Бухгалтерский учет нотариуса

Главная / Бухгалтерский учет нотариуса

ПОРЯДОК УЧЕТА НОТАРИУСОМ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДФЛ

Нотариус вправе учитывать при определении налоговой базы по НДФЛ расходы на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии для уборки помещения, используемого под нотариальную контору.

Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.02.2010 N 20-14/2/[email protected]

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от нотариальной деятельности.

В ст. 227 Налогового кодекса РФ определены особенности исчисления нотариусами, занимающимися частной практикой, НДФЛ, а также порядок и сроки уплаты ими указанного налога (в том числе авансовых платежей).

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная в п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных в ст. ст. 218 — 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных в гл. 23 НК РФ ( п. 3 ст. 210 НК РФ).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ нотариусы, занимающиеся частной практикой, вправе получить профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному в гл. 25 НК РФ.

Так, на основании п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.

Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее — Порядок). Данный Порядок распространяется также на нотариусов, занимающихся частной практикой.

Выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России. Документы, форма которых не предусмотрена нормативными правовыми актами, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 9 Порядка, и обеспечивать возможность проверки достоверности указанных в них сведений.

При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров (товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту) должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара. А именно кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах. Об этом сказано в п. 9 Порядка.

На основании п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются:

  1. на материальные расходы;
  2. расходы на оплату труда;
  3. суммы начисленной амортизации;
  4. прочие расходы.
  5. В соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности:

    1. арендные платежи за арендуемое имущество ( пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    2. расходы на юридические и информационные услуги ( пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    3. расходы на консультационные и иные аналогичные услуги ( пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    4. расходы на канцелярские товары ( пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    5. расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги ( пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    6. расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями ( пп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    7. другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией ( пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Обязанность по ведению бухгалтерского учета установлена исключительно для юридических лиц. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, установленном налоговым законодательством.

    Таким образом, нотариус вправе учитывать в составе профессионального налогового вычета стоимость услуг, оказываемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, по ведению учета его доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, установленном налоговым законодательством.

    Согласно ст. 13 Основ законодательства РФ от 11.02.1993 N 4462-1 »О нотариате» (далее — Основы) нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.

    При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы ( ст. 22 Основ).

    Затраты нотариуса на проезд от места жительства до нотариальной конторы не являются расходами, непосредственно связанными с осуществлением деятельности нотариуса. Следовательно, нотариус не учитывает данные расходы в составе профессионального налогового вычета.

    В соответствии со ст. 1 Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    На основании п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ »О рекламе» данный Закон не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Общим собранием членов Московской городской нотариальной палаты 30 сентября 2000 г. утвержден Профессиональный кодекс нотариусов г. Москвы.

    В соответствии с пп. 2.4 п. 2 параграфа 5 Профессионального кодекса нотариусов г. Москвы нотариус в своих отношениях с коллегами и нотариальным сообществом не вправе заниматься индивидуальной рекламой, рекламировать себя и свою деятельность путем ссылки на не имеющие прямого отношения к нотариальной деятельности функциям, почетным званиям, научным степеням, дополнительным особенностям своей квалификации.

    Согласно параграфу 7 Профессионального кодекса нотариусов г. Москвы индивидуальная реклама нотариусов в средствах массовой информации, включая Интернет, не допускается. При этом не являются рекламой указания на местонахождение и режим работы нотариальной конторы.

    Нотариус обязан информировать население о месте нахождения своей нотариальной конторы и режиме ее работы. Об этом говорится в п. 6 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.04.2006 N 15 »Об организации и деятельности нотариата в городе Москве».

    Таким образом, фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на объявления (вывески) с указанием местонахождения и режима работы нотариальной конторы нотариус вправе учитывать при определении налоговой базы по НДФЛ.

    К прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся затраты на оплату консультационных и юридических услуг, оказываемых по договорам возмездного оказания услуг, в которых содержится перечень определенных действий или указана определенная деятельность, которую обязан осуществить исполнитель по заданию индивидуального предпринимателя (заказчик), с последующим предоставлением заказчику результатов действий (деятельности) исполнителя (например, письменные консультации, разъяснения, проекты договоров, заявлений и других документов).

