Частью 2 статьи 37 закона о контрактной системе

Главная / Частью 2 статьи 37 закона о контрактной системе

В соответствии с частью 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. Был проведен аукцион, в котором объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, невозможно определить. Цена единицы работы или услуги была снижена более чем на 25%. При этом размер начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) при данной форме закупки не изменяется. Следует ли применять антидемпинговые меры в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации антидемпинговые меры применяться не должны.

Обоснование позиции:
В случаях, указанных в ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), при проведении конкурсов и аукционов подлежат применению антидемпинговые меры. Буквально упомянутыми нормами предусмотрено, что такие меры применяются, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК).
Как видно из положений Закона N 44-ФЗ, НМЦК определяется заказчиком, указывается им в извещении и документации о закупке, а впоследствии отражается в контракте во всех случаях проведения открытых торгов. Вместе с тем в ряде случаев наряду с НМЦК заказчик определяет и указывает цену единицы работы или услуги (далее также — цена единицы, смотрите п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
В таких случаях при проведении электронного аукциона снижается не НМЦК (ч. 4 ст. 68 Закона N 44-ФЗ), а цена единицы (ч. 5 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Участником же, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее самую низкую цену единицы (ч. 17 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Определенная заказчиком в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК в подобной ситуации остается неизменной и представляет собой лишь ориентир, который не может быть превышен при оплате контракта (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, если в ходе аукциона снижается не НМЦК, а цена единицы, то отсутствуют формальные основания для применения антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 Закона N 44-ФЗ (поскольку условием их применения, как буквально следует из указанной статьи, повторим, является то обстоятельство, что участником закупки, с которым заключается контракт, предложена именно цена контракта, а не цена единицы, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК). Такой подход представлен как в разъяснениях Минэкономразвития РФ, так и в правоприменительной практике органов ФАС (смотрите, в частности, письмо Минэкономразвития РФ от 13.12.2016 N Д28и-3262, письмо Минэкономразвития РФ от 26.09.2016 N Д28и-2531, письмо Минэкономразвития РФ от 26.07.2016 N Д28и-1889, решение ФАС от 07.02.2017 N К-107/17, решение УФАС по Краснодарскому краю от 13.04.2017 N ЭА-545/2017).
Вместе с тем нельзя забывать и о том, что антидемпинговые меры предусмотрены законодателем в целях защиты заказчиков от недобросовестных действий участников закупки. Смысл этих мер заключается в предоставлении заказчику дополнительных гарантий от наступления неблагоприятных последствий, вызванных наличием в контракте «нерыночных» ценовых условий, риск ненадлежащего исполнения которых очевидно высок в связи с их несоответствием разумной цене, определенной заказчиком в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ, а ст. 37 того же закона не исключает необходимости применения антидемпинговых мер для тех случаев, когда в ходе проведения электронного аукциона снижается не НМЦК, цена единицы товара (работы, услуги). На это указано в письме Минэкономразвития РФ от 30.05.2016 N Д28и-1415.
Первый из приведенных подходов представляется нам более соответствующим формулировке положений ст. 37 и п. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем, учитывая отсутствие единообразной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу, однозначно оценить правовые последствия, которые могут наступить в приведенной ситуации в связи с применением заказчиком того или иного из описанных подходов, в рамках этой консультации не представляется возможным. За официальными разъяснениями следует обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

www.garant.ru

Победитель электронного аукциона снизил цену контракта более чем на 25%. Цена контракта составляет менее пятнадцати миллионов рублей. Согласно ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик в условиях проекта контракта прописал размер цены контракта, увеличенный в 1,5 раза (7,5%). Поставщик направил протокол разногласий, в котором просит убрать данное увеличение, но прописать обязанность поставщика предоставить информацию о его добросовестности. В проекте контракта прописаны следующие условия: в случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Правомерно ли требование поставщика?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В приведенной ситуации независимо от наличия в проекте контракта приведенных в вопросе положений контракт должен быть заключен с участником при условии предоставления им по его выбору либо обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер, указанный в документации об аукционе, либо обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в документации об аукционе, и информации, установленной ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.

Формально указанные в вопросе требования участника не основаны на законе. Однако, поскольку законом возможность включения в контракт условия о применении антидемпинговых мер не предусмотрена, а включение в контракт условия о применении только одной из этих мер противоречит законодательству, в рамках этой консультации оценить последствия неисполнения заказчиком предъявленных участником требований не представляется возможным.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, в соответствии с ч. 3 той же статьи. Как обеспечение исполнения контракта, так и информация, подтверждающая добросовестность участника аукциона, предоставляются участником до заключения контракта (ч. 5, ч. 6 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

По смыслу положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ частью второй данной статьи установлены две альтернативные антидемпинговые меры: увеличение обеспечения исполнения контракта в полтора раза либо необходимость представления документов, подтверждающих добросовестность участника аукциона на дату подачи заявки. Следовательно, для надлежащего исполнения требований Закона N 44-ФЗ победителю аукциона достаточно выполнить одно из требований. Выбор того или иного варианта осуществляется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно. Очевидно, что наличие в проекте контракта условия о предоставлении именно суммы обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ не может ограничить установленное данным законом право участника аукциона предоставить в данной ситуации информацию, подтверждающую его добросовестность. Само же по себе указание заказчиком в проекте контракта лишь одного из упомянутых антидемпинговых требований не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе о предоставлении обеспечения исполнения контракта именно в полуторном размере, неправомерно (решение ФАС от 27.07.2015 N К-903/15, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2015 N Ф02-3167/15, постановление АС Северо-Западного округа от 09.02.2016 N Ф07-4246/15, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 18.07.2016 N 06/4676).

Таким образом, в приведенной ситуации независимо от наличия в проекте контракта требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта в полуторном размере*(1) участник, с которым заключается контракт, вправе по своему выбору предоставить заказчику либо предусмотренную ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ информацию наряду с обеспечением исполнения контракта в размере, указанном в документации об аукционе, либо обеспечение исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер, указанный в документации об аукционе (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-46, письмо Минэкономразвития России от 21.08.2015 N Д28и-2430, письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 N Д28и-2112, решение УФАС по Республике Татарстан N 04-04/19357 (опубликовано 8 декабря 2015 г.), постановление АС Волго-Вятского округа от 07.04.2015 N Ф01-860/15, постановление АС Уральского округа от 10.06.2015 N Ф09-2797/15 по делу N А34-2965/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 N 13АП-27932/14, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 N 13АП-30116/14).

Особо отметим, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрено требование о включении условия о применении антидемпинговых мер в текст контракта (смотрите, например, решение УФАС по Республике Татарстан N ИП-04/3955)*(2). Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении аукциона, документации о нем и заявке победителя, с указанием соответствующих положений данных документов. Поэтому, если содержание документа, упомянутого в вопросе и поименованного как «протокол разногласий», не соответствует этим требованиям, такой документ по существу не может рассматриваться в качестве протокола разногласий (смотрите в связи с этим постановления Пятнадцатого ААС от 12.10.2015 N 15АП-15414/15, Седьмого ААС от 09.10.2015 N 07АП-8838/15).

Таким образом, требования участника закупки о внесении указанных в вопросе изменений в проект контракта формально не основаны на законе. В приведенной ситуации участник вправе выбрать один из предусмотренных ст. 37 Закона N 44-ФЗ вариантов поведения (перечислить соответствую сумму обеспечения и, если это необходимо, предоставить информацию о своей добросовестности), подписать проект контракта в том виде, в котором он размещен в ЕИС, и направить его заказчику. Последний будет обязан подписать контракт со своей стороны, независимо от наличия в нем указанного в вопросе положения. Если же участник отказывается совершать указанные действия, требуя предварительно скорректировать проект контракта, это, на наш взгляд, по истечении предусмотренного ст. 70 Закона N 44-ФЗ срока, отведенного участнику на подписание проекта контракта, может явиться основанием для признания его уклонившимся от заключения контракта. Однако, учитывая, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена и возможность включения указанных в вопросе положений в проект контракта, в рамках этой консультации мы не можем однозначно оценить перспективу разрешения спора, который может возникнуть в связи с предъявлением участником закупки указанного в вопросе требования.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

24 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Напомним также, что предусмотренные гражданско-правовым договором (а контракт является именно таким договором) права и обязанности возникают лишь с момента его заключения. Учитывая, что размер обеспечения исполнения контракта и порядок его внесения определяются Законом N 44-ФЗ, а не заключаемым в соответствии с этим законом контрактом, наличие в проекте контракта указанных в вопросе положений по существу не имеет правового значения. Если такой проект соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе, стороны должны подписать его в соответствии с требованиями указанного закона.

*(2) О том, какие условия в обязательном порядке подлежат включению в контракт, смотрите в материале: Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ.

