Что нас ждет на страшном суде

Главная / Что нас ждет на страшном суде

Что нас ждет на Страшном суде?

Что означает Страшный Суд? Не подумайте, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на Страшном Суде, извините, — теперь только по справедливости.

Ничего подобного! Неразумно представлять Бога на этом Суде как какого-нибудь деспота. Страшным Последний Суд называется не потому, что Бог «забывает» о любви и поступает по какой-то бездушной «правде», — нет, а потому что здесь происходит окончательное самоутверждение, самоопределение личности: способна она быть с Богом или уйдет от Него, останется вне Его навсегда. Но может ли такое быть? Хотя это и тайна будущего века, однако психологически понять отверже­ние Бога можно.

В качестве примера приведу один случай. Однажды в старые, добрые времена один сельский учитель спас от смерти петербургского аристократа, который, зимой сбился с пути. Его занесло снегом, и он погибал. Сами понимаете, насколько благодарен был ему спасенный. И вот через какое-то время он пригласил учителя в Петербург и устроил в его честь великосветский прием, созвав своих родных и друзей. Кто бывал на больших приемах, представляет, в каком положении оказался учитель, увидев перед собой множество вилок, ножей, тарелочек и прочих принадлежностей тожественного стола, которых он никогда глаза не видел. Не быв ни разу в жизни на таких приемах, бедняга не знал, что делать: то возьмет что-то не той рукой, не знает, как за кушанье приняться, сидит, обливаясь холодным потом. В его честь произносятся тосты, а он не умеет и ответить. Изнемогая от жажды, он выпил воду из овального блюдечка, стоящего перед его тарелками. И каков был его ужас, когда он увидел, как гости омывают свои пальчики в этих тарелочках. Тут он вообще чуть в обморок не упал. Так этот великолепный прием стал для нашего учителя настоящим адом. Потом всю оставшуюся жизнь он нередко век кивал по ночам в холодном поту — ему вновь снился этот великосветский прием в его честь.

Вы, наверное, понимаете, к чему я это говорю. Что такое Царство Божие? Это духовное единение с Богом, Который есть бесконечная полнота любви, кротости и смирения. И вот теперь представьте себе, как будет себя чувствовать в этом Царстве человек, который наполнен свойствам прямо противоположными: ненавистью: злобой, лицемерием. Чем было бы для него Царство Божие, если бы он вдруг оказался в нем? Тем самым, чем был для бедного учителя аристократический прием. Для него Царство Бога было бы адом в адской степени. Злобное существо не может пребывать в атмосфере любви, атмосфере Царства Бога.

Теперь становится понятным, что может произойти на Страшном Суде. Не насилие над личностью, подобно ток как древнегреческая богиня Фемида с завязанными глазами отправляет людей — одного направо, другого налево — в зависимости от их дел. Нет! Бог есть Любовь. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорит: «. мучимые в геенне поражаются бичом любви. терпят мучение, вящее всякого. возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников. и веселит собою соблюдших долг свой».

Возможно, будут личности, сознательно отвергшие любовь Божию. Но человек, отвергающий Бога, уходит сам, и это для него благо, ибо его ненависть не в силах вынести пламени любви Божией. Так же, как для сельского учителя мучением оказался великолепный прием в его честь.

Бог не нарушает нашей свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри — самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти.

Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, не исключая самого диавола, является их свободное «не хочу», высказывали целый ряд отцов: Климент Александрийский, святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Исаак Сирин, святой Николай Кавасила и другие.

Здесь необходимо сказать о принципиально важном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. Из учения святых отцов вытекает, что по всеобщем воскресении человек вновь обретает свою природную полноценность и с ней свободу и волю к самоопределению. На Страшном Суде окончательная судьба человека решается уже им самим, его волей, он вновь обретает и возможность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления — в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером ее духовности. Отсюда и особенность Страшного Суда: человек сам в последний раз и окончательно определя­ется, быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу.

И еще об одном факте можно с полной уверенностью говорить: на Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и яркости откроется великий подвиг Христов, Его жертвенная любовь, Его потрясающее самоуничижение ради спасения человечества. И трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое большое впечатление, несмотря на все свои недостатки, произвел фильм «Страсти Христовы» Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроются сама реальность Креста и Слава Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей. Такому выбору, конечно же, будет способствовать и печальный опыт мытарств, показавших действительную «сладость» страстей и пребывания без Бога.

Еще раз подчеркну: Страшный Суд — это такой момент, когда будет подведен итог всего жизненного и посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс становления, самоопределения личности будет закончен. Этот момент действительно страшен, и дай Бог, чтобы он вершился с великой пользой для всех людей.

Какова же вечная участь тех, кто не старался жить добродетельно, а проводил жизнь в страстях, во зле, как все мы, а то и вообще в Бога не верил? Вопрос будущей жизни человека волновал всех и всегда. Но сложность его понимания заключается не только в том, что это закрыто нас непроницаемой завесой, но и в том, что вечность — это совсем не время и для человеческого сознания, погруженного в поток времени невозможно даже представить. Но в этом и нет необходимости. Господь дал Свое Откровение только с одной единственной целью — привести человека к спасению (тогда все и увидим «лицем к лицу» — 1 Кор. 13:12), а не с тем, чтобы преждевременно открыть тайны будущего века любопытствующему рассудку. Потому всё Откровение носит педагогический, воспитательный, а не отвлеченно-познавательный характер. С той целью и возвещается о рае и аде. В Откровении нет бесполезных сообщений, в нем всё глубоко сотериологично. Оно говорит лишь столько и то, что необходимо и полезно человеку в земной жизни для наследия жизни будущей. Потому и Церковь устами святых отцов и голосом постановлений Вселенских Соборов просто возвещает, повторяя Евангелие: да, для праведных будет царство вечной жизни и света, а грешные пойдут в муку вечную. И точка. Даже не ставился за редчайшими исключениями, такой мучительный для многих вопрос: как понять учение о Боге любви, если Он, зная, что эти люди поп нут, дал им жизнь?

Вопрос имеет серьезное апологетическое чтение. Но любой разумный человек понимает, что если даже в познании этого тварного, пространственно-временного мира мы наталкивается на непреодолимые границы, то тем более это должно иметь место в отношении того мира, будущая жизнь — просто тайна. Бердяев точно сказал, что эта проблема «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации».

Может быть, поэтому самым разумным на этот вопрос мог быть такой искренне смиренный ответ. Мы не знаем, что такое вечность; нам не открыто, что такое новое небо и новая земля; нам не понять жизнь в новом теле, потому оставим мечту решить уравнение со многими неизвестными; склонимся перед любовью и премудростью Божией, поверим, что у Него не может быть ни неправды, ни мести, но есть только безграничная любовь, и, следовательно, вечность для каждого человека будет самой полезной и соответствующей его духу. Преподобный Иоанн Дамаскин писал об этом вполне определенно: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть Источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».

В связи с этим приведу мысль святого Исаака Сирина, великого подвижника VII века и бесспорного авторитета в духовной жизни: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними (грешниками) здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там, — такой человек думает невыразимо богохульно о Боге. Такой (человек). клевещет на Него». «Где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает тем самым за дела прошлого.

Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем: она исследует грядущее, а не прошедшее».

«Хотя и (говорится) о ярости, гневе, ненависти и прочем применительно к Создателю, мы не должны представлять, что Он также и делает что-либо из гнева, ненависти или зависти. Многие образы употреблены в божественных Писаниях по отношению к Богу, которые весьма далеки от естества Его».

«Он (Бог) ничего (не делает) ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его (действий). Одним из таких (предметов) является геенна. Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби, — тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они (превратятся после сотворения), и которых Он (всё-таки) сотворил «.

Григорий Чудотворец и Григорий Нисский, родной брат Василия Великого, также считали, что вечные муки не бесконечны. Ибо понятие вечности не означает бесконечности. Множество людей, споткнувшихся на мытарствах и оказавшихся в вечных муках, по молитвам Церкви выходят оттуда и входят в Царство Божие. Вспомним хотя бы историю с императором Траяном! Всё это говорит о том, что состояние вечности не означает безусловной окончательности, оно может измениться, и только в положительную сторону. А вот еще слова Исаака Сирина: «Если бы Царство и геенна с самого появления добра и зла не были предусмотрены в сознании Благого Бога нашего, тогда не были бы вечными помыслы Божий о них; но праведность и грех были известны Ему прежде, чем они проявили себя. Таким образом, Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не (следствия) воздаяния, даже если Он и дал им имя воздаяния».

Обратим внимание: Исаак Сирин хочет сказать, что все деяния Божий промыслительны, что они исходят только из любви. Нет у Бога воздаяния, то есть, нет мести, нет гнева, нет наказания, как это бывает здесь, на земле, когда мы наказываемы людьми за какие-то проступки. Все действия Божий продиктованы только любовью.

Он уподобляет Бога отцу, который не ради на­казания, а ради пользы, и только пользы, ставит ребенка в ситуацию, которую тот по неразумию может воспринимать как наказание, но она, оказывается, дана ради его блага. Поразительно утверждение Исаака Сирина, что сама геенна есть не что иное, как последнее промыслительное средство любви, которое использует Бог в качестве спасения человека: «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби!» Здесь, можно сказать, впервые с такой ясностью дан святоотеческий ответ на вопрос: зачем существует геенна? И он оставляет надежду на наступление того «времени», когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28).

«Царство Божие и геенна огненная — следствия милости, а не воздаяния, даже если Бог и дал им имя — воздаяние!» Как это понять? Определенным ответом служат слова святителя Иоанна Златоуста: «Потому Он (Бог) и уготовал геенну, что Он — благ». Эти слова указывают на то, что для человека с адским состоянием души невыносимо пребывание с Богом, и Господь по Своей благости дает возможность такому существу быть вне Себя. То есть Бог, до конца сохраняя неприкосновенной свободу, разумной твари, проявляет свою благость по отношению к ней тем, что предоставляет ей возможность быть «там», где она может быть. Ибо «адские муки, — как писал протоиерей Сергий Булгаков, — происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни».

Святитель Григорий Богослов, не дерзая присваивать себе Суд Божий, как известно, допускал возможность посмертного спасения через ад или, как он сам выражался, посредством крещения в огне. Он писал, правда, о тех людях, которые умерли вне границ исторической Церкви: «Может быть, они будут там крещены огнем — этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество, как сено, и потребляет легковесность всякого греха».

Из утверждений святых отцов, предполагавших возможность спасения из адского огня, глупый (простите за это выражение) человек может сделать вывод:

— Ага, значит, если муки не бесконечны, то можно жить без оглядок на них, жить в свое удовольствие!

Но послушайте, с какой силой святой Исаак Сирин предупреждает такое легкомыслие: «Остережемся в душах наших… и поймем, что, хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Страшный путь — войти в Царство, пройдя гееннский опыт «блага» вне Бога. Апостол пишет: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:13-15). Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным: для одних оно со славой, честью, наградой, другой спасется, но как из огня.

Кто захотел бы получить какое угодно колоссальное наследство, но пройдя через долговременные и жестокие пытки страшных садистов? Уверен, никто из тех, кто имеет представление об этом и тем более опыт тяжелых страданий. Когда российские представители на одной международной конференции демонстрировали видеокассеты, где было записано, что делали бандиты в Чечне с военнопленными, многие не могли этого вынести: закрывали глаза, уходили из зала. Даже смотреть невозможно — а если самому подобное испытать? Действительно, ни за какие блага! Так и с геенной: если бы только можно было показать, какие страдания переносит человек, когда в нем во всей силе откроются и начнут действовать страсти, то никто не захотел бы, наверное, пожить сейчас «как следует» — а там — что будет. Нет, избави Бог, — только бы не попасть в те страшные руки!

Вот почему мы слышим в Священном Писании такие сильнейшие предупреждения: «. и пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46), «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Вот почему с такой настойчивостью, с такой силой, ссылаясь и на постановления Вселенских Соборов, Церковь предупреждает нас об угрозе вечных мучений. Любовь не может не сделать всего того, что можно, чтобы спасти любимого от страданий. Поэтому «остережемся в душа наших, возлюбленные»!

Алексей Осипов,
профессор Московской духовной академии
Православная беседа № 20, 2007

Выбери жизнь со Христом!

«Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16)

«Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30:19-20)

www.k-istine.ru

Что ждет нас на Страшном суде?

автор: Митрополит Сурожский Антоний
Sun, 22 Feb 2009, 10:47

Каждый из нас, конечно, ожидает смерть в тех категориях, которые ему свойственны. Но не надо создавать ложных категорий. А именно: наша встреча со Христом — это встреча с нашим Спасителем. Встреча наша с Богом — это встреча с любовью неизмеримой. Это мы должны помнить. И мне кажется, что Страшный суд заключается в том, что ты встанешь перед лицом совершенной любви и увидишь, как мало ее в тебе, и ужаснешься. Но это не значит, что тут же начинается мучение. Может быть, я еретик, вы можете меня сжечь, раньше чем я уйду отсюда, но мне представляется, что Бог нас встретит с жалостью о том, что мы целую жизнь прожили — и так бесплодно прожили, и так испортили ее для себя, не говоря о других; и Его реакция на нас — жалость и сострадание.

Когда я читаю, например, притчу об овцах и козлищах, меня поражает не то, что козлища пойдут на левую сторону, овцы на правую, а меня поражают критерии, которые Христос дает о спасении и погибели. Критерии все сводятся к одному: был ты человечным или нет? Накормил голодного? Одел холодного? Дал кров бездомному? Посетил больного? Не постыдился ли признать, что твой друг в тюрьме? и т.д. Не говорится ни одного слова о том, как ты верил, как ты молился, был ли ты благочестивым или нет, потому что вопрос стоит так: если ты не был человеком, твое человечество не может быть обожено. Если ты был человеком, ты можешь стать причастником Божественной природы (2 Пет. 1, 4). И мне кажется, что это глубоко утешительно не в каком-то поверхностном смысле.

Я теперь свои измышления излагаю, поэтому вы можете мне кол поставить за мои измышления богословские. Мы говорим о Страшном суде и о муке. Мне кажется, что русское выражение «он сгорел со стыда» очень ярко это выражает. Когда вдруг обнаружишь что-то ужасное, трагичное, уродливое, самый острый момент — тот, когда ты это видишь впервые: ты вошел в комнату и увидел, что пока тебя не было, твоя мать умерла; ты вошел в дом и увидел, что в твое отсутствие убили любимого человека. Это момент неповторимого ужаса, дальше будет только продолжение, а решает все этот первый момент. В выражении «Страшный суд» мне кажется слово “страшный” относится к тому же: первый момент, когда мы лицом к лицу с Богом — и в ужасе видим, чем мы могли бы быть и чем мы не стали.

А дальше идет другое. Картинное изображение Страшного суда очень часто представляется нам земным судом. Есть судья, есть подсудимый, черти свидетельствуют об одном, ангелы о другом, — но это не соответствует никакой реальности. Ведь в нормальном земном обществе есть законодательный орган, который пишет законы, но их не применяет; есть судьи, которые не пишут законы, а их применяют; есть подсудимый, есть защита, есть свидетели против него и свидетели за него. А подумайте о картине Страшного суда, каким он нам представляется: Законодатель — Бог, Судья — Бог, Искупитель наш — Бог во Христе, Защитник наш — Бог. Какое это правосудие, простите? Это что-то совершенно иное, что мы выражаем словами: правосудие, суд и т.д., — но это совсем не тот суд, под который, скажем, разбойник подпадает, когда его арестуют. Мы не можем знать, каков будет этот суд на самом деле, мы только знаем, что никакая неправда не войдет в Царство Божие. Но чем может искупиться неправда? (Тут не мои измышления, так что я более уверенно это говорю.) Французский писатель, католический епископ говорил, что страдание — единственное место встречи между злом и добром, потому что зло всегда врезается или в плоть, или в душу жертвы. Жертва может быть виновная или невиновная, но вот место, где они скрещиваются. И он настаивал, что в момент, когда человек, виновный или нет, делается жертвой, он получает власть простить; он может повторить слова Спасителя: Прости, он не знает, что делает!

У меня есть пример этого из концентрационных лагерей. После войны я полтора года занимался как врач людьми, которые освобождались из лагерей. Мне попала немецкая газета, где рассказывалось о том, как в одном из лагерей (кажется, Дахау) была найдена молитва, написанная евреем на куске оберточной бумаги.

«Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников.

Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли — мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей. А когда все это кончится, даруй нам жить как людям среди людей, и да возвратится на нашу исстрадавшуюся землю мир — мир людям доброй воли и всем остальным».

Второй пример — человека, которого я очень близко знал. Он был старше меня значительно, участник первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации — Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись? — Я вернулся с ужасом и тревогой на душе. — Вы что, потеряли веру? — Нет, — говорит, — но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: Господи, прости им, они не знают, что творят! И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: Господи, прости, они не знают, что творят, — вдруг Бог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощения? Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить. Вот это тоже герой прощения.

И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и не сможет осудить никого. Рассказ Гоголя о страшной мести: немыслимо, чтобы кто-нибудь сказал: прокляни его, брось в вечную пропасть. Вот моя реакция на это, и я это пережил в известной мере.

Из книга митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом». М., 2001 г.

www.pravmir.ru

Что нас ждет на Страшном Суде?

Автор статьи

Осипов Алексей Ильич

Что означает – Страшный Суд? Не подумайте, что в течение всей человеческой истории Бог был любовью, а уж на Страшном Суде, извините, – теперь только по справедливости. Ничего подобного! Неразумно представлять Бога на этом Суде как какого-нибудь деспота. Страшным последний Суд называется не потому, что Бог «забывает» о любви и поступает по какой-то бездушной «правде» – нет, а потому что здесь происходит окончательное самоутверждение, самоопределение личности: способна она быть с Богом или уйдет от Него, останется вне Его навсегда. Но может ли такое быть? Хотя это и тайна будущего века, однако психологически понять отвержение Бога можно.

В качестве примера приведу один случай. Однажды в старые добрые времена один сельский учитель спас от смерти петербургского аристократа, который зимой сбился с пути, его занесло снегом, и он погибал. Сами понимаете, насколько благодарен был ему спасенный. И вот через какое-то время он пригласил учителя в Петербург и устроил в его честь великосветский прием, созвав своих родных и друзей. Кто был на больших приемах, представляет, в каком положении оказался учитель, увидев перед собой множество вилок, ножей, тарелочек и прочих принадлежностей торжественного стола, которых он никогда в глаза не видел. Не бывая ни разу в жизни на таких приемах, бедняга не знал, что и делать: то возьмет что-то не той рукой, то не знает, как за кушанье приняться – сидит, обливаясь холодным потом. В его честь произносятся тосты, а он не умеет и ответить. Изнемогая от жажды, он выпил воду из овального блюдечка, стоявшего перед его тарелками. И каков был его ужас, когда он увидел, как гости омывают свои пальчики в этих тарелочках. Тут он вообще чуть в обморок не упал. Так этот великолепный прием стал для нашего учителя настоящим адом. Потом всю оставшуюся жизнь он нередко вскакивал по ночам в холодном поту – ему вновь снился этот великосветский прием в его честь.

Вы, наверное, понимаете, к чему я это говорю. Что такое Царство Божие? Это духовное единение с Богом, Который есть бесконечная полнота любви, кротости и смирения. И вот теперь представьте себе, как будет себя чувствовать в этом Царстве человек, который наполнен свойствами прямо противоположными – ненавистью, злобой, лицемерием и пр. Чем было бы для него Царство Божие, если бы он вдруг оказался в нем? Тем самым, чем был для бедного учителя аристократический прием. Для него царство Бога было бы адом в адской степени. Злобное существо не может пребывать в атмосфере любви, в атмосфере царства Бога.

Теперь становится понятным, что может произойти на Страшном Суде. Не насилие над личностью, подобно тому, как древнегреческая богиня Фемида с завязанными глазами отправляет людей – одного направо, другого налево – в зависимости от их дел. Нет! Бог есть любовь. Не случайно преподобный Исаак Сирин говорит: «…мучимые в геенне поражаются бичом любви… терпят мучение вящее всякого… возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников… и веселит собою соблюдших долг свой» .

Возможно; будут личности, сознательно отвергшие любовь Божию. Но человек, отвергающий Бога, уходит сам, и это для него благо, ибо его ненависть не в силах вынести пламени любви Божией. Так же как и для сельского учителя мучением оказался великолепный прием в его честь.

Бог не нарушает нашей свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри – самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти.

Мысль о том, что причиной пребывания грешников в аду, не исключая самого диавола, является их свободное «не хочу», высказывали целый ряд Отцов: Климент Александрийский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий Великий, преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Исаак Сирин, св. Николай Кавасила и др.

Здесь необходимо сказать о принципиально важном изменении, которое произойдет с человеком в конце бытия этого мира. Из учения Святых Отцов вытекает, что по всеобщем воскресении человек вновь приобретает свою природную полноценность и с ней свободу и волю к самоопределению. На Страшном Суде окончательная судьба человека решается уже им самим, его волей, он вновь обретает и возможность покаяния, то есть духовного обновления, исцеления – в отличие от посмертного состояния души, которое полностью определялось характером ее духовности. Отсюда и особенность Страшного Суда – человек сам в последний раз и окончательно определяется: быть ему с Богом или добровольно отойти в неугасимый пламень и непрестающий тартар (холод) вечных страстей. Христос не может нарушить человеческую свободу.

И еще об одном факте можно с полной уверенностью говорить: на Страшном Суде перед каждым человеком, веровавшим и неверовавшим, во всей силе и яркости откроется великий подвиг Христов, Его жертвенная любовь, Его потрясающее самоуничижение ради спасения человечества. И трудно предположить, чтобы такая Жертва не тронула, точнее, не потрясла сердец воскресших людей. Посмотрите, какое большое впечатление, несмотря на все свои недостатки, произвел фильм «Страсти Христовы» Гибсона. А здесь перед лицом каждого откроется сама реальности Креста и слава Воскресшего. Без сомнения, это в огромной степени определит положительный выбор великого множества людей. Такому выбору конечно же будет способствовать и печальный опыт мытарств, показавших действительную «сладость» страстей и пребывания без Бога.

Еще раз подчеркну: Страшный Суд – это такой момент, когда будет подведен итог всего жизненного и посмертного духовного пути, когда процесс роста, процесс становления, самоопределения личности будет закончен. Этот момент действительно страшен, и дай Бог, чтобы он завершился с великой пользой для всех людей.

www.memoriam.ru

Что нас ждет на страшном суде

Что ожидает нас на Страшном Суде?

СОДЕРЖАНИЕ

О бессмертии души . 3

Страшный суд . 5

Зачем нам знание о Страшном суде? . 7

Что ожидает нас после Страшного суда . 9

Как спастись от будущих мучений . 11

Страх будущих мучений

предостерегает от греха . 13

Богоугодная жизнь — залог спасения . 14

Краткие рассказы из жизни святых отцов . 15

СТРАШНЫЙ СУД

Убоимся сего страшнейшего дня и часа, в который не защитит ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава. Но будет лишь: человек и дело его.

Свт . Варсонофий Великий

Каково свидетельство совести твоей, такого ожидай от Бога и суда себе.

Свт . Филарет Московский

О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

Христианское Откровение учит о личном бессмертии души.

Ее загробное существование есть продолжение ее земной жизни, так как по смерти тела душа сохраняет свои силы и способности и является вполне способной к тому, чтобы вспомнить и осознать все свое прошедшее и отдать в нем отчет пред совестью и Богом.

Христианин должен постоянно готовиться к этому переходу в потусторонний мир, помнить час смертный.

Исполняющему заповеди Божии в своей жизни не страшна смерть. (Архим. Георгий Тертышников)

ЧАСТНЫЙ СУД

Земная жизнь, по учению Священного Писания, есть время подвигов для человека. Телесная смерть человека полагает предел этому времени и открывает время воздаяния. Вслед за смертью Бог совершает Свой праведный суд, называемый, в отличие от последнего всеобщего Суда, судом частным, «на котором определяется участь грешников. Но окончательное решение их участи последует на всеобщем Страшном суде».

Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно. (Восточные Патриархи)

Печальная участь постигает после окончания земной жизни человека, не исполняющего заповеди Господни. Души нераскаянных грешников после частного суда берутся темными силами и отводятся в место мрака и мучений предначинательных, где и пребывают в ожидании окончательного решения горькой участи своей на Страшном суде, который совершится после Второго пришествия Спасителя. (Архим. Георгий Тертышников)

Страшен, весьма страшен суд Божий, хотя Бог и благ, хотя Он и милостив.

Тот же Иисус, Который ныне зовет к Себе всех, в день суда отошлет от Себя непришедших.

Один старец сказал: «Если бы возможно было в пришествие Божие, по воскресении, от страха умереть душам человеческим, то весь мир умер бы от этого ужаса и изумления! Как можно видеть небеса раздающиеся, Бога являющегося с гневом и яростью, неисчетное воинство Ангелов и все вместе человечество»? (Древний Патерик)

День Второго Пришествия на землю Спасителя мира откроется внезапно и неожиданно для живущих на земле, ибо как молния, показавшись на одном краю неба, в одно мгновение пробегает до другого и охватывает все небо, так будет внезапно и мгновенно явление Сына Человеческого. В это время изменится лицо земли и неба.

Вслед за воскресением мертвых и изменением живых совершится всеобщий, открытый и торжественный Суд над всеми. (Архим. Георгий Тертышников)

Он совершится после общего воскресения мертвых.

Как глас трубы, возвещающий Божие повеление, прозвучит, так в то же мгновение мертвые восстанут, и живые изменятся, то есть примут нетленное тело, в каком воскреснут и умершие.

Страшный суд! Судия грянет на облацех, окруженный несметным множеством Небесных Сил бесплотных. (Свт. Феофан Затворник)

В отличие от частного суда, на котором получает мздовоздаяние только душа человеческая, на Суде всеобщем определена будет участь и тел человеческих, с которыми совершала душа свои добрые и злые дела.

Имеющие быть осужденными по воскресении будут чувствовать себя находящимися в обнаженной срамоте, подобно тем, которые бывают выставляемы на позор нагими пред многочисленным собранием людей.

Если пророк Божий Даниил, провидя будущий суд, ужаснулся, то что будет с нами, когда мы предстанем на этот Страшный суд? Когда от востока до запада все мы соберемся и предстанем, обременные тяжестью своих грехов, где тогда будут наши друзья и ближние? Где сокровища драгоценные? Где будут те, кто нищих презирали, сирот изгоняли, себя праведнее всех ставили? Где будут те, кто страха Божия не имели, будущим наказаниям не верили, обещали себе бессмертие? Где будут те, кто говорили: будем есть и пить, ибо завтра умрем (Ис. 22, 13), насладимся благами в этой жизни, а там посмотрим, что еще будет – Бог милостив, Он грешников прощает? (Прп. Ефрем Сирин)

Он отвергает суд; а этим отвергается бытие Бога; ибо дьявол всегда таков — все предлагает с хитростью, а не прямо, чтобы мы не остерегались. Если нет суда, то Бог, судя по-человечески, несправедлив; а если Бог несправедлив, то Он и не Бог; когда же Он не Бог — все пошло просто: нет ни добродетели, ни порока. Но явно ничего такого не говорит он. Видишь ли помысл сатанинского духа, как из людей хочет он сделать бессловесных, или лучше — зверей, а еще лучше демонов. (Свт. Иоанн Златоуст)

ЗАЧЕМ НАМ ЗНАНИЕ О СТРАШНОМ СУДЕ?

Это знание нужно людям для того, чтобы «грешник не давал себе воли, а если уж случится нагрешить, поскорее обращался опять ко Господу и каялся». (Свт. Феофан Затворник)

Почему же этот день будет исполнен такого ужаса? Огненная река потечет пред лицем Его, книги деяний наших отверзутся, самый день будет подобен горящей пещи. Ангелы будут носиться вокруг и разложено будет множество костров. Как же, скажешь, Бог человеколюбив, как милостив, как благ? Так, при всем этом Он человеколюбив, и здесь-то особенно открывается величие Его человеколюбия. Ибо для того Он и внушает нам такой страх, чтобы таким образом мы пробудились и стали стремиться к Царствию Небесному. Для того Он все сказал и изъяснил нам, и не только изъяснил, но показал и посредством дел. Хотя и одни слова Его достоверны; но дабы кто не стал подозревать в словах Его преувеличения или одной угрозы, он присовокупляет удостоверение и посредством дел. Каким образом? Ниспосылая наказания людей — частные и общие. Дабы ты убедился самыми делами, для того Он то наказывал фараона, то наводил водный потоп и всеобщее погубление, то посылал истребительный огонь; ныне мы видим, как многие порочные наказываются и предаются мучениям. Все это — подобие геенны. (Свт. Иоанн Златоуст)

О Страшном суде предрекали святые пророки и апостолы; о страшном дне и часе возвещает Божественное Писание, чтобы всех умолить: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13). Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейски-ми, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34).

Не станем обманывать себя, будем верить, что есть суд, есть вечное наказание, есть огнь неугасаемый, есть тьма кромешная, есть скрежет зубов и плач непрестанный; ибо Сам Господь в святом Своем Евангелии говорит об этом: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35). Позаботимся исправить жизнь нашу, пока есть время. (Прп. Ефрем Сирин)

ЧТО ОЖИДАЕТ НАС ПОСЛЕ СТРАШНОГО СУДА

Идем уже мы либо на десную, либо на шуюю страну Страшного суда! О, ближний мой! Где мы тогда будем? Что если не будем призваны на десную сторону Царя (Христа)? (Свт. Филарет Московский).

Страшный суд совершится над всем человеческим родом, но теми из людей, которые достойны оправдания, Суд этот «радостно будет встречен, будто совсем не суд, а объятия Господни; радостно пройден и в радость после него».

Для праведников начнется жизнь блаженная -вечная и неизменная.

Степени блаженства для праведников будут различные, в зависимости от духовного совершенства и святости.

После Страшного суда нераскаянных грешников ожидают нескончаемые мучения, ибо решение этого Суда останется вечно неизменным. Степени мучений во аде будут различные, в зависимости от нравственного состояния грешников, но «на всякой степени в аде грешники будут претерпевать муки до последней меры терпения — такой, что если еще немного прибавить, то все естество разлетится в прах; а оно все же не будет разлетаться, а все мучиться и мучиться, и это без конца.

Вечные веки будет звучать в ушах грешника осужденного: «Отойди, проклятый». Эта тяжесть отвержения есть самая нестерпимая тяжесть, имеющая тяготеть над нераскаянными грешниками. (Архим. Георгий Тертышников)

Поставленные на суде ошуюю будут изгнаны из судилища и поведутся на место мук немилостивыми ангелами, скрежеща зубами, обращаясь назад, чтобы узреть праведников, от которых сами отлучены, и увидят пренебесный свет, увидят красоты райские, увидят великие дары, какие приемлют от Царя Славы подвизавшиеся в доброте. Постепенно удаляясь от всех праведников, сродников, друзей, знакомых, грешники скроются и от Самого Бога, потеряв возможность зреть радость и истинный невечерний свет.

Тогда-то грешники увидят, что они совершенно оставлены, что всякая надежда для них погибла, и никто не может помочь им или ходатайствовать за них. Тогда-то, в горьких слезах, рыдая, они скажут: «О, сколько времени погубили мы в нерадении, и как обмануло нас наше ослепление! Сам Бог говорил через Писание, и мы не внимали; здесь вопием, и Он отвращает от нас Лице Свое. Мы сами довели себя до этого несчастия: мы это знали, но не слушали; нас увещевали, но мы не внимали; нам проповедовали, а мы не верили; слышали Слово Божие, но сомневались. Как праведен суд Господень! Как достойно и праведно мы осуждаемся! Мы по делам нашим приемлем награждение. За минутное удовольствие мы терпим мучение; за нерадение осуждаемся в огонь неугасаемый. Ниоткуда нет нам помощи, всеми оставлены мы — и Богом, и святыми. Для покаяния нет уже времени, и от слез нет пользы. Воззвать бы нам: спасите нас, праведные! Спасите, апостолы, пророки, мученики! Спаси, Честный и Животворящий Кресте! Спаси и Ты, Владычица Богородица, Матерь Человеколюбца Бога! Вопиять бы нам так, но уже не услышат нас; а если и услышат, что пользы? Ибо -конец уже всякому ходатайству. В таких терзаниях безотрадного мучения грешники будут отведены в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 48). (Прп. Ефрем Сирин)

КАК СПАСТИСЬ ОТ БУДУЩИХ МУЧЕНИЙ?

Ежедневно утром, когда встаешь от сна, помышляй, что ты должен дать отчет Богу во всех делах твоих и — не согрешишь пред Ним, но страх Божий вселится в тебя. (Авва Исаия)

Приступая к какому-либо делу, говори себе со вниманием: «Что будет, если сейчас посетит меня Господь мой?» И смотри, что ответит тебе помысл. Если осудит, сейчас брось дело то и возьмись за другое, потому что должно быть готовым на всякий час отойти в путь свой (умереть). За рукоделием ли сидишь, или в дороге находишься, или бываешь у кого, или вкушаешь пищу, всегда говори себе: «Что будет, если теперь позовет меня Бог?» Смотри, что отвечает тебе совесть твоя, и делай так, как она говорит тебе.

Все, что ни делаешь, делай, как бы сейчас тебе надобно было переходить в вечность, на суд к Богу. (Прот. А. Некрасов)

Никто не говори: «Много согрешил я, нет мне прощения». Кто говорит это, тот не знает, что Господь на землю пришел призвать не праведников, в грешников (Лк. 5, 32). Но также никто да не дерзнет сказать: «Я не согрешил!» Кто говорит это, тот слеп: никто не чист от скверны; никто не свободен от греха, кроме единого Безгрешного.

Не будем недуговать самоправедностью; но не будем и отчаиваться в спасении, сознавая за собою грехи! Согрешили мы? Покаемся. Многократно согрешили? Многократно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душах кающихся, ибо весь преклоняется к ним, принимает их собственными руками и призывает, говоря: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). (Прп. Ефрем Сирин)

Ежедневно приводи себе на память Страшный суд, потому что на нем должно будем дать ответ за всякий день. Нужно каждодневно вызывать на суд нашу душу и давать себе отчет в своем поведении и деятельности; это делали даже и лучшие из языческих мудрецов, например Катон. Ложась на постель по окончании дня, он подвергал свою душу вопросу: «От какого недостатка ты ныне избавилась? Какую худую склонность ты преодолела? В чем ты улучшилась?». «Я всякий день, — говорит Цицерон, — становлюсь для себя обвинителем и судиею. Когда свеча моя угаснет, я обращаюсь к обозрению всего моего дня; я пересматриваю все мои слова и действия, не скрывая от себя и не прощаю себе ничего». (Цветник Духовный)

СТРАХ БУДУЩИХ МУЧЕНИЙ ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ОТ ГРЕХА

Если размышления о непрестающем, непостижимом для нас теперь сладостном блаженстве праведных в будущей жизни не столь сильно действует на нас, чтобы остановить нас на пути греха и побудить к добродетельной жизни — единой ведущей в Царствие Небесное, то будем хотя чаще приводить себе на память будущие ужасные, нескончаемые мучения в аду, ожидающие упорных, нераскаянных грешников.

Будем чаще сходить мыслию во ад, чтобы не сойти некогда туда самым делом.

Только потому мы считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских.

Сто крат лучше чрез весь век в огне мучиться, нежели лишиться блаженной вечности. (Свт. Тихон Задонский)

Если тебя палит огнь похоти плотской, противопоставь ему огнь геенский, и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет. Хочешь ли сказать что-нибудь гнусное, помысли о том скрежете зубов, и страх оного обуздает язык твой. Желаешь ли сделать какое похищение, послушай, что Судья оный повелевает и говорит: свяжите ему руце и нозе, и вверзите его во тьму кромешную (Мф. 22, 13); и таким образом изгонишь и сию страсть. Если ты предан пьянству и ведешь жизнь невоздержную, то послушай, что говорил богач оный: посли Лазаря да омочит конец перста своего в воде, и усту дит язык мой: яко стражду в пламени сем ; и не получил помощи (Лк. 16, 24-25). Часто приводя сие на память, наконец ты отстанешь от страсти невоздержания. Если ты любишь увеселения, рассуждай о тесноте и скорбях, имеющих быть там; после сего ты и думать не станешь об увеселениях. Если ты жесток и немилосерд, то почаще припоминай тех дев, которые за то, что погасли их светильники, не были допущены в чертог Жениха, и ты скоро сделаешься человеколюбивым. Нерадив ты и беспечен? Размышляй о судьбе скрывшего талант свой, и ты сделаешься быстрее огня. Тебя снедает страсть, как бы завладеть состоянием ближнего твоего? Воображай непрестанно тот неумирающий червь, и сим образом легко освободишься и от сей болезни, и все прочие слабости свои исправишь. Бог ничего не заповедал нам трудного и тяжкого. От чего же кажутся нам тяжкими заповеди Его? От нашего расслабления. Ибо как самое трудное при нашем страдании и ревности делается легким и удобоисполнимым: так и легкое от нашего разленения делается тяжким. (Свт. Иоанн Златоуст)

БОГОУГОДНАЯ ЖИЗНЬ — ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ

Все зависит от того, как пользуемся мы настоящим. Небо и ад в нашей воле.

Не надейся даром достать себе неба, не живя достойно неба. Не живя для неба на земле, нельзя попасть в небо за пределом гроба. (Филарет, архиеп. Черниговский).

Ходи по земле, а жительство имей на небесах. Взор обращай долу, а душу — горе.

В ад можно прийти или упасть, хотя того не хочешь и не думаешь о том: на небо нельзя взойти, когда не хочешь и не думаешь о том. (Свт. Филарет Московский)

КРАТКИЕ РАССКАЗЫ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

Три старца, услышав об авве Сисое, пришли к нему, и первый говорит ему: «Отец! Как мне избавиться от огненной реки?» Старец не отвечал ему. Второй говорит ему: «Отец! Как мне избавиться от скрежета зубов и червя неусыпающего?» Третий говорил: «Отец! Что мне делать? Меня мучит воспоминание о тьме кромешной». Авва Сисой сказал им в ответ: «Я не помню ни об одном из сих мучений. Бог милосерд; уповаю, что Он сотворит со мной милость». Старцы, услышав сие, пошли от него со скорбью. Но авва, не желая отпустить их в огорчении, воротил их и сказал: «Блаженны вы, братья! Я позавидовал вам. Один из вас говорил об огненной реке, другой о преисподней, третий о тьме. Если душа у вас проникнута таким воспоминанием, то вам невозможно грешить. Что же делать мне жестокосердому, которому не дано знать, что есть наказание человеком? Оттого я каждый час и согрешаю». Старцы, поклонившись ему, сказали: «Что слышали, то и видим».

Авва Макарий рассказывал: «Однажды, проходя пустыней, нашел я череп какого-то мертвеца, валявшийся на земле. Когда ударил я череп пальмовой палкой, он что-то проговорил мне. Я спросил его: «Кто ты?» Череп отвечал мне: «Я был главным жрецом идолов и язычников, которые жили на этом месте. А ты Макарий духоносец. Когда ты, сжалившись о страждущих в мучении, начнешь молиться за них, они чувствуют некоторую отраду». Старец спросил его: «Какая это отрада и какое мучение?» Череп говорит ему: «Насколько небо отстоит от земли, настолько под нами огня, и мы от ног до головы стоим среди огня. Нельзя никому из нас видеть другого лицом к лицу. У нас лицо одного обращено к спине другого. Но когда ты помолишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада!» Старец заплакал и сказал: «Несчастный день, в который родился человек!» Старец спросил далее: «Нет ли еще более тяжкого мучения?» Череп отвечал ему: «Под нами мучение еще ужаснее». Старец спросил: «А кто там находится?» Череп отвечал: «Мы, как не знавшие Бога, еще несколько помилованы; но познавшие Бога и отвергшиеся Его — те под нами». После сего старец взял череп и зарыл его в землю.

profi-rus.narod.ru

Смотрите так же:

  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
  • Что нужно для разрешения на перепланировку Разрешение на перепланировку Владелец квартиры или нежилого помещения для получения разрешения на перепланировку (до начала работ по перепланировке) должен подготовить пакет документов и запастись терпением. Кроме очередей в "Одно окно", сложности появляются по причине ограниченного […]
  • Как самостоятельно оформить визу в литву Литва: самостоятельное оформление визы для россиян в 2018 году Отдых в странах Балтики – довольно популярное направление для туризма в России. Но из-за того, что не так давно они вошли в состав ЕС и подписали шенгенское соглашение, для их посещения нужен Шенген. Для россиян виза в Литву […]
  • Материнский капитал когда закончится программа Выплаты материнского капитала продлят еще на 5 лет Программу предоставления маткапитала хотят продлить еще на 5 лет Минтруд внес в Госдуму новый законопроект, согласно которому возможность получить материнской капитал продлят вплоть до 2023 года. Такое заявление было сделано […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Полномочия местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления» 7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]