненаправления мотивированного отказа от выплаты страховой суммы. Соответствующие положения содержатся в ч. 6 ст. 14 Закона N 67-ФЗ. Для расчета суммы пеней должна применяться ставка рефинансирования, установленная на дату начала просрочки.

    Необходимо обратить внимание на то, что правила об уменьшении неустойки (такие правила установлены, в частности, ст. 333 ГК РФ) при взыскании указанных пеней не применяются. Об этом прямо говорится в Законе N 67-ФЗ. Напоминаем, что в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» указывалось на то, что по общему правилу законные неустойки также могут уменьшаться в соответствии с правилами ст. 333 ГК РФ.

    Закон N 67-ФЗ предусматривает возможность предварительных выплат выгодоприобретателю до истечения указанного 30-дневного срока. Это допускается в следующих случаях:

    — если был причинен вред жизни потерпевшего (то есть потерпевший погиб);

    — если установлен один из квалифицирующих признаков причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего. В счет страхового возмещения выгодоприобретателю может быть предварительно выплачена сумма в размере 100 000 руб. Выплата должна быть произведена в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения страховщиком письменного заявления выгодоприобретателя о выплате части страхового возмещения и необходимых документов, исчерпывающий перечень и порядок оформления которых должен быть определен Правительством РФ (ст. 15 Закона N 67-ФЗ).

    Законодатель установил запрет на изменение, преобразование и уступку требований о выплате страхового возмещения после наступления страхового случая (ч. 2 ст. 13 Закона N 67-ФЗ).

    Кроме того, выгодоприобретатель (пассажир) может отказаться от права требования к страховщику только в случае, если одновременно он отказывается и от права требования о возмещении причиненного вреда к перевозчику (ч. 3 ст. 13 Закона N 67-ФЗ).

    Согласно ч. 4 ст. 13 Закона N 67-ФЗ страховщик может быть освобожден от обязанности выплачивать страховое возмещение в следующих ситуациях:

    — если страховой случай наступил вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок (если это обстоятельство прямо не исключено в договоре обязательного страхования);

    — если страховой случай наступил вследствие умысла выгодоприобретателя;

    — если величина подлежащего возмещению по соответствующему страховому случаю вреда, причиненного имуществу потерпевшего, меньше установленной договором обязательного страхования франшизы или равна ей.

    Перевозчик до удовлетворения предъявленных ему требований обязан в течение двух рабочих дней известить страховщика о предъявлении к нему требований (ч. 7 ст. 13 рассматриваемого Закона). Также в Законе N 67-ФЗ указано, что перевозчик должен в тот же срок (но исчисляемый уже со дня удовлетворения предъявленных требований) сообщить о возмещении им полностью или частично вреда, причиненного потерпевшему. Если перевозчик не уведомит страховщика о произведенных выплатах потерпевшим, в результате чего страховщик выплатит выгодоприобретателям причитающиеся по договору обязательного страхования суммы, перевозчик будет лишен права получить компенсацию (ч. 8 ст. 13 Закона N 67-ФЗ).

    Выгодоприобретатель, получивший возмещение вреда от перевозчика, не вправе требовать выплаты страхового возмещения по договору обязательного страхования от страховщика (ч. 9 ст. 13 Закона N 67-ФЗ).

    В случае смерти потерпевшего (напомним, в Законе используется термин «причинение вреда жизни») страховое возмещение может распределяться между выгодоприобретателями по договору обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с правилами, установленными в ст. 17 Закона N 67-ФЗ.

    Если страхового возмещения недостаточно для покрытия всего причиненного вреда, выгодоприобретатель вправе обратиться за возмещением в оставшейся части к перевозчику, ответственному за причинение этого вреда (ст. 18 Закона N 67-ФЗ). Следует отметить, что в такой ситуации размер вреда должен определяться по правилам, установленным в гл. 59 ГК РФ.

    При этом нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, который неоднократно указывал на необходимость стремления к максимально полному возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших, так как гражданское законодательство не ограничивает возмещение убытков случаями, прямо указанными в § 2 гл. 59 ГК РФ (см. Постановления КС РФ от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П).

    Расторжение договора обязательного страхования

    Закон N 67-ФЗ допускает расторжение договора обязательного страхования по соглашению сторон, но устанавливает обязательные требования к форме такого соглашения — оно должно быть составлено в виде отдельного документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 9 Закона N 67-ФЗ).

    Специально оговаривается, что расторжение или досрочное прекращение такого договора прерывает обязательственные отношения сторон только на будущее. Что касается страховых случаев, наступивших в течение срока действия договора обязательного страхования, то по ним страховщик обязан выплатить страховое возмещение (ч. 2 ст. 9 Закона N 67-ФЗ). Страхователь в этой ситуации также не освобождается от уплаты страховой премии, если обязанность ее выплатить к моменту прекращения договора была просрочена (ч. 3 ст. 9 Закона N 67-ФЗ).

    О состоявшемся расторжении или досрочном прекращении договора обязательного страхования страховщик должен уведомить Ространснадзор.

    Регрессные требования страховщика (..)

    В соответствии с положениями ст. 19 Закона N 67-ФЗ регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный вред, возникает у страховщика, выплатившего страховое возмещение, при наступлении страховых случаев:

    — вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред;

    — вследствие управления транспортным средством лицом, которое находилось в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а равно лицом, которое не выполнило законное требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

    — вследствие управления транспортным средством лицом, которое не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке;

    — вследствие нарушения перевозчиком режима труда и отдыха лица, управлявшего транспортным средством перевозчика;

    — вследствие управления транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с российским законодательством эксплуатация транспортного средства запрещена;

    — в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

    При этом регрессное требование не может превышать размер выплаченного страхового возмещения (ч. 2 ст. 19 Закона N 67-ФЗ).

    Страховщик осуществляет свое право, полученное им в порядке регресса, в том же порядке и на тех же условиях, на которых выгодоприобретатель мог бы осуществить право требования к перевозчику о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потерпевшего при перевозке.

    Специальные правила, установленные транспортными уставами или кодексами в отношении начала течения срока исковой давности, к регрессным требованиям не применяются (ч. 4 ст. 19 Закона N 67-ФЗ). К примеру, в п. 3 ст. 409 КТМ РФ сказано, что начало течения срока исковой давности в отношении регрессных требований, вытекающих из столкновения судов по вине двух и более судов, исчисляется со дня уплаты суммы убытков и компенсаций потерпевшим от такого столкновения.

    Напоминаем, что согласно п. 3 ст. 200 ГК РФ течение исковой давности по регрессным обязательствам начинается с момента исполнения основного обязательства.

    Профессиональные объединения страховщиков (..)

    Деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков страховщик может осуществлять, только являясь членом профессионального объединения страховщиков (ч. 2 ст. 20 Закона N 67-ФЗ).

    Это профессиональное объединение является некоммерческой организацией, основанной на принципе обязательного членства страховщиков, и действует в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования (ч. 1 ст. 20 Закона N 67-ФЗ). Требования к содержанию правил профессиональной деятельности страховщиков устанавливаются ст. 21 Закона N 67-ФЗ.

    Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 67-ФЗ профессиональное объединение страховщиков осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями законодательства о некоммерческих организациях, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов), с учетом особенностей, установленных рассматриваемым Законом.

    Профессиональное объединение страховщиков приобретает такой статус со дня внесения сведений о нем в реестр объединений субъектов страхового дела в качестве профессионального объединения страховщиков (ч. 4 ст. 20 Закона N 67-ФЗ). Созданное профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления в него новых членов (ч. 6 ст. 20 Закона N 67-ФЗ).

    В отношении организационной структуры профессионального объединения страховщиков рассматриваемым Законом предусмотрены только самые общие правила. Так, в п. 8 ст. 20 Закона N 67-ФЗ указано, что высшим органом управления профессионального объединения страховщиков является общее собрание членов профессионального объединения страховщиков. Иные органы управления должны быть определены его учредительными документами. Законом N 67-ФЗ установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной аудиторской проверке, а независимая аудиторская организация и условия договора, заключаемого с ней, утверждаются общим собранием членов такого профессионального объединения страховщиков (ч. 12 ст. 20 Закона N 67-ФЗ).

    В профессиональном объединении страховщиков создается компенсационный фонд (п. 2 ч. 9 ст. 20 и ст. 22 Закона N 67-ФЗ). Денежные средства такого фонда должны будут направляться на осуществление компенсационных выплат в соответствии с заключенными договорами обязательного страхования в случае возбуждения дела о банкротстве страховщика или отзыва у него лицензии (ст. 23 Закона N 67-ФЗ). При этом члены профессионального объединения страховщиков несут субсидиарную ответственность по обязательствам профессионального объединения страховщиков в части осуществления компенсационных выплат пропорционально размеру средств, направленных для финансирования компенсационных выплат.

    Также в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию члены профессионального объединения страховщиков должны сформировать перестраховочный пул для перестрахования рисков гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ст. 24 Закона N 67-ФЗ).

    Следует отметить, что такое объединение страховщиков имеет значительное сходство с профессиональным объединением страховщиков, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

    Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-фз «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», можно скачать.

    (По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

    www.artiks.ru

    Смотрите так же:

    • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06122011 года 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая […]
    • Приказ 580н о финансовом обеспечении Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на […]
    • Приказ 1186 минобрнауки Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. N 1186 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. N […]
    • Дополнения к закону 261 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ"Об энергосбережении […]
    • Приказ 77 от 02101996 Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ"О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
    • Федеральный закон об аудиторской деятельности в российской федерации Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 […]
    • Федеральный закон статья 114 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ"О противодействии экстремистской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 […]
    • Ст 10 закона о трудовых пенсиях в рф Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 […]