Антидемпинговые меры в Законе 44 ФЗ РФ

Закон 44 ФЗ устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Что же такое демпинг?

Демпинг — это продажа товаров по искусственно заниженным ценам. По прежнему, утратившему силу Закону №94-ФЗ, при проведении конкурсов и аукционов выигрывал тот поставщик, который предлагал лучшую цену (более низкую, чем у других).

Каковы негативные последствия демпинга?

Чтобы стать победителями, недобросовестные поставщики искусственно занижали цену. Эти действия поставщиков, не увязанные с их квалификацией, качеством выполнения прежних заказов, приводили к срыву сроков выполнения госзаказа, к расторжению контрактов, к ухудшению качества товаров, работ, услуг. Но главное — к растрате бюджетных средств.

Вот почему в контрактной системе присутствует антидемпинговый механизм.

Антидемпинговые меры направлены на то, чтобы препятствовать искусственному занижению цен при проведении конкурса и аукциона. В статье 37 №44-ФЗ установлено два способа, подтверждающих возможность исполнения контракта. Эти способы и являются антидемпинговым механизмом ФКС.

Какие антидемпинговые меры предлагаются в 44-ФЗ?

Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Определяющей является сумма в 15млн. рублей, а также заниженная на 25 и более процентов НМЦК.

  1. Если цена контракта составляет более чем 15 млн. рублей, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, указанного в документации о проведении конкурса или аукциона. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не менее аванса.
  2. Если цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или должна быть предоставлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки (часть 3, статьи 37)

Критерии определения добросовестности участника закупки:

Основанием для определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов, подтверждающая:

  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75 % контрактов должно быть исполнено без применения неустоек (штрафов, пеней).

Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт — таково общее условие для антидемпинговых мер.

Следует иметь в виду, что для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу №44-ФЗ (части 22 статьи 112 №44-ФЗ).

Каковы особенности предоставления информации о добросовестности участника конкурса?

Заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию о добросовестности участника закупки. В случае признания Конкурсной комиссией информации недостоверной – заявка отклоняется, а в случае непредставления информации – контракт заключается после предоставления суммы, в 1,5 раза превышающей размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Каковы правила предоставления информация о добросовестности участника аукциона?

При направлении заказчику подписанного проекта контракта предоставляется и информация о добросовестности участника закупки. В случае невыполнения данного требования или признания информации недостоверной комиссией по осуществлению закупок, контракт с участником, признанным победителем аукциона, не заключается, и этот участник признается уклонившимся от заключения контракта.

Какие антидемпинговые меры применяются для отдельных закупок?

Под отдельными закупками имеются в виду закупки, которые осуществляются при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг. Заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок, содержащих предложение цены:

  • до 25% ниже НМЦК,
  • на 25% и более ниже НМЦК.
  • величина значимости критерия цены не может быть меньше 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявки.
  • Поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения

    (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо)

    Участник закупки обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта:

  • гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;
  • иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
  • Таким образом, антидемпинговые меры регулируются в соответствии со статьей 37 №44-ФЗ и направлены на недопустимость искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона. Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены. Установлены размер обеспечения исполнения контракта, который должен предоставить участник закупки, и информация, подтверждающая добросовестность участника закупки. Критериями определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов и сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона №44-ФЗ.

    zakupki-tendery.ru

    Антидемпинговые меры в законодательстве о контрактной системе

    Согласно положениям ст. 37 Закона № 44-ФЗ антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов применяются в случае, если в ходе торгов цена контракта снижается на 25% и более по сравнению с начальной (максимальной) ценой контракта (далее по тексту также – НМЦК). При этом в силу положений ч. 11 ст. 37 Закона № 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются в случае, если участник конкурса или аукциона, с которым должен быть заключен контракт в случае уклонения от заключения контракта победителя торгов, предложил цену, сниженную на 25% и более по сравнению с НМЦК.

    Как следует из ч. 1 и 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, общей для любых ситуаций мерой является требование предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, повышенном в полтора раза по сравнению с размером, указанным в документации о закупке.

    Другая мера, которая применяется вместо вышеназванной при любой закупке, НМЦК которой составляет 15 миллионов рублей и менее, является требование предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, с которым заключается контракт. Согласно ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ в такой ситуации участником закупки предоставляется либо полуторакратное обеспечение исполнения контракта либо обеспечение контракта в размере, указанном в документации о закупке, и информация о его добросовестности на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 той же статьи (см. также письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 № Д28и-2112, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.04.2015 № Ф01-860/15).

    Под «информацией, подтверждающей добросовестность участника закупки», в силу положений ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ следует понимать информацию, содержащуюся в реестре контрактов, и подтверждающую исполнение таким участником:

    — в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в торгах 3 или более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), или

    — в течение 2 лет до даты подачи заявки на участие в торгах 4 или более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), или

    — в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в торгах 3 или более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

    Во всех этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% предложенной участником цены контракта.

    Проверка информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, осуществляется с помощью информации, содержащейся в реестре контрактов, который ведется в соответствии с положениями ст. 103 Закона № 44-ФЗ с 1 января 2014 года. В соответствии с положениями ч. 22 ст. 112 Закона № 44-ФЗ для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться также сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, то есть в реестр, Положение о ведении которого было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 № 1191. Аналогичная позиция содержится в п. 79 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889.

    При этом следует учитывать, что контракт формально считается исполненным с момента перевода заказчиком статуса контракта с «в стадии исполнения» на «исполнение завершено». На практике нередки случаи, когда поставщик, считая контракт исполненным со своей стороны, предоставляет сведения о таком контракте в качестве подтверждения своей добросовестности.

    Так, решением Хабаровского УФАС России от 23.11.2015 № 304 была признана необоснованной жалоба ООО «Профпоставки.ру» на незаконное, по мнению заявителя, решение заказчика о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Свое решение антимонопольный орган мотивировал тем, что в соответствии с ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, в том числе, в случае, если он не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 указанного закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от НМЦК).

    ООО «Профпоставки.ру» при подписании контракта направило в адрес заказчика письмо о добросовестности поставщика, в котором представлен список из 11 контрактов.

    В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ, в том числе:

    1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, включая проведение в соответствии с Законом № 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги;

    2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

    3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона № 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

    Из представленного перечня контрактов комиссией Хабаровского УФАС России было установлено, что контракты, указанные под порядковыми номерами 1-4, исполнены после 06.10.2015 (дата подачи заявок на участие в закупке). Одновременно с этим, сведения об исполнении контрактов, указанных под порядковыми номерами 5-11, на сайте zakupki.gov.ru отсутствуют. Следовательно, перечисленные выше контракты не являются информацией, подтверждающей добросовестность ООО «Профпоставки.ру».

    Ввиду указанных обстоятельств, контрольный орган в сфере закупок не нашел в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.

    В случае проведения конкурса предусмотренная положениями ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ информация предоставляется участником закупки в составе конкурсной заявки. Комиссия по осуществлению закупок обязана отклонить заявку в случае признания такой информации недостоверной. Решение об отклонении заявки указывается в протоколе с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в 1,5 раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

    В случае проведения электронного аукциона предусмотренная положениями ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ информация предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником данного требования или в случае признания закупочной комиссией сведений, предусмотренных положениями ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, недостоверными контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В таком случае решение комиссии оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    Кроме того, в зависимости от предмета закупки положениями ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусмотрены и иные антидемпинговые меры.

    Во-первых, при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг согласно положениям ч. 7 ст. 37 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже НМЦК или на 25% и более ниже НМЦК.

    При этом согласно положениям ч. 8 ст. 37 Закона № 44-ФЗ величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок. В случае, предусмотренном ч. 7 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе изменять значимость критерия «цена контракта» при оценке всех заявок, поданных на участие в конкурсе. При этом значимость нестоимостных критериев оценки согласно положениям ч. 5 ст. 32 Закона № 44-ФЗ изменяется заказчиком таким образом, чтобы сумма величин значимости всех критериев составляла 100%. Аналогичная точка зрения содержится в письме Минэкономразвития России от 04.08.2014 № Д28и-1590.

    Во-вторых, положениями частей 9, 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговые меры при проведении торгов для заключения контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо). В указанных случаях участник закупки, предложивший цену, которая на 25% и более ниже НМЦК, обязан обосновать предлагаемую им цену контракта.

    Обоснование предлагаемой цены контракта может иметь следующую форму:

    — гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара,

    — документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки,

    — иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

    Замечу, что пункт 80 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889 относит продукты питания для детских садов к товарам, необходимым для нормального жизнеобеспечения.

    Согласно положениям ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ обоснование представляется:

    1) участником закупки, предложившим цену контракта на 25% или более ниже НМЦК, в составе заявки на участие в конкурсе при проведении конкурса. В случае невыполнения таким участником указанного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной заявка на участие в конкурсе такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок должно быть внесено в протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

    2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении аукциона. В случае неисполнения участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

    Антидемпинговые меры при осуществлении указанных видов закупок применяются дополнительно к общеустановленным. Данный вывод сделан автором на основании положений ч. 3 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

    Необходимо учитывать, что положения ст. 37 Закона № 44-ФЗ не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

    Тут отметим также следующее. Часть 8 ст. 96 Закона № 44-ФЗ устанавливает случаи, когда не применяются положения об обеспечении исполнения контракта. Так, согласно приведенной выше норме положения об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

    1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

    2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

    3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

    Возникает вопрос, применяются ли положения законодательства о контрактной системе в части антидемпинговых мер в перечисленных в части 8 ст. 96 Закона №44 случаях, и, если да, то в каком объеме?

    Думается, что освобождение участников от предоставления обеспечения исполнения контракта делаем возможным применение только тех антидемпинговых мер, которые предусмотрены положениями ч.ч. 7-10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. Данный вывод основывается на том, что предоставление обоснования предлагаемой цены контракта и установление разных величин значимости критериев оценки заявок не являются по своей природе обеспечением исполнения обязательств. В то же время, непредоставление сведений о добросовестности имеет своим следствием предоставление увеличенного объема обеспечения исполнения контракта, от которого участники по условиям рассматриваемого вопроса освобождены.

    Кроме того, не стоит забывать о том, что согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 18 августа 2015 г. № Д28и-2495, антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона № 44, не применяются, если заказчик воспользовался своим правом, предусмотренным положениями ч. 2.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, и не установил требование о предоставлении ОИК.

    Автор статьи – Удалихин Александр Владимирович, директор Общества с ограниченной ответственностью «Независимая специализированная организация» (ООО «НСО»), член экспертного совета журнала «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ

    Примечание: статья опубликована в журнале «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ» (№6/2016)

    ooo-nso.ru

    Смотрите так же:

    • Статья 37 федерального закона о контрактной системе Федеральный закон №44-ФЗ определяет антидемпинговые меры при осуществлении конкурса и аукциона. Демпинг — это реализация продукции по искусственно заниженной стоимости. В прошлом недобросовестный производитель, предложивший самую низкую цену товару, выигрывал на конкурсах и аукционах. […]
    • Закон 44-фз и 223-фз для бюджетных учреждений Бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О […]
    • Шпоры налоги Налоги и налогообложение (шпоры) Информация о работе Скачать файл с работой Помогла работа? Поделись ссылкой Налоги и налогообложение 33. Сущность налогов, их функции и принципы налогообложения. 34. Налоговая система и налоговая политика России на современном этапе. 35. Налоговые […]
    • Пенсия с 1 октября 2018 года прибавка по старости Пенсии в 2018 году планируется проиндексировать на уровень выше инфляции за 2017 год Ранее министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что правительство приняло решение проиндексировать пенсии с 1 января 2018 года на 3,7% Министр финансов РФ Антон Силуанов МОСКВА, 18 […]
    • Медведев об индексации пенсии работающим пенсионерам в 2018 году Медведев об индексации пенсии работающим пенсионерам в 2018 году «Индексация Пенсий» Власть не смущается индексацией социальных пособий, похожей на жалкую подачку Нуждающихся в улучшении жилищных условий россиян собираются загонять в кооперативы Почему вышедшему на пенсию гражданину […]
    • Кого не коснулось повышение пенсии в апреле 2018 Индексация пенсии в 2018 году С 1 января 2018 года началась поэтапная индексация пенсий. Изменения коснулись трудовых пенсий неработающих пенсионеров, а также социальных и страховых пенсий. В этом году пенсии проиндексировали на 3,7% не с 1 февраля как обычно, а уже с 1 января, поскольку […]
    • Отчетный период баланса при ликвидации Необходимая отчетность при ликвидации ООО Весь период своего существования общество с ограниченной ответственностью обязано сдавать всевозможные отчеты. Ликвидация ООО – не исключение. Закрытие компании означает лишь то, что сдача документов – последняя. Обозначим инстанции, сроки и […]
    • Во сколько раз повысится пенсия в 2018 году Прибавят раньше и больше Что важно. В 2018 году индексация страховых пенсий произойдет не 1 февраля, как обычно, а 1 января. Инфляция по итогам 2017 года ожидается меньше трех процентов, а пенсии повысят на 3,7 процента. Таким образом, получается, что они вырастут больше, чем […]