    При этом не относятся к расходам по оплате консультационных и юридических услуг затраты индивидуального предпринимателя по уплате услуг его уполномоченного представителя, а также услуг, связанных с выполнением возложенных законодательством РФ на индивидуального предпринимателя обязанностей. Об этом сказано в пп. 11 п. 47 Порядка.

    В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (в частности, на содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

    На основании п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

    Согласно п. 2 ст. 260 НК РФ арендатор вправе учитывать для целей налогообложения затраты на ремонт амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Расходы арендатора на текущий ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя, учитываются для целей налогообложения на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

    subschet.ru

    Расходы на нотариуса: про учет и не только

    Наверное, нет такой организации, которой не приходилось бы хоть изредка прибегать к услугам нотариус а ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС 11.02.93 № 4462-1 (далее — Основы о нотариате) . А у некоторых компаний расходы на нотариальные услуги выливаются порой в значительные суммы.

    О том, как учитывать такие расходы в налоговом и бухгалтерском учете, какими документами они должны подтверждаться, и о некоторых других немаловажных моментах мы и поговорим.

    За что нотариусы могут брать деньги

    Для вашего удобства эту информацию мы представили в виде таблицы.

    Завышать установленные размеры госпошлины или нотариального тарифа нотариусы не вправе. К примеру, в Москве произвольное изменение нотариусом размера нотариального тарифа считается дисциплинарным проступко м п. 11 § 9 Профессионального кодекса нотариусов Москвы, утв. Московской городской нотариальной палатой 30.09.2000 . Правда, карается это несурово, максимум — строгим выговоро м п. 4 § 10 Профессионального кодекса нотариусов Москвы .

    Однако нотариус вряд ли будет рисковать своей репутацией и завышать именно установленные тарифы. Зачем ему это надо, если можно «оторваться» на тарифах за допуслуги? Ведь их конечная цена зависит только от пределов фантазии конкретного нотариуса. Так что, если вы пришли оформить, к примеру, доверенность от имени предпринимателя на представление интересов в ИФНС п. 3 ст. 29 НК РФ , не стоит рассчитывать, что вы отделаетесь 200 руб. подп. 2 п. 1 ст. 333.24 НК РФ Вы точно заплатите больше, ведь доверенность нужно составить, распечатать, ну вы понимаете.

    Не так давно Конституционный суд признал законным право нотариусов взимать, помимо нотариальных тарифов, еще и дополнительную плату за правовые и технические услуг и Определение КС от 01.03.2011 № 272-О -О . Он указал, что получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер. И если он не согласен с формой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями, то от таких услуг можно отказаться — их навязывание нотариусом недопустимо.

    Учет нотариальных расходов

    В налоговом учете суммы, уплаченные нотариусу за совершение нотариальных действий, можно учесть в прочих расхода х подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ , но только в пределах установленных тарифов (при выезде нотариуса в офис — тариф х 1,5 Письмо УФНС по г. Москве от 04.07.2008 № 20-12/063566 ). Все, что сверх этого, учесть в расходах нельз я п. 39 ст. 270 НК РФ . То же самое относится и к упрощенца м подп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ .

    Стоимость дополнительных нотариальных услуг ограничена только аппетитом конкретного нотариуса

    В отношении же платы за правовые и технические услуги никаких ограничений по ее включению в затраты нет. Она может учитываться в полном объеме как прочие расход ы подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина от 16.11.2010 № 03-03-06/2/198 :

  6. на юридические и информационные услуги (к примеру, если нотариус разработал проект договора и подготовил его к нотариальному оформлению);
  7. на консультационные и иные аналогичные услуги (если нотариус изготовил копии документов).
  8. В бухгалтерском учете затраты на услуги нотариуса в зависимости от их вида можно учесть ка к пп. 5, 11 ПБУ 10/99 ; п. 8 ПБУ 6/01 :

    • управленческие расходы (счет 26);
    • расходы на продажу (счет 44);
    • прочие расходы (счет 91);
    • затраты, формирующие первоначальную стоимость внеоборотных активов (ОС) (счет 08).
    • Пример. Учет расходов на оплату услуг нотариуса

      / условие / Организация пригласила к себе в офис частного нотариуса, чтобы тот удостоверил договор поручительства на сумму 2 500 000 руб. Сумма нотариального тарифа составила 12 500 руб. (2 500 000 руб. х 0,5%), так как установленный в НК РФ тариф — 0,5% от суммы договора, но не менее 200 руб. и не более 20 000 руб. подп. 11 п. 1 ст. 333.24 НК РФ Однако нотариусу выплачено 18 750 руб. (12 500 руб. х 1,5), поскольку при совершении нотариальных действий вне нотариальной конторы сумма тарифа взимается в полуторном размер е подп. 1 п. 1 ст. 333.25 НК РФ; ч. 2 ст. 22.1 Основ о нотариате .

      Кроме того, нотариус попросил возместить ему транспортные расходы, предъявив оплаченную квитанцию на пользование такси на сумму 700 руб.

      / решение / Для целей налогообложения прибыли организация может списать в расходы сумму 19 450 руб., складывающуюся:

    • из оплаты услуг нотариуса — 18 750 руб.;
    • компенсации его транспортных расходов — 700 руб.

    Нотариальная первичка

    Как известно, все расходы должны быть документально подтвержден ы п. 1 ст. 252 НК РФ . В случае с нотариальными расходами возникает непраздный вопрос — а чем? Ведь нотариальная деятельность не является предпринимательско й ст. 1 Основ о нотариате , поэтому нотариусы не обязаны применять ККТ при расчетах со своими клиентам и ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ ; Письмо УФНС по г. Москве от 08.04.2011 № 17-26/034104 . А какого-либо унифицированного бланка, выдаваемого нотариусом в подтверждение оплаты его действий, тоже до сих пор нет. Правда, Минфин и налоговики говорят, что подобный документ может быть составлен в произвольной форме, при этом в нем обязательно должны быть все необходимые для первички реквизит ы Письма УФНС по г. Москве от 08.04.2011 № 17-26/034104; Минфина от 24.10.2003 № 16-00-24/45; п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ .

    Обычная практика нотариусов — ставить прямо на заверяемом документе штамп «Оплачено (взыскано) по тарифу»

    Но, как правило, нотариус ставит прямо на заверяемом документе штампик с некой общей фразой типа «Оплачено (взыскано) по тарифу за совершенные нотариальные действия». Если клиент просит какой-нибудь подтверждающий документ, ему обычно выдают справку с печатью и подписью нотариуса, где опять-таки фигурирует ничего не значащая общая фраза и нет расшифровки, за что конкретно взята плата. Но как подобная формулировка в первичке может подтвердить, что расходы на нотариуса произведены для коммерческой деятельности?

    Еще в бытность свою министерством налоговая служба указывал а Письмо МНС от 14.04.2004 № 33-0-11/[email protected] , что расходы на нотариуса можно подтвердить выпиской из реестра для регистрации нотариальных действи й утв. Приказом Минюста от 10.04.2002 № 99 . Однако на практике получить ее от нотариуса, мягко говоря, проблематично.

    Во избежание возможных проблем с учетом расходов настоятельно просите нотариуса расписать в справке, какая сумма пошла в оплату нотариальных действий, а какая — за дополнительные услуги, только чтобы общая сумма сошлась. Иначе налоговики могут принять расход только в размере установленного тарифа, а остальное уберут из налоговой базы. В крайнем случае настаивайте на такой формулировке, из которой было бы ясно, что уплаченная вами сумма составная, например: «Взыскано по тарифу: 550 руб. с тех. работами». Тогда вы сможете учесть в расходах все, что заплатили.

    Как видите, сложного ничего нет. Главное — иметь хоть какую-нибудь бумажку от нотариуса в подтверждение того, что вы заплатили ему не только за нотариальные действия, но и за иные услуги. Кстати, некоторые суды, признавая правомерным включение в расходы всей суммы, уплаченной нотариусу, говорят, что «законодательство о нотариате не содержит обязательных требований к порядку заполнения нотариусами документов, удостоверяющих факт оказания нотариальных услуг » см., например, Постановление ФАС МО от 24.12.2010 № КА-А40/16420-10 .

    glavkniga.ru

    Как учесть услуги нотариуса

    Учет расходов на оплату услуг нотариуса зависит от того, какие именно услуги он оказывает. Это могут быть как нотариальные, так и иные услуги правового и даже технического характера. Первые учитываются в размере государственных тарифов. На вторые государственных тарифов нет, их стоимость договорная. Это означает, что для их признания необходимо документальное подтверждение и экономическая обоснованность.

    Из письма в редакцию

    Нам пришлось заверять у нотариуса договор купли-продажи здания и делать копии других документов. Как учесть в расходах стоимость услуг нотариуса?

    Мнение эксперта

    Если по договору фирма приобретает те или иные ценности (основные средства, нематериальные активы и т. д.), то в бухгалтерском учете затраты на услуги нотариуса включают в первоначальную стоимость купленного имущества. Если нет – отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.

    В налоговом учете такие затраты учитывают в составе прочих расходов (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Связаны они с покупкой какого-либо имущества или нет – не важно.

    Обратите внимание на то, что расходы на нотариальные услуги учитывают при налогообложении прибыли только в пределах государственных тарифов.

    Нотариусы могут оказывать и другие услуги правового и технического характера. На них государственных тарифов нет, их стоимость договорная. Но если такого рода услуги вам необходимы, они документально подтверждены и экономически обоснованы, то их можно учесть при налогообложении прибыли, но не по подпункту 16 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, а по подпунктам 14 и 15 пункта 1 этой же статьи (письмо Минфина России от 26 августа 2013 г. № 03-03-06/2/34843).

    Затраты на нотариальные действия можно учесть в расходах в следующих пределах:

  9. по сделкам с необязательной нотариальной формой заверения – не выше норматива, установленного в статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  10. по сделкам, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, – не выше госпошлины, установленной статьей 333.24 Налогового кодекса.
  11. Бухгалтерская профессиональная пресса

    Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

    www.buhgalteria.ru

    Отражаем нотариальные расходы в налоговом учете

    Нотариальные расходы в налоговом учете учитываются в соответствии с определенными правилами и нормативными актами. В отличие от бухгалтерского учета, принимающего данные услуги в затратах в фактическом размере, налоговый учет предъявляет к ним более жесткие требования.

    Показываем услуги нотариуса в учете для целей налогообложения

    Нотариальные расходы в налоговом учете нуждаются в особом подходе ввиду того, что действия нотариального характера могут относиться к обязательным или необязательным. Это зависит от того, нужна ли определенному документу нотариальная форма.

    Если услуга является обязательной, нотариус, предоставляющий услуги государственной нотариальной конторы, выставит клиенту счет на оплату пошлины. Ее величина должна соответствовать размеру, который определен ст. 333.24 НК РФ.

    Предоставленные в частном порядке нотариальные действия будут рассчитаны по тарифам, определенным главой 25.3 НК РФ и ст. 22 основ законодательства о нотариате № 4462-1, утв. 11.02.1993.

    А вот за действия, для которых законодательством не утверждена обязательная нотариальная форма, нотариус взымает тарифы, соответствующие тем, что прописаны в основах о нотариате.

    Налоговый учет рассматривает расходы, понесенные на оплату услуг нотариуса, только по законодательно установленным тарифам. Данная норма прописана в ст. 264 подп.16 НК РФ. Если эти расходы превышают предельные суммы, они, в соответствии с п. 39 ст. 270 НК РФ, не должны приниматься в расчет налога на прибыль.

    Чем подтвердить получение услуг у нотариуса?

    Чтобы предоставлять услуги нотариального характера, гражданин РФ должен иметь соответствующую лицензию — данное требование прописано в статье 3 основ о нотариате. Но организация, которая воспользовалась услугами нотариуса, не обязана прикладывать копию его лицензии к подтверждающим документам об оказании нотариальных услуг.

    Представитель предприятия оплачивает указанные услуги обычно во время заверения необходимой бумаги или выполнения какой-то другой работы, относящейся к компетенции нотариуса. Нотариус обязан предоставить клиенту документ, подтверждающий факт оказания услуг, а также указать в нем размер внесенной оплаты. Сегодня нет законодательно утвержденной формы такого документа. Это может быть квитанция к приходному ордеру или справка с расшифровкой оказанных услуг. Нотариус обязан заверить документ своей подписью и поставить печать.

    Нередко документы оформляются с использованием общепринятых фраз. Естественно, что размытость формулировки может вызвать претензии налоговых инспекторов при проверке.

    Для принятия к расходам бумага, выданная нотариусом, должна быть с реквизитами, перечисленными в законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. В данном документе требуется указать все нотариальные действия, а также показать суммы, оплаченные клиентом по каждому пункту.

    При получении услуги клиент может воспользоваться правом, закрепленным ст. 50 основ о нотариате, и получить выписку из реестра, заверенную нотариусом, ведь все нотариальные действия заносятся в специальный реестр, утвержденный приказом № 99 Министерства юстиции РФ от 10.04.2002. Такая выписка позволит подтвердить расходы на услуги нотариуса и не вызовет претензий налоговиков.

    Еще одним документом-подтверждением может служить акт с перечислением всех выполненных действий и с указанными тарифами по ним.

    Сверхнормативные расходы: как оформить и учесть?

    Иногда выплаченная нотариусу сумма бывает выше установленных законом размеров. Зачастую такие расходы можно отнести к расходам, произведенным по другим основаниям. Такие виды услуг могут быть отражены в подтверждающем документе как консультативные, юридические, а также информационные и другие услуги. Перечень прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (п. 1 подп. 14, 15), открыт, главное, чтобы они имели экономическое обоснование, ведь это очень важно при расчете налога на прибыль.

    К примеру, если нотариус осуществляет для клиента работы технического характера, то ему необходимо руководствоваться основами о нотариате (ст. 23). Оказание таких услуг не предусматривает уплаты госпошлины или установления определенного тарифа. Нотариус имеет право самостоятельно расценить данные услуги. Налоговый кодекс не содержит ограничительных норм на данный вид расходов для организаций-плательщиков налога на прибыль. Соответственно, их можно учесть в полном размере во время расчета налога в виде юридических услуг.

    Но в этом случае нужно оговорить данный момент с нотариусом. Во время внесения данных в справку или в акт он должен разделить общий размер к оплате на две части:

  12. за предоставление услуг удостоверения документов нотариально;
  13. за оказание других юридических, информационных и прочих услуг.
  14. Также при ведении налогового учета нужно обратить внимание на то, что п. 1 ст. 252 НК РФ позволяет учитывать при исчислении налога на прибыль только те затраты, которые являются необходимыми для ведения хоздеятельности и способствуют получению дохода.

    Возникает вопрос, возможно ли отнести к затратам компании нотариальные услуги по юридическому оформлению, если они осуществляются до ее госрегистрации? Ответ таков: их нельзя отражать ни в бухучете, ни в налоговом учете, так как при предоставлении услуг компания еще не была создана. Эти затраты можно отнести к расходам тех лиц, которые их осуществляли.

    Счета бухгалтерского учета: какой выбрать для отражения госпошлины?

    В общих случаях уплата госпошлины должна быть отражена записью в бухгалтерском учете Дт 68 Кт 51. Возможны и другие варианты: Дт 68 Кт 71 — уплата госпошлины через подотчетное лицо на основании авансового отчета.

    Отнесение госпошлины и прочих услуг нотариусов на счета бухучета будет зависеть от причины ее уплаты.

    При уплате пошлины при покупке или строительстве объектов ОС ее отражение осуществляется на тех же счетах, на которых учитываются данные основные средства, например: Дт 08 Кт 68.

    Когда госпошлина уплачивается при осуществлении хоздеятельности, она должна быть отражена при помощи проводки Дт 26 (44) Кт 68.

    Госпошлину, внесенную, к примеру, при реализации активов (за исключением денег, продукции или товаров), нужно учитывать так: Дт 91 Кт 68.

    Если госпошлина уплачивается учредителем компании при ее создании, но до госрегистрации, то, как уже было сказано, создаваемое предприятие не имеет права показывать данные расходы.

    Расходы на получение нотариальных услуг уменьшают базу по налогу на прибыль. Для этого они должны быть экономически обоснованы и правильно документально оформлены.

    buhnk.ru

    Бухгалтерский учет нотариуса

    профессор кафедры административного и финансового права РПА Минюста России,
    кандидат экономических наук

    G.A. Volkova. Taxation of income of notaries engaged in private practice. Part 1.

    This text deals with the peculiarities of the legal status of notaries, accounting and tax their incomes as well as innovative, motivated by specific current tax law questions of tax accounting and tax policies to tackle the issues of optimization of taxable income of notaries.

    Ключевые слова: нотариат, нотариус, налