Что такое срок действия разрешения на строительство

Главная / Что такое срок действия разрешения на строительство

Согласно положений в Градостроительном кодексе Российской Федерации, срок действия разрешения на строительство рассчитывается, исходя из условий предусмотренных проектом организации строительства для данного конкретного капитального объекта жилого, производственного, коммерческого или иного назначения. Разъясняются различные варианты срока действия, возможностей продления срока разрешения на строительство, положенный регламент срока выдачи такого разрешения, установление времени срока получения полностью готового и утвержденного разрешения на строительство в главе шестой под общим названием «Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства». Начиная с пункта 19 вышеупомянутой главы 6 Градостроительного кодекса РФ, весь дальнейший материал полностью освещает взаимоотношения застройщиков и государственных органов архитектурно-строительного надзора при местных администрациях, рассматриваются случаи и действия сторон, когда разрешение на строительство закончилось, когда этот документ просрочен (по какой причине, чьей вине). Устанавливаются наиболее общие случаи для возможности продления разрешения на строительство, регламентируется порядок продления разрешения на строительство и дается перечень основных документов, которые при этом требуются. В данном материале в сжатом виде указывается, как продлить разрешение на строительство, поскольку для всей данной темы этот вопрос наиболее актуален. Ведь понятно, что при завершении (или хотя бы начале) строительства в положенные сроки вопрос о них вообще не стоит.

Итак, в общем случае по Градостроительному кодексу Российской Федерации срок действия разрешения на индивидуальное жилищное строительство исчисляется десятью годами с момента его срока выдачи на руки застройщику. Срок действия разрешения на строительство при переходе прав собственности после любого, законно оформленного и вступившего в силу, отчуждения конкретного земельного участка, отданного под застройку, и объектов незавершенного капитального строительства на нем остается неизменным для новых владельцев. Однако, на местах могут быть приняты иные сроки действия разрешения на строительство. Так по закону Правительства Москвы срок действия разрешения на строительство устанавливается в соответствии с утвержденным перечнем проектно-сметной документации и действующими специальными нормативами продолжительности сроков строительства не более чем на 3 (три) года со дня вступления в действие разрешения на строительство. Причем, в этот срок должна пройти уже и приемка в эксплуатацию законченного объекта капитального строительства. Как видите, в данном случае длительность срока действия разрешения на строительство отличается более, чем в 3 раза от средних норм для России. То же касается и сроков выдачи, сроков получения, продолжительности продления срока разрешения на строительство и положений порядка продления этого разрешения. Так, по федеральным нормам в соответствии с пунктом 20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, продление срока действия разрешения на строительство осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по заявлению (письму) от застройщика, которое должно быть подано и зарегистрировано в этих органах исполнительной власти не позднее, чем за два месяца (60 календарных дней) до момента окончания основного срока действия. А вот для города Москвы продление срока действия разрешения на строительство осуществляется два раза на срок до 1,5 года каждый раз. Причем, первое продление производится органом архитектуры и градостроительства города Москвы самостоятельно, а вот решение о повторном продлении срока действия разрешения на строительство в Москве принимается только на основании специального решения Правительства Москвы, где рассматриваются причины задержки строительства, выясняется их достоверность и объективность. Еще при решении вопроса, как продлить разрешение на строительство в Москве следует помнить, что при подаче заявления на продление срока действия разрешения на строительство необходимо представить документы, подтверждающие невозможность завершить строительство в установленный срок, а также технико-экономические расчеты и обоснования заявленного срока продления разрешения на строительство, а также и на реконструкцию старых объектов недвижимости. При положительном решении вопроса о продлении просроченного разрешения на строительство срок выдачи соответствующего документа застройщику исчисляется десятью днями с момента принятия решения на продление срока по разрешению на строительство. То есть этот срок выдачи исчисляется уже после того, как было принято решение местных органов власти о продлении срока действия разрешения на строительство, которое закончилось. Само же рассмотрение вопроса о продлении срока действия разрешения на строительство делается в органах архитектуры и градостроительства города Москвы и Правительстве Москвы в течение 30 календарных дней. Далее, застройщик информируется о решении и, как уже говорилось, при положительном результате получает готовое продление не позднее, чем через 10 суток.

Обязательно делается продление срока действия разрешения на строительство при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (но не отсутствие финансовых средств), объективных причин, которые не зависят от застройщика и препятствуют завершению строительства в установленные сроки. Решение об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство выносится по общим положениям Градостроительного кодекса РФ, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления на продление разрешения на строительство. Это же правило действует и в Москве.

Кроме того, для московского региона разъясняется, что в продлении срока действия разрешения на строительство может быть отказано при обстоятельствах, когда причиной невыполнения работ по завершению строительства в ранее установленные сроки явилось устранение выявленных в ходе выполнения работ нарушений или неисполнения застройщиком обязательств по договору на строительство. При повторном обращении застройщика с целью продления срока разрешения на строительство, которое уже было просрочено один раз, причиной отказа в таком продлении может быть принятие Правительством Москвы решения о нецелесообразности и неперспективности продолжения строительства. Это может быть связано с необходимостью использования данного земельного участка для иных государственных нужд, при принятии такого решения застройщику возмещаются все затраты и убытки, предоставляются компенсации, предусмотренные законом. Любые иные причины отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, как и затягивание сроков выдачи, нарушение порядка продления разрешения на строительство могут быть оспорены сторонами в судебном порядке.

www.s-m3.ru

Срок действия разрешения на строительство

Для объектов различного назначения предусмотрен разный срок действия разрешения на строительство. Для индивидуального жилищного он составляет десять лет, для остальных объектов определяется проектом организации строительства. Кодекс 1998 года предусматривал выдачу разрешения на строительство сроком на три года. Конечно же, это не отражало индивидуальных особенностей каждого строительного объекта.

В Градостроительном кодексе 2004 года в статье 51, часть 19 закреплен более гибкий подход к решению этого вопроса.

При переходе права собственности на земельный участок и объект строительства или реконструкции к другим лицам, срок действия ранее полученного разрешения на строительство сохраняется. Новый владелец может продолжать выполнение строительных работ с обязательным внесением изменений в разрешение, выданное прежнему владельцу.

Индивидуальное или капитальное строительство

Для индивидуального жилищного строительства не требуется разработка проектной документации. Следовательно, не разрабатывается и проект организации строительства, по которому можно было бы определять срок строительства в каждом конкретном случае. Поэтому, для таких объектов срок действия разрешения на строительство составляет десять лет. При необходимости этот срок может быть продлен в установленном порядке, о чем будет сказано ниже.

Капитальное строительство или реконструкция выполняются на основании разработанной и утвержденной проектной документации. Одним из разделов проектной документации является проект организации строительства, в котором указывается время, необходимое для строительства или реконструкции этого объекта.

Что учитывается при определении сроков?

Расчет времени строительства объекта производится по действующим нормативным документам. В них заложены усредненные сроки строительства аналогичных объектов, взятые из практики строительства. Нормативные сроки строительства предусматривают применение передовых технологий строительства или реконструкции, соблюдение технологии строительных работ, обеспечение качества строительства. При нормальной организации работ на строительной площадке ввод объекта в эксплуатацию в предусмотренные проектом организации строительства сроки не вызывает особых проблем.

Единственный фактор, который не учитывается проектом организации строительства и нормами продолжительности строительства – это финансирование. Нормативные сроки рассчитаны на полноценное регулярное финансирование на протяжении всего периода строительства. Перебои в финансировании объекта могут привести к срыву сроков строительства. В подобных случаях действующим законодательством предусмотрена возможность продления сроков строительства.

Не позднее, чем за 60 дней до окончания срока действия ранее полученного разрешения на строительство, застройщик должен подать заявление на продление срока действия разрешения, в те же органы, которые это разрешение выдали. Важным фактором, влияющим на продление срока действия разрешения, является то, что работы по строительству или реконструкции должны быть начаты до подачи такого заявления, точнее, истечения срока его подачи. Если такое требование части 20 статьи 51 кодекса не выполнено, в продлении срока действия разрешения будет отказано.

Следует иметь в виду, что при подаче заявления на продление срока действия разрешения необходимо будет предоставить проект организации строительства с измененным календарным планом, по которому будет определяться срок продления. Для внесения изменений в проектную документацию требует время. Специальным распоряжением Правительства Москвы № 2631-РП от 29 декабря 2010 года на всех строительных объектах, где велись строительно-монтажные работы, срок действия разрешений которых истекал до 1 февраля 2011 года, эти разрешения были продлены на три месяца. Сделано это было с целью обеспечения бесперебойной работы на этих объектах. Как показывает этот пример, несвоевременное оформление продления срока действия разрешения, может привести к приостановке строительства.

www.severindevelopment.ru

Срок действия разрешения на строительство и порядок его продления

1. Срок действия разрешения на строительство,

реконструкцию в соответствии с Законом г. Москвы № 50 устанавливается в соответствии с утвержденной проектной документацией и действующими нормативами продолжительности сроков строительства на период до приемки в эксплуатацию законченного градостроительного объекта, но не более чем на три года со дня вступления в действие разрешения на строительство. Однако, Градостроительный Кодекс РФ предусматривает иной порядок выдачи разрешения на строительство, в соответствии с которым разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

2. Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию может быть продлен

органом архитектуры и градостроительства города Москвы: в первый раз на срок до полутора лет — самостоятельно, во второй раз на срок до полутора лет — на основании решения Правительства Москвы.

3. Для продления срока действия разрешения на строительство,

реконструкцию застройщик (заказчик) должен в течение десяти дней после возникновения обстоятельств, препятствующих завершению строительства в установленный срок, но не позднее, чем за шестьдесят дней до истечения срока действия разрешения на строительство, реконструкцию, обратиться в орган архитектуры и градостроительства города Москвы с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию и представить документы, подтверждающие невозможность завершить строительство в установленный срок, а также технико-экономические расчеты и обоснования заявленного срока продления действия разрешения на строительство, реконструкцию.

4. Орган архитектуры и градостроительства города Москвы,

Правительство Москвы в течение тридцати дней принимают решение о продлении или об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию, информируют застройщика (заказчика) о принятом решении. В случае положительного решения органа архитектуры и градостроительства города Москвы в течение десяти дней оформляет, регистрирует и выдает застройщику (заказчику) разрешение на строительство, реконструкцию с указанным в нем сроком продления его действия.

5. Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию подлежит обязательному продлению

в случаях возникновения не зависящих от застройщика (заказчика) обстоятельств, воспрепятствовавших завершению строительства в установленный срок и в установленном порядке. Отсутствие у застройщика (заказчика) средств для финансирования строительства не является основанием для обязательного продления срока действия разрешения на строительство, реконструкцию.

6. Разрешение на строительство, реконструкцию не подлежит продлению,

если строительно-монтажные работы не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении действия разрешения на строительство, реконструкцию.

В продлении срока действия разрешения на строительство, реконструкцию может быть отказано, если причиной незавершения работ в ранее установленные сроки явилось устранение выявленных в ходе выполнения работ нарушений, указанных в пункте 1 части 1 статьи 20 Закона г.Москвы №50, а также в случае неисполнения застройщиком (заказчиком) обязательств по договору (контракту) на строительство, реконструкцию.

7. Основанием для отказа в повторном продлении срока действия разрешения

на строительство, реконструкцию в отсутствие обстоятельств может являться принятие в соответствии с законодательством органами государственной власти города Москвы решения о нецелесообразности продолжения строительства в связи с необходимостью использования участка территории для государственных нужд города Москвы.

Отказ в повторном продлении срока действия разрешения на строительство при необходимости использования участка территории для государственных нужд города Москвы влечет за собой возмещение застройщику затрат, убытков, иные компенсации в соответствии с законодательством.

www.topdom.info

Разрешение на строительство: продление, отмена

Известно, что закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. При этом нередки случаи, когда администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные тяжбы. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.
  • Оба ли этих условия должны выполняться одновременно? Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

    В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027 /2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272 /2016 по делу № А41-79925 /15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140 /2013 по делу № А51-7498 /2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920 /2016 по делу № А40-62700 /16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448 /2016 по делу № А41-106633 /15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211 /2016 по делу № А46-2430 /2016 и др.

    Обратите внимание
    Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272 /2016 по делу № А41-79925 /15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 , свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

    Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

    Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

    Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

    Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933 /2015 по делу № А46-4326 /2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126 /2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором — признали действия администрации законными. Как такое возможно?

    Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

    Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

    Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723 ). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

    А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126 /2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

    Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

    В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

    В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

    Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

    Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

    ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

    Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

    В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

    Обратите внимание
    Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

    Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046 /2013, организация сообщила о выполнении:

    • 100% земляных работ;
    • 90% работ по созданию фундамента;
    • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
    • 10% работ по возведению каркаса здания.
    • Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

      При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат — отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223 ).

      Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16 ‑4400 по делу № А63-367 /2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

      Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях

      Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

      При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

      Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

      В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

      1. принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
      2. отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
      3. расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
      4. прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

      Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16 ‑10277 по делу № А12-33006 /2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15 ‑10973 по делу № А55-15700 /2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15 ‑10973 по делу № А55-15700 /2014 и т. д.

      При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957 /2016 по делу № А45-27192 /2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

      Некоторые выводы

      Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

      [1] Федеральный закон от 06.10.2013 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

      www.klerk.ru

      Смотрите так же:

      • Учет расчетов по налогу на прибыль пбу Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет […]
      • Рассмотрение ходатайства об удо Сроки рассмотрения судом ходатайства по УДО Добрый день. Подскажите, пожалуйста, мне сул отказал в ход-ва об удо, в аппеляционном порядке постановление отменили и направили на новое рассмотрение. Первый вопрос: сколько дней дается законом суду первой инстанции для назначения заседания […]
      • Приказ мвд 849 от 06092012 Приказ мвд 849 от 06092012 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 849 г. "О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" В соответствии с частью 5 статьи 53 и частью 5 статьи 58 […]
      • Кто может провести товароведческую экспертизу Как провести товароведческую экспертизу? Экспертиза качества товара проводится в случае спора о причинах возникновения недостатков товара между продавцом и покупателем. В зависимости от установления или истечения гарантийного срока на товар обязанность проведения товароведческой […]
      • Размер пособия по беременности и родам в россии Пособие по беременности и родам Право на пособие по беременности и родам имеют женщины: подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; уволенные в связи с прекращением деятельности их работодателем в течение 12 […]
      • Прием прокурора красноярск Прием прокурора красноярск Интернет-приемная Рассмотрение обращений, личный прием граждан, эффективная реализация поставленных перед органами прокуратуры задач при разрешении письменных и устных заявлений и жалоб занимает значительное место в общем объеме работы прокуратуры края и […]
      • Как считать последний рабочий день при увольнении Какой день считается днём увольнения Работодатель обязан произвести с работником полный расчёт в день его увольнения. Какой день считается днём увольнения? И всегда ли он совпадает с последним рабочим днём? В ст. 84.1 ТК РФ сказано, что работник прекращает свою трудовую деятельность в […]
      • Вышестоящий орган у опеки Кто осуществляет надзор за деятельностью органов опеки и попечительства? Надзор со стороны вышестоящей организации В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 15.07.2013 № 594 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" […]