Деятельность конституционного суда рб

Главная / Деятельность конституционного суда рб

Конституционный Суд Республики Беларусь

Правовыми основами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь являются:

Согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей – 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Конституционный Суд наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей:

Позиция Конституционного Суда излагается в решении, оформленном протокольно.

По поручению Президента судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Официальное толкование декрета или указа Президента, данное Конституционным Судом, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Предложения о проверке конституционности акта вправе вносить в Конституционный Суд:

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта. В то же время граждане вправе непосредственно инициировать вынесение решений на основании норм части четвертой статьи 122 Конституции Республики Беларусь, а суды – в порядке части второй статьи 112 Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд в соответствии со статьями 40, 116 (часть первая) и 122 (часть четвертая) Конституции, устанавливающими, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а также в судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересы граждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения об устранении противоречий или пробелов в законодательстве.

Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совет Министров и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативных актов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд – единственный орган судебной власти, чьи основные полномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции Республики Беларусь. При этом, как отмечено в части седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом.

В связи с тем, что Конституционным Судом проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всех норм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой либо более низкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступило предложение.

Решения Конституционного Суда обязательно публикуются в официальных изданиях, в том числе в двух газетах – «Звязда» и «Народная газета». Решения в форме запроса, требования, по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, устанавливаемом Конституционным Судом.

Дела Конституционным Судом рассматриваются на пленарных заседаниях всем составом судей по правилам конституционного производства, предусмотренным законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.

По завершении исследования материалов дела председательствующий на заседании объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее 15 дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют «за» или «против» и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Принимая заключения и иные решения, имеющие обязательный характер, Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы страны, на формирование национального законодательства и на правоприменительную деятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положения международных правовых актов. Наряду с использованием универсальных международных правовых актов Конституционный Суд ориентируется на европейские международные акты, в том числе на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, что способствует укреплению Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

Основываясь на изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту и палатам Парламента страны послания о состоянии конституционной законности в республике.

pravo.by

Белорусский журнал международного права и международных отношений 1998 — № 5

Специальный выпуск к 50-летию Всеобщей декларации прав человека

международное право — имплементация международных стандартов в области прав человека в законодательстве Республики Беларусь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Григорий Василевич

Василевич Григорий Алексеевич — Председатель Конституционного суда Республики Беларусь

Обеспечение и соблюдение прав и свобод человека в последние десятилетия рассматривается в качестве важнейшей задачи деятельности государственных органов. Не является здесь исключением и Конституционный суд. Более того, сущность основной функции Конституционного суда состоит в том, чтобы проверка конституционности нормативных актов шла всегда под призмой защиты прав и свобод человека, обеспечения оптимального взаимоотношения между государством и личностью.

Если проанализировать деятельность Конституционного суда Республики Беларусь, скажем, за последний период, то можно смело утверждать, что она лишена налета какой-либо политической конъюнктуры, основывается исключительно на юридических нормах, как тех, что закреплены в Конституции, так и сформулированных в международных документах. Деятельность Конституционного суда всегда протекает публично, его основные, наиболее важные решения (я имею в виду заключения) всегда публикуются, и поэтому оценивать деятельность Конституционного суда достаточно просто.

Конституционный суд Республики Беларусь, как и аналогичные органы других стран, выносит меньше решений, чем иные суды (общие или хозяйственные), но специфика его работы состоит в том, что принимаемые им решения затрагивают тысячи и тысячи людей, часто они имеют судьбоносное для страны значение. Поэтому так важно выносить юридически аргументированные, без налета политической пристрастности вердикты.

Только в этом случае Конституционный суд может занять соответствующее место в системе государственной власти. Поверхностность решений, политизированность Конституционного Суда ведут к негативным результатам. Об этом свидетельствует опыт деятельности органов конституционного контроля многих стран.

Конституционный суд, принимая обязательные для исполнения заключения, оказывает влияние на формирование правовой системы, обеспечивает юридически выверенный подход к регулированию общественных отношений, разрешению возникающих споров. Позвольте кратко проанализировать некоторые из этих решений.

Исходя из конституционных гарантий на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь, права собственности и права граждан на жилище, а также норм международного права, суд своим решением от 25 марта 1997 г., по существу, окончательно снял ряд существовавших ранее ограничений в реализации этих прав. Он указал, что граждане Республики Беларусь, в том числе и постоянно проживающие за пределами республики, вправе приобретать квартиры или дома по договору купли-продажи в любых населенных пунктах Республики Беларусь независимо от постоянного места жительства. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Беларуси и имеющих законный источник существования, то они должны пользоваться, наравне с гражданами Республики Беларусь, правом приобретения в порядке купли-продажи квартир или домов в Беларуси.

Не ослабевает на практике и по сей день интерес к рассмотренному нами делу о конституционности некоторых положений Закона от 17 мая 1997 г. о внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

Этим законом изменен подход к оценке степени общественной опасности отдельных преступлений путем увеличения размеров кратности минимальной заработной платы при квалификации хищения имущества и других преступлений, связанных с причинением ущерба.

Конституционный суд пришел к выводу, что закон от 17 мая 1997 г. смягчает ответственность в результате как изменения критериев квалификации ряда преступлений, так и смягчения наказания за хищение имущества в особо крупных размерах.

Поэтому он признал неконституционными нормы закона, не допускающие пересмотр вступивших в законную силу приговоров о преступлениях, по которым изменены квалифицирующие признаки в зависимости от размера похищенного либо причиненного ущерба. При вынесении решения Конституционный суд исходил из следующего. В соответствии с частью шестой статьи 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Кстати, этот фундаментальный правовой принцип впервые закреплен в новой редакции Конституции 1994 г.

Пунктом 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривается, что, если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.

Лично я не могу упрекнуть парламент за то, что им 17 мая 1997 г. был принят такой закон, отдельные положения которого были признаны неконституционными. Этот факт Конституционному суду удалось выявить после длительной подготовки дела и многодневных открытых заседаний, заслушивания сторон и участников по делу. В том и состоит роль Конституционного суда, чтобы скрупулезно, с чисто правовых позиций разбираться в обстоятельствах дела и выносить обоснованные решения, даже в тех случаях, когда их исполнение не может быть простым. Ведь после нашего заключения следует пересмотреть несколько тысяч дел. Это дополнительная работа судьям, работникам органов прокуратуры, внутренних дел. Но в данном случае речь идет о судьбах людей, пусть даже и совершивших ошибки. Могу отметить, что никто из работающих в этих структурах публично негативно не оценил наше решение, потому что абсолютное большинство работающих там лиц воспитаны на уважении к праву.

Конституционный суд предложил Национальному собранию Республики Беларусь внести необходимые изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь. Такой закон парламентом был принят.

Хотел бы отметить еще одно обстоятельство. Относительно решения Конституционного суда были различные спекуляции, вплоть до утверждения, что «благодаря» Конституционному суду из мест лишения свободы выйдут более десяти тысяч людей, ухудшится криминогенная обстановка, на свободу выйдут те, кому место только в тюрьме, что снижение срока лишения свободы отдельным лицам на год-два будет неправильным.

Да, в результате решения Конституционного суда уже триста человек — наших с вами граждан — досрочно освобождены из мест лишения свободы, в том числе и те, кто совершил ранее деяния, которые в настоящее время не расцениваются как уголовно наказуемые деяния. Еще какой-то части осужденных лиц в результате пересмотра уголовных дел будут несколько уменьшены сроки нахождения в заключении. Оправданный гуманизм, соразмерность наказания тяжести совершенного проступка — это одно из важнейших составляющих политики государства в уголовно-правовой сфере.

Подтверждая право лиц, достигших пенсионного возраста и находящихся в местах лишения свободы, на получение назначенной им пенсии, мы в своем заключении от 27 ноября 1997 г. попытались исправить огрехи принятого 21 мая 1996 г. решения по данному вопросу. Признав право на получение пенсии этими лицами, мы в своем последнем заключении указали, что законодатель может предусмотреть порядок компенсирования за счет этих пенсий расходов на содержание указанных лиц в исправительно-трудовых учреждениях, возмещение ущерба, причиненного преступлением, а также выплат по другим обязательствам.

По существу, тем самым мы защитили интересы всех налогоплательщиков, из чьих доходов удерживаются средства на содержание осужденных в местах лишения свободы. А затраты государства здесь немалые.

Конституционный суд рассчитывает, что необходимые изменения в пенсионное законодательство будут внесены в самое ближайшее время. Хочу подчеркнуть, что это единственный факт, когда принятое Конституционным судом заключение пока еще не реализовано в законодательстве. В то же время я понимаю и законодателя. Конституционный суд, обратившись по собственной инициативе в мае 1996 г. к проблеме выплаты пенсий лицам, достигшим пенсионного возраста и находящимся в местах лишения свободы, на мой взгляд, явно поспешил, начал решать проблему не с того конца. Во всяком случае, мое критическое отношение к этой проблеме не изменилось с 1996 г. Я считал и считаю, что необходимо было в первую очередь решить вопрос о выплате пенсии без ограничений срока лицам, выезжающим на постоянное место жительства за рубеж (сейчас выплата производится за шесть месяцев), о материальных гарантиях тем пенсионерам, которые находятся в домах-интернатах, а потом уже бороться за проблему выплаты пенсий осужденным, достигших пенсионного возраста. Но коль скоро Конституционный суд в 1996 г. обратился в первую очередь к проблемам пенсионеров, находящихся в местах лишения свободы, мы постарались несколько снивелировать некоторые недостатки решения.

Последние решения Конституционного суда Республики Беларусь также свидетельствуют, что он не на словах, а на деле устремлен к обеспечению верховенства права, тех стандартов в области прав и свобод человека, которые утвердились в мировом сообществе. Например, в вынесенном 9 июня 1998 г. заключении Конституционный суд указал, что нормативные акты (если ими ухудшается положение граждан) могут вводиться в действие только после опубликования либо доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Недопустимо придавать таким актам обратную силу.

Нашим реальным вкладом в расширение судебной защиты является заключение Конституционного суда от 19 июня 1998 г. по делу о проверке соответствия Конституции статьи 246 Кодекса об административных правонарушениях. Кстати, рассмотрение данного дела инициировано Главой государства.

Речь идет о возможности обжалования в суде административного задержания, производства личного досмотра, досмотра вещей, изъятия вещей и документов, т.е. тех мер, которые осуществляются в порядке не уголовно-процессуального, а административного производства.

Проверке подлежала лишь одна статья Кодекса, об административных правонарушениях, но на практике при ее реализации затрагиваются интересы огромнейшего числа людей. Мы указали, что приоритет должна иметь Конституция, в том числе те нормы, которые гарантируют каждому судебную защиту его прав и свобод, включая и судебную проверку законности задержания, личного досмотра, досмотра вещей, изъятия вещей и документов. Это должно способствовать утверждению цивилизованных отношений в сфере применения мер административно-правового воздействия. В принципе ведь в этом заинтересованы все — и государство, и граждане. У нас в производстве находится еще несколько дел, инициированных Главой государства, касающихся защиты прав и свобод. Одно из них, о соответствии Конституции некоторых норм административного законодательства, а также постановления Пленума Верховного Суда по вопросу о порядке обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, было рассмотрено 23 июня 1998 г.

Еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить внимание. Согласно статье 112 Конституции, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции или иному закону, он должен через обращение в Верховный суд или Высший хозяйственный суд ставить перед Конституционным судом вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Не инициирование таких дел приводит к разнобою в судебной практике, так как такие акты сохраняют свою силу и могут применяться другими судами, не усмотревшими такого несоответствия. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, в закон о Конституционном суде в конце 1997 г. были внесены необходимые изменения. По нашей инициативе Верховный суд и Высший хозяйственный суд направили в нижестоящие суды разъяснения о порядке применения статьи 112 Конституции. Однако пока существенных изменений на деле не произошло. Видимо, эти разъяснения в судах положены «под сукно». Мы рассчитываем, что с помощью наших коллег из Верховного и Высшего хозяйственного судов нам удастся поправить положение. В целом полагаю, что у нас может быть более тесное сотрудничество.

В 1996 г. хозяйственными судами рассмотрено 334 дела о признании нормативных актов не соответствующими законодательству, в 1997 г. — 337. После приведения закона о хозяйственном суде в соответствие с Конституцией, где предусмотрено, что контроль за конституционностью нормативных актов осуществляется Конституционным судом, обращений в текущем году, в том числе и в порядке выполнения требований статьи 112 Конституции, не поступило. Опыт показывает, что чаще всего основные права и свободы человека и гражданина нарушаются ведомственными актами. Поэтому мы надеемся, что сотрудничество с хозяйственными судами в сфере защиты прав, свобод, утверждения обязанностей граждан будет продолжено.

Суды могут многое сделать для обеспечения верховенства не только Конституции, но и международных договоров, ратифицированных Республикой Беларусь. Конституционный суд при вынесении практически всех своих решений использовал нормы международного права. На мой взгляд, при выявлении расхождений между ними и подконституционными актами следует использовать, по аналогии, механизм, предусмотренный статьей 112 Конституции. Необходимо, чтобы основополагающие международные документы, ратифицированные республикой, стали настольными книгами судей, парламентариев, всех, кто представляет государство. Полезно было бы рассмотреть вопрос о практике применения действующих в Республике Беларусь норм международных договоров на пленумах Верховного суда и Высшего хозяйственного суда. Мы весьма рассчитываем на сотрудничество с органами прокуратуры, куда нередко в первую очередь обращаются граждане за защитой своих прав.

Конституция позволяет законом расширить полномочия Конституционного суда. На данном этапе было бы правильным наделение Генерального прокурора правом на внесение предложений в Конституционный суд о проверке конституционности нормативных актов. Ведь только в республиканскую прокуратуру ежегодно обращаются десятки тысяч граждан.

Предоставление Генеральному прокурору Республики Беларусь права непосредственного обращения в Конституционный суд в случаях нерассмотрения протестов прокуроров на нормативные акты либо их отклонения связано также и с необходимостью приведения статьи 35 Закона о прокуратуре, предусматривающей право прокурора обратиться в суд, в соответствие с Конституцией, которая возложила контроль за конституционностью нормативных актов только на Конституционный суд. Следует иметь в виду, что предлагается наделить правом Генерального прокурора на внесение предложений в Конституционный суд о проверке конституционности лишь тех нормативных актов, которые являются, согласно статье 125 Конституции, предметом надзора органов прокуратуры.

Конституционный суд готов к сотрудничеству в сфере утверждения прав и свобод граждан со всеми властными структурами. Много вопросов возникло на практике в связи с недавно внесенными коррективами в статью 6 КЗоТ и определением содержания статьи 42 Конституции, где говорится о праве на вознаграждение не ниже уровня, обеспечивающего работающим по найму свободное и достойное существование. На мой взгляд, можно было бы в целях нахождения оптимального решения либо парламенту дать толкование статьи 42 Конституции, либо уполномоченным субъектам обратиться в Конституционный суд с предложением о проверке конституционности норм трудового законодательства. Это позволило бы внести ясность в данный вопрос. Надо сказать, что проблема обеспечения экономических, социальных и культурных прав и свобод не менее сложная, нежели обеспечение политических, а также неотъемлемых, неотчуждаемых прав и свобод человека. Специфику работы органов конституционного контроля в данной области мы обсуждали на проходившей 3—5 июня 1998 г. конференции конституционных судов 11 государств.

Конституционный суд использует и иные формы своего участия в защите прав и свобод граждан не только посредством принятия обязательных для исполнения заключений. Так, в соответствии с Законом о Конституционном суде мы вносим предложения, направленные на совершенствование законодательства с целью более полной защиты прав и свобод граждан.

Конечно, участие Конституционного суда в законотворческом процессе посредством предложений о корректировке действующего законодательства обусловлено особенностями периода становления конституционной практики. В принципе, как это и принято во всем мире, содействовать совершенствованию законодательства Конституционный суд должен в первую очередь посредством проверки конституционности нормативных актов.

Много информации мы получаем от граждан. Так, в январе текущего года к нам поступило обращение с подписями более пяти тысяч человек, которые просили проверить конституционность отдельных норм методических указаний Государственного налогового комитета, определяющих уплату налогов из совокупного годового дохода. Кроме того, аналогичные заявления поступили от отдельных граждан и трудовых коллективов. Конституционный суд изучил этот вопрос и пришел к выводу, что указанные нормы методических указаний не соответствуют Конституции и законодательству Республики Беларусь. На основании статьи 40 Конституции 29 января 1998 г. нами был направлен трехстраничный текст письма в Совет Министров Республики Беларусь, которому подчинен Государственный налоговый комитет. Как вы знаете, благодаря позитивному решению Правительства, вмешательству Президента Республики Беларусь конституционные права граждан были восстановлены. Незаконные положения ведомственного нормативного акта отменены.

Хотел бы отметить, что не всякое обращение в Конституционный суд означает автоматическое признание нормативного акта неконституционным. Так, проверяя по инициативе Высшего хозяйственного суда конституционность некоторых нормативных актов Главной налоговой инспекции, предусматривающих обязательность взыскания с нарушителей налогового законодательства доначисленной суммы налога и пени за просрочку его внесения, Конституционный суд признал указанные нормативные акты не противоречащими Конституции и законам. Решение по этому делу имело принципиальное значение для формирования единой судебной практики при рассмотрении дел данной категории хозяйственными судами республики.

Нашли свое решение предложения, направленные Конституционным судом в связи с коллективным к нему обращением граждан Правительству Республики Беларусь, о возможности указания в паспорте нового образца граждан Республики Беларусь их национальности, о создании молодежных лагерей, в которых проповедуются религиозные вероучения.

Конституционный суд 7 мая 1998 г. обратился к Правительству с предложением о корректировке Положения о порядке перемещения физическими лицами личного имущества через таможенную границу Республики Беларусь, утвержденного постановлением от 10 апреля 1997 г. № 315. Речь идет, казалось бы, о незначительном вопросе — возможности предоставления права на передачу в пользование транспортного средства близким родственникам лица, ввезшего данное транспортное средство. Однако вопрос этот затрагивает законные права широкого круга наших граждан и нуждается в разрешении. Мы также рассчитываем на то, что в соответствии с письмом Конституционного суда Правительству от 25 апреля 1998 г. постановление от 1 апреля 1998 г. о государственной регистрации и опубликовании нормативных актов будет уточнено. Надеемся, что Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь будет также реализовано предложение Конституционного суда о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающих более широкие возможности материального возмещения морального вреда потерпевшему от преступления. По мнению Конституционного суда, материальное возмещение морального вреда должно быть обеспечено при нарушении не только личных имущественных, но и других прав и свобод, в том числе в результате преступных посягательств.

Хочу отметить, наши предложения в адрес Главы государства, палат парламента, Правительства, других органов государственной власти мы вносим в результате работы с письмами граждан. Конституционный суд 17 марта 1998 г. провел заседание и рассмотрел вопрос о работе с обращениями граждан, приняв соответствующие решения.

Расширение сферы деятельности и функций Конституционного суда, направленных на защиту основных прав и интересов граждан, верховенство Конституции Республики Беларусь, становится возможно благодаря поддержке его инициатив Президентом Республики Беларусь и парламентом Республики Беларусь. И мы признательны за поддержку в той сфере (законодательной), где решающее слово принадлежит не Конституционному суду, а Президенту и парламенту.

Я далек от мысли, что положение с правами и свободами человека в нашем государстве идеально. Тот факт, что все познается в сравнении, и ситуация у нас в целом не хуже, чем во многих других странах Европы, СНГ, нас не может и не должен успокаивать. Проблемы каждого человека должны быть в центре внимания государственных органов и должностных лиц. Ведь цель функционирования государства — наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан. Учитывая собственный опыт, опыт других стран, думаю, что нам вполне по силам значительно укрепить права и свободы граждан. Конституционный суд будет делать все от него зависящее для того, чтобы содействовать достижению этой цели.

evolutio.info

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип правового государства — принцип разделения властей — разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 6 Конституции). Функции посредника между ними, наряду с важными полномочиями присущими Главе государства, выполняет Президент Республики Беларусь. Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Судебная власть в Республике Беларусь является самостоятельной ветвью государственной власти и принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается (ст. 109 Конституции).

Конституция Республики Беларусь определила конституционные основы судебной власти: отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательности и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающих принципов правового статуса судей (независимость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.п.).

В соответствии со ст.2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей (далее — Кодекс) судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом. Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями (ст.2).

В соответствии со ст.5 Кодекса судебную систему Республики Беларусь составляют: — Конституционный Суд Республики Беларусь — орган судебного контроля, осуществляющий контроль за: конституционностью нормативных правовых актов в государстве, судебную власть посредством конституционного судопроизводства; — общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства: — хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

В главу 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь включен Конституционный Суд Республики Беларусь, осуществляющий конституционный контроль, чего требует реализация идей правового государства, где обеспечивается верховенство прав и где среди его главных источников является Конституция. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда 11 лег. Предельный возраст членов Конституционного Суда — 70 лет (ст. 116 Конституции).

Задачей конституционного контроля является обеспечение соответствия Конституции законов и других нормативных правовых актов, обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия. В Республике Беларусь специализированным органом конституционного контроля является Конституционный Суд. Для возбуждения производства по делу необходимо обращение уполномоченного субъекта. Поводом для отмены актов законодательства Президентом, Правительством может быть информация от любого субъекта. При этом необходимость соблюдения определенных формальностей наступает в случае, если с соответствующим предложением выступает субъект, обладающий правом законодательной инициативы. Процесс по делу в Конституционном Суде, как и в остальных судах, может инициировать не сам Конституционный Суд, а другой субъект. В белорусском законодательстве эти субъекты указаны в ст. 116, ч. 4 ст. 122, ст. 112 Конституции [1, с.48].

Контрольная функция Конституционного Суда имеет свою специфику. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. При этом проблемы целесообразности не должны иметь решающего значения. Более того, принятие не самого удачного правового решения, реализованного в нормативном акте, не означает его неконституционность. В этом отличие конституционного контроля от контроля, проводимого иными государственными органами, включая и ведомственный [12, с.72|.

Специфическая роль Конституционного Суда Республики Беларусь проявляется и в том, что он дает по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента (ст.116 Конституции). Только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда полномочия палат могут быть досрочно прекращены (ст.94, 116 Конституции).

Согласно ч. 3 ст. 7 Конституции правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. Признание нормативного акта или отдельных его положений не соответствующим, Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте. Предписания таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Таким образом, Конституционный Суд хотя и не отменяет нижестоящие по отношению к проверяемому акту, но лишает их юридической силы.

Согласно ч. 2 ст. 122 Конституции решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами; в соответствии с ч. 3 указанной статьи решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. При этом если акты Правительства могут быть отменены Президентом независимо от того, противоречат они законодательству или нет, отменить акты местных Советов депутатов и местных, исполнительных и распорядительных органов он вправе только в том случае, если они противоречат законодательству. В пункте 5 ст. 98 Конституции предусмотрено право Совета Республики — палаты территориального представительства — отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству. Президент обладает правом приостанавливать решения местных Советов депутатов (п. 26 ст. 84 Конституции).

Конституционный Суд в Республике Беларусь вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, но и законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, в том числе (вопреки требованиям законодательства) и официально не опубликованные нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. В связи с тем, что проводится проверка акта не только на его соответствие Конституции, но и актам, обладающим более высокой юридической силой, становится возможной проверка конституционности всех норм «по вертикали». Например, допустима проверка соответствия нормативного решения райисполкома решению облисполкома, которое должно в свою очередь соответствовать указу, закону, а последние — Конституции. Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении) указать на неконституционность и другого акта, обладающего более высокой юридической силой, чем проверяемый.

Конституционный Суд Республики Беларусь, к сожалению, не может возбуждать производство по делам о проверке конституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит от гражданина. Хотя полагаю, что в перспективе к этому можно прийти: в Конституции наряду с закреплением основных положений статуса Конституционного Суда предусмотрено, что компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом. Представляется, что в этой связи Суд может быть наделен дополнительными правами и обязанностями, и как уже указывалось. Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее Декрет № 14) предусмотрено, что Конституционный Суд наряду с имеющимися полномочиями осуществляет ряд дополнительных полномочий.

Во-первых, Конституционный Суд наделен нравом осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, — до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. Указанное право позволит не допустить вступления в законную силу норм законов, противоречащих Конституции, упредить тем самым наступление возможных негативных социальных и правовых последствий от действия неконституционных норм и положений законов.

Во-вторых, учитывая важность принятия на себя Республикой Беларусь международно-договорных обязательств, по предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд излагает позицию о конституционности международных договоров Республики Беларусь — то подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. Это является дополнительной гарантией неукоснительного выполнения требований статьи 8 Конституции, согласно которой не допускается заключение международных договоров, противоречащих Основному Закону.

В-третьих, по поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Это полномочие дает возможность оперативно, на высоком профессиональном уровне устранять неясности, неоднозначности, противоречия в понимании и применении нормативных положений законодательных актов Президента, что, в конечном итоге будет способствовать формированию единообразной правоприменительной практики.

В-четвертых, по поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов. Осуществление такой проверки расширяет возможности конституционного контроля по безусловному выполнению всеми государственными органами и должностными лицами требований статьи 59 Конституции, предусматривающей их обязанность в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для защиты прав и свобод личности.

Кроме того, по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Конституционный Суд принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.

По предложениям Президента Республики Беларусь. Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Проверка Конституционным Судом Республики Беларусь конституционности законов в случаях, предусмотренных Декретом, не исключает возможности проверки при определенных обстоятельствах конституционности этих актов после вступления их в силу [10, с. 106]. Принятие указанного Декрета повысило эффективность деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, усилило роль института конституционного контроля в нашем обществе и государстве, содействует совершенствованию законодательства и практики его применения, укрепляет правовую систему в целом. Введение Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 обязательного предварительного контроля явилось своевременным и оправданным. Вышеуказанная форма конституционного контроля в конечном итоге способствует утверждению принципа верховенства Конституции Республики Беларусь в жизни общества и государства, повышению качества принимаемых законов, эффективности правового регулирования, единообразию правоприменительной практики, соблюдению прав и свобод граждан.

В соответствии с Конституцией, Кодексом и Законом Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь па изученных и рассмотренных материалах.

Верховенство права Конституционным Судом рассматривается как нормативно закрепленная справедливость, а права и свободы — в качестве ценностного ориентира в правотворческой и правоприменительной практике, ограничителя не только прав и свобод других лиц, но и государства. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ст.7). Таким образом, предполагается, что Конституция Республики Беларусь является воплощением права (по крайней мере, если не в деталях, то в решении главных аспектов) [12. с.56].

Наличие Конституционного Суда и его деятельность по обеспечению верховенства права свидетельствует о демократическом характере нашего государства, стремлении развивать такой конституционный строй, который по своему содержанию отвечает международным стандартам, среди которых наиболее важным является признание прав и свобод высшей ценностью. При этом отметим, что потребность в конституционном контроле будет существовать до той поры, пока создавать и исполнять законы будет человек — со своими положительными свойствами и недостатками. Работы для органов конституционного контроля всегда хватит, по крайней мере, до той поры, пока Конституция будет оставаться стержнем всей правовой системы. При этом и конституционные нормы будут постоянно развиваться, обогащаясь новым, более современным содержанием. Даже в государствах с устойчивыми демократическими традициями деятельность по конституционному контролю является весьма интенсивной. Например. Конституционный суд Германии ежегодно выносит более трех тысяч решений, при этом, правда, только около половины процента решений влечет признание проверенного акта неконституционным [11, с.322].

Следует отметить, что Конституционный Суд Республики Беларусь первый из государственных органов, кто стал формировать собственную позицию ориентируясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и практику работы Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. Люди консервативного склада ума могут возразить: Европейская конвенция для нас необязательна. Формально это так. Но в нашей Конституции помимо закрепления приоритета общепризнанных принципов международного права (на наш взгляд они должны предопределять трактовку конституционных норм) имеется прямая запись о верховенстве права. Этот принцип налагает соответствующие обязанности не только на нормотворческие, но и на судебные органы и, в первую очередь, на Конституционный Суд Республики Беларусь.

Правовые позиции Конституционного Суда, которые формулируются им в решении, являются основой для корректировки законодательства, изменения практики его применения, содержат концептуальные подходы для будущих решений. В европейских странах правовые позиции Конституционного суда рассматриваются как обязательные для законодателя, не говоря уже о резолютивной части решения [11. с.325].

Эффективность права в обеспечении развития личности зависит от многих факторов. Актуальными являются: адекватность правового регулирования потребностям общественного развития, предсказуемость развития права, равенство всех перед законом и судом, гарантированность правосудия (право на объективный, беспристрастный и независимый суд), право на квалифицированную юридическую помощь, на презумпцию невиновности, прогнозирование последствий принятия нормативных актов. Для правового государства характерно создание отлаженного механизма восстановления нарушенного права. Представляется, что абсолютное большинство судей, прокурорских работников стремятся надлежащим образом выполнять свои функции. Суд действительно должен быть независимым, беспристрастным и компетентным. Этому содействует бессрочный характер назначения судьи на должность. Вместе с тем представляется, что увлечение анализом, так называемой судебной волокиты уводит часто в сторону от решения другой, самой важной задачи — правильности отправления правосудия. Надо бояться не отмены судебных постановлений, а сохранения неправосудных постановлений. Вот над этим надо всем вместе работать. Конечно, пока судебное постановление не отменено, оно должно исполняться. Другого утверждения быть не может. Представляется, что все должностные лица государства должны помнить, что право на судебную защиту является неотъемлемым правом каждого человека. На этом пути еще много препятствий, надуманных отказов со ссылкой на пробелы в законодательстве, хотя ст. 60 / Конституции прямо закрепляет право каждого на обращение в суд. Обеспечение / справедливости в обществе — это цель любой государственно-властной структуры, а закон является лишь инструментом для этого. В ст. 112 Конституции подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта, Конституции, он принимает решение в соответствии с ней и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) призваны активно участвовать в осуществлении контроля за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства [11, с.560].

Изложенное, позволяет сделать вывод, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе принципа разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти Республики Беларусь составляют единую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством. В Республике Беларусь определены полномочия, относящиеся к исключительной компетенции той или иной ветви власти. Белорусской модели системы разделения властей присущи все элементы системы сдержек и противовесов: срочность полномочий должностных лиц, право вето на законопроекты, право роспуска парламента и правительства, конституционный контроль и др. Президент Беларуси имеет большое влияние на судебную власть: назначает единолично 6 из 12 судей Конституционного Суда, иных судей, с согласия Совета Республики — Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда.

Судебная власть в Республике Беларусь является самостоятельной ветвью государственной власти и принадлежит судам. Судебную систему Республики Беларусь составляют: — Конституционный Суд Республики Беларусь орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; — общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства; хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства. Конституционный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. Специфическая роль Конституционного Суда Республики Беларусь проявляется и в том, что он дает по предложению Президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента.

studbooks.net

Смотрите так же:

  • Начисление пособия по рождению проводки Как отразить в учете начисление и выплату пособия при рождении ребенка Бухучет Пособие при рождении ребенка возмещает ФСС России. Такие выплаты отразите на счете 69 (Инструкция к плану счетов). В бухучете начисление и выплату пособия оформите проводками: Дебет 69 субсчет «Расчеты с […]
  • Опека и выплаты в московской Усыновление в Московской области Одинцовский район, пос. Новоивановское, ул. Калинина, д.1. 8(498)602-02-18 Опека (попечительство) Наименование выплат Размер и периодичность Ежемесячное вознаграждение опекунам (попечителям), проживающим на территории Московской […]
  • Бесплатные юристы в омске Об оказании юридической помощи адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи Порядок приема граждан адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренной Федеральным законом "О бесплатной юридической […]
  • Законы ману называются так в честь кого Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра — одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия […]
  • Налоги с декрета у ип Декретный отпуск для ИП и его работников Под декретным отпуском понимают либо отпуск по беременности и родам, либо отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако правильно считать декретным отпуском именно период до и после родов, который в совокупности равен: […]
  • Правила ремонта и содержания железнодорожных путей промышленных предприятий Безопасная эксплуатация железнодорожных путей промышленных предприятий Анализ экспертиз промышленной безопасности объектов, связанных с транспортированием опасных веществ, выявил, что руководители предприятий, как правило, не могут изыскать необходимые и достаточные средства для […]
  • Общие правила ростехнадзора «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» 1.1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие […]
  • 116 приказ минюста Приказ Министерства юстиции Республики Дагестан от 21.09.2017 № 116-ОД Принявший орган: Органы исполнительной власти РД (ОИВ) Правительство Республики Дагестан Администрация Главы и Правительства Республики Дагестан Портал «Общественный надзор» Республики Дагестан Портал управления […]