Чем отличается закон от указа

Главная / Чем отличается закон от указа

Что представляют Указы Президента?

Указы Президента РФ входят в систему правовых актов и носят характер подзаконных правовых актов. Это означает, что Указ Президента, как подзаконный правовой акт не должен противоречить Конституции нашей страны и федеральным законам.

Президентский Указ обладает меньшей юридической силой, чем Конституция и федеральные законы, но большей по сравнению с правовыми актами Правительства РФ и различными приказами ведомств.

Действие указов Президента по кругу лиц

Указы могут носить как нормативный, так и ненормативный характер.

Указы Президента, как нормативные акты, касаются неопределенного круга лиц, обязательны для исполнения всеми. Например, нормативными являются указы Президента об утверждении Положений о различных службах и ведомствах, о внесении изменений в указанные положения и т.п.

Также Указы Президента могут приниматься в целях восполнения пробелов в действующем законодательстве. Например, если в настоящее время отсутствует какой-либо закон, регулирующий определенные правоотношения, Президент РФ может издать указ, который временно, до принятия соответствующего закона будет регулировать эту область общественных отношений.

Указы Президента, относящиеся к индивидуально-правовым актам, являются ненормативными.

Так, к ненормативным актам президента относятся его указы, которыми назначаются судьи районных и арбитражных судов, о награждениях государственными наградами, о назначении на должности государственной службы и об освобождении от должностей.

Вступление Указов Президента в силу

Порядок вступления в законную силу для Указов Президента также отличается, в зависимости от того, является указ нормативным или индивидуально-правовым актом.

Нормативные Указы Президента вступают в силу по истечении семидневного срока с даты их опубликования, а остальные указы Президента считаются вступившими в силу с даты их принятия Президентом. Опубликовываются указы в «Собрании законодательства РФ».

Сегодня, для того чтобы найти нужный указ Президента, не нужно идти в библиотеку и искать правовой акт среди большого количества подшивок «Собрания законодательства».

Быстро найти Указы Президента поможет наш сайт, на котором собрана наиболее полная база президентских указов.

Пользователи легко смогут найти указ как по дате его принятия, так и по иным реквизитам (наименованию, номеру и т.п.).

sbornik-zakonov.ru

Указы и распоряжения Президента РФ

Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты:

1) указы Президента РФ – нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.;

2) распоряжения Президента РФ – акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационными кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Они носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ для всех субъектов правоотношений. Указы и распоряжения Президента РФ имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ, и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти и РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ состоит в предмете регулирования акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться Федеральным Собранием, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ. Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Официальное опубликование – это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям. Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания. Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ. Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ как орган исполнительной власти России. Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие; прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ. Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.

investobserver.info

Разница между законом и кодексом

В российской правовой системе важнейшую роль играют законы и кодексы. В чем их специфика?

В чем заключается специфика закона?

Под законом традиционно понимается нормативно-правовой акт, утвержденный государством. Как правило, его принятие предполагает участие нескольких органов власти: законодательные структуры разрабатывают правовой акт, предварительно утверждают его, а исполнительные — придают ему окончательную юридическую силу, а также создают условия для реализации его положений. Судебные органы власти, в свою очередь, контролируют исполнение положений закона — санкционируя наказания для тех субъектов, которые нарушают соответствующие нормы, а также при необходимости разъясняя формулировки, присутствующие в правовом акте.

Законы в РФ классифицируются на несколько типов:

  1. основной закон государства в виде Конституции;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.

Что касается местной власти — нормативно-правовые акты, утверждаемые муниципальными органами, не имеют статуса закона.

Однако следует отметить, что термин «закон» неофициально употребляется в целях обозначения любого правового акта, даже если это муниципальный источник или подзаконный правовой акт — например, Постановление Правительства или Указ Президента. В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.

Российские федеральные законы также классифицируются на несколько разновидностей:

С точки зрения юридической силы и первые, и вторые находятся на одном уровне. Но в чем специфика кодексов и в связи с чем они рассматриваются как отдельный тип федеральных законов?

В чем заключается специфика кодекса?

Под кодексом принято понимать нормативный акт, в котором сосредоточены положения, регулирующие конкретную отрасль права — например, гражданские, трудовые, административные отношения. В российской системе нормативных актов кодексы выполняют прежде всего систематизирующую функцию и выступают источниками права, структура которых наиболее удобна с точки зрения поиска положений, регулирующих конкретную область правоотношений.

Кодекс, как и любой другой федеральный закон, состоит из статей (включающих также пункты и подпункты), разделов и глав. Многие российские кодексы представлены несколькими частями — например, Налоговый, Гражданский. Можно отметить, что рассматриваемые источники права часто обозначают в виде аббревиатур — НК РФ, ГК РФ.

Положения кодексов могут дополняться нормами других федеральных законов — «обычных». С помощью отдельных ФЗ формулировки кодексов изменяются, дополняются. Также в целях конкретизации положений рассматриваемых нормативных актов могут утверждаться и подзаконные источники — Постановления Правительства, Указы Президента, приказы различных ведомств.

Процедура принятия кодекса та же, что характеризует утверждение любого другого федерального закона: сначала ФЗ принимается в трех чтениях Госдумой, затем утверждается Советом Федерации, после — подписывается Президентом РФ.

Как и в случае с термином «закон», понятие кодекса может применяться и в целях обозначения неписаных норм и правил — то есть представленных в виде правовых обычаев, сложившихся в том или ином сообществе. В этом случае, кстати, рассматриваемые термины могут использоваться и как синонимы. Например, можно сказать «кодекс чести» или же «закон чести» (хотя первый термин существенно более распространен).

Главное отличие закона от кодекса, если рассматривать данные термины на уровне понятийного аппарата, принятого в правовой системе РФ, заключается в том, что первый источник права может быть представлен в нескольких разновидностях, а кодекс — только как ФЗ. С точки зрения универсальных правовых критериев закон отличается от кодекса тем, что представляет собой правовой акт, регулирующий довольно узкий спектр правоотношений, в то время как кодекс аккумулирует в себе положения, юрисдикция которых способна быть очень широкой.

При неофициальном употреблении термины, о которых идет речь, вполне могут выступать синонимами. Но если это не так, то выбор первого или второго понятия скорее основывается на традиции, чем на значении слова в юридическом смысле. Вполне возможен вариант, при котором «неофициальный» кодекс будет совсем небольшим сводом правил, а неписаный закон — характеризоваться огромным перечнем норм.

Определив, в чем разница между законом и кодексом, зафиксируем ее основные критерии в таблице.

thedifference.ru

§ 4. Соотношение закона и указа Президента Российской Федерации

Вопрос о соотношении федерального закона и указа Президента представляет собой наиболее сложную проблему в соотношении законов и иных нормативных актов. В этом случае речь идет не только о взаимоотношении нормативных актов, но и о регулировании отношений между двумя «равновеликими», непосредственно избираемыми народом властями. Именно с учетом сказанного следует подойти к анализу соотношения законов Российской Федерации и указов Президента

Согласно ст. 90 Конституции, Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения[30] которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (чч. 1 и 2 ст. 90). Относительно юридической силы указов установлено только одно они не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации (ч. 3 ст. 90).

Если исходить из текста ст. 90 Конституции, то следует отметить, что указы не названы подзаконными актами (слова «издаются на основе законов» отсутствуют) Но также не сказано, что сами указы служат основой для издания указов президентами республик, постановлений правительств субъектов Федерации и иных нормативных актов «по вертикали» исполнительной власти И это не случайное умолчание Оно соответствует сущности федеративных отношений в демократическом государстве

В рамках компетенции федерации указы Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации для всех органов, должностных лиц и граждан Единственным условием для этого является соответствие указов Конституции и законам Российской Федерации Однако сама Конституция Российской Федерации и соответствующие ей конституции республик, уставы регионов и законы об автономиях, а также Федеративный договор от 31 марта 1992 г. ограничивают эту обязательность предметами ведения Федерации. Поэтому все то.

что выходит за пределы предметов собственного и совместного с субъектами Федерации ведения Российской Федерации, не должно регулироваться указами Президента Российской Федерации, а исполнительные органы субъектов Федерации имеют право регулировать это самостоятельно в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями, уставами регионов и уставами либо законами об автономиях (ст. 66). Конкретные вопросы разграничения предметов совместного ведения федеральных органов и органов субъектов Федерации определяются на основе Конституции Российской Федерации и договоров между Федерацией и ее субъектами, а споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации (п. «б» ч. 3 ст. 125).

Вместе с тем новая Конституция установила важное положение о единстве системы исполнительной власти в Российской Федерации в пределах ведения Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 77) Это означает, что органы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны принимать меры к исполнению законов и актов федеральных органов исполнительной власти России. Президент Российской Федерации имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий по данным вопросам (ч. 1 ст. 85), а также вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и законам Российской Федерации, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85) Данные нормы имеют важнейшее значение для сохранения единства Российского государства и реального исполнения законов и указов Президента Российской Федерации.

Не менее важное значение имеет и вопрос о соотношении указов Президента Российской Федерации с федеральными законами[31].

Исходным положением здесь является то, что указы Президента не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации, Однако до принятия новой Конституции 1993 года указы Президента часто устанавливали нормы законодательного уровня, т.е. такие, Которые должны быть урегулированы законом. В тех случаях, когда налицо явный пробел в законе, эти нормы как бы замешают недостающие в законе нормы. Например, указом Президента Российской Федерации вводились нормы о повыше-

нии уровня минимальной оплаты труда и пенсий на определенный период, создавались различные федеральные фонды, некоторые иные органы управления, хотя структура Совета Министров подлежала урегулированию в Законе о Совете Министров (ст. 130 Конституции Российской Федерации – России с изменениями на декабрь 1992 г.). Противоречий с действующими законами при этом часто не возникало, но по существу Президент как бы использовал указы для восполнения законодательных пробелов, выполняя функции законодателя.

Новая Конституция Российской Федерации исходит из принципа верховенства Конституции и законов Федерации на всей территории России (ч. 2 ст. 4). Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15).

Названные общие положения распространены Конституцией и на соотношение указов Президента Российской Федерации с действующими законами. Часть 3 ст. 90 Конституции закрепляет положение о том, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Это необходимое для правового режима в государстве конституционное положение по своему замыслу отвечает принципу разделения ветвей верховной власти и верховенства закона.

Части 1 и 2 ст. 90 Конституции закрепляют полную самостоятельность Президента в издании указов и распоряжений, а также – обязательность этих актов Президента Российской Федерации на всей территории России. Эти положения Конституции в условиях стабильности отвечают принципам парламентской демократии. Однако в сложных условиях современного кризисного положения в стране они оказываются недостаточными прежде всего потому, что законодательная деятельность не обладает той оперативностью, которая необходима для быстрого принятия жизненно важных решений. Поэтому не является ни случайностью, ни злым умыслом или попыткой узурпации прерогатив законодательной власти Президентом то расширение «указного законодательства», которое продолжает практиковаться сейчас в условиях действия новой Конституции России. Примером могут служить принятые в последнее время указы Президента в области экономики, социальной политики, борьбы с преступностью. Таковы, например, указы Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. о некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой, о защите потребителей от недобросовестной рекламы, о совершенствовании работы банковской системы, о некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе «осуществляемой с привлечением иностранных

кредитов. Эти акты содержат нормы законодательного уровня, о чем свидетельствует содержащееся в одном из них поручение Правительству Российской Федерации внести на рассмотрение Федерального Собрания «проекты законодательных актов, вытекающие из положений настоящего Указа». Такая формула несколько видоизменяет соотношение закона и указа: хотя противоречие с законом ею не санкционируется, но возможность опережения указом будущего закона как бы закрепляется официально. Указ вступает в силу с момента опубликования, не дожидаясь не только принятия будущих законов, но и внесения соответствующих проектов в Федеральное Собрание.

Такое же опережающее значение имеет Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 1994 г. «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», которым сохранен порядок получения бесплатного полного среднего образования до внесения изменений в Закон «Об образовании» 1992 года. При этом срочная необходимость введения такой нормы не вызывает сомнений и предупреждает серьезное снижение гарантий права на образование в стране.

Перечень подобных примеров можно продолжить. Но такая практика не опирается на прямое закрепление в Конституции полномочий Президента на издание указов, временно замещающих законы, т.е. на издание временных законодательных актов. Если издание Президентом таких указов является необходимым для осуществления реформ, для обеспечения гарантий конституционных прав граждан, обуздания преступности, то не лучше ли облечь эту практику в конституционные рамки, ограничивающие возможность превышения полномочий, стихийной, произвольной замены «указным законодательством» принимаемых парламентом законов?

Подобные конституционные рамки могут, например, состоять в предоставлении Президенту Российской Федерации права издавать указы законодательного характера, которые могли бы действовать в течение оговоренного в Конституции срока, например не более года. Если в течение этого срока Президент или Правительство Российской Федерации по его поручению не проведут через парламент соответствующий закон, то тогда прекращается действие указа.

Закрепление такого порядка означало бы признание возможности делегирования законодательных полномочий Президенту, принятой в ряде западноевропейских стран. Правда, делегирование в большинстве случаев адресуется Правительству[32]. Однако заключенное в конституционные рамки подобное делегирование ограничивает опасность приведения страны к режиму личной

власти и позволяет оперативно решать некоторые важные вопросы безопасности граждан и охраны порядка, экономической жизни, особенно в трудных условиях кризиса, при острых ситуациях, например в борьбе с терроризмом и т.п. Вероятно, этот опыт требует внимательного изучения со стороны российских парламентариев, деятелей исполнительной и президентской власти.

Подробнее вопросы взаимоотношения законов и указов Президента Российской Федерации рассматриваются в специальной главе данной книги.

На основе сложившейся в современной России кодификации можно констатировать наличие следующих относительно обособленных отраслей законодательства. Совокупность этих отраслей составляет отраслевую систему российского законодательства, в которой каждая отрасль выступает в качестве обособившейся подсистемы. К ним относятся:

а) законодательство в области конституционного права;

б) законодательство в области административного права;

в) законодательство в области финансового права;

г) гражданское законодательство; жилищное законодательство;

д) семейное законодательство;

е) трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении;

ж) законодательство в области сельского хозяйства, охраны природной среды и природопользования (земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах);

з) законодательство в области судоустройства и судопроизводства (уголовно-процессуальное, гражданско- и арбитражно-процессуальное законодательство);

и) уголовное законодательство; уголовно-исполнительное законодательство.

§ 5. Федеральные конституционные законы

§ б. Система и отрасли законодательства: концепции и проблемы развития

sci.house

Что выше по силе закона Федеральный закон или Кодекс?

Что выше по силе закона Фз или Кодекс?

Вопрос относится к городу Уфа

Есть отличный материал в системе Консультант Плюс на эту тему — про структуру нормативных актов и их приоритет и силу. Обратитесь в поддержку Консультант Плюс в Вашем городе и попросите прислать — очень он полезный.

К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами*(1), которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим. Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ , п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).

Как следует из п.п. 2-4 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.

Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В определении от 05.11.1999 N 182-О при рассмотрении вопроса о приоритете ГК РФ над положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности» Конституционный Суд РФ отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В постановлении от 29.06.2004 N 13-П Конституционный Суд РФ отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который, согласно ч. 1 его ст. 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Однако указано, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

При этом в определении от 08.11.2005 N 439-О Конституционным Судом РФ было разъяснено, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс РФ), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете норм Уголовно-процессуального кодекса РФ не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимо Уголовно-процессуального кодекса РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 54-О ).

Касательно соотношения положений ГК РФ и Закона N 208-ФЗ отметим, что Закон N 208-ФЗ является специальным по отношению к ГК РФ, поскольку Закон N 208-ФЗ в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ). Соответственно, применяется правило о приоритете специальной нормы над общей. При этом в ситуации, если в специальном законе (в рассматриваемом случае в Законе N 208-ФЗ) не предусмотрены определенные положения, будут применяться общие правила, предусмотренные ГК РФ.

Правило о приоритете специальной нормы над общей косвенно подтверждено в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О. Конституционным Судом РФ при рассмотрении вопроса о соотношении абзаца первого п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ с п. 1 ст. 67 ГК РФ отмечено, что Закон N 208-ФЗ, являясь специальным актом по отношению к ГК РФ, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся в ГК РФ, в том числе в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Абзац первый п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ, развивающий названное положение ГК РФ и обязывающий акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, в то же время устанавливает, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Таким образом, законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.

Аналогичная позиция о том, что положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, отражена в судебной практике (смотрите, например, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 N 28, постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 N Ф06-9921/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 N Ф08-132/12, ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-1807/13).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что кодексы и ФЗ находятся на одном уровне.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Законы Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Высшую юридическую силу имеет «Конституция» РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы РФ принимаются в виде: — законов РФ о поправках к «Конституции» РФ; — федеральных конституционных законов; — федеральных законов (в том числе кодексов). Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить «Конституции» РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только «Конституции» РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ. Международные договоры Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. В соответствии с «Конституцией» РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Внутригосударственные договоры Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести: — ненормативные акты общего характера; — акты официального разъяснения; — правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами. Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования «Конституции» РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике. Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с «Постановлением» Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» «(п. 1.5» Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит «Постановлению» Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. Вместе с тем, в соответствии со «ст. 7» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Минюст РФ в «»Разъяснениях» о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 04.05.2007 N 88, подчеркивает, что со дня вступления в силу «Постановления» Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер. Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций. Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на: — договоры (сделки); — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов: — носят индивидуально — правовой характер, — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы: — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов; — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.); — образцы деловых бумаг; — комментарии законодательства; — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства. Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

m.ppt.ru

Смотрите так же:

  • Биохимия правила сдачи Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • Фтс рф полномочия Фтс рф полномочия Федеральная таможенная служба Российской Федерации и система ее органов Система таможенных органов включает следующие звенья, каждс из которых является подсистемой правоохранительных органов: — Федеральная таможенная служба Российской Федерации; — региональные […]
  • Что нужно для разрешения на перепланировку Разрешение на перепланировку Владелец квартиры или нежилого помещения для получения разрешения на перепланировку (до начала работ по перепланировке) должен подготовить пакет документов и запастись терпением. Кроме очередей в "Одно окно", сложности появляются по причине ограниченного […]
  • Как самостоятельно оформить визу в литву Литва: самостоятельное оформление визы для россиян в 2018 году Отдых в странах Балтики – довольно популярное направление для туризма в России. Но из-за того, что не так давно они вошли в состав ЕС и подписали шенгенское соглашение, для их посещения нужен Шенген. Для россиян виза в Литву […]
  • Материнский капитал когда закончится программа Выплаты материнского капитала продлят еще на 5 лет Программу предоставления маткапитала хотят продлить еще на 5 лет Минтруд внес в Госдуму новый законопроект, согласно которому возможность получить материнской капитал продлят вплоть до 2023 года. Такое заявление было сделано […]
  • Пенсия у полиции со скольки лет Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […]
  • Полномочия местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления» 7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования В рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления […]
  • Загс ярославля подать заявление Загс ярославля подать заявление Документы для подачи заявления в ЗАГС (Ярославль) Вот перечень документов, которые необходимо собрать для подачи заявления в ЗАГС: паспорта лиц, намеревающихся вступить в брак Что здесь важно отметить: в ЗАГСе паспорт старого образца действует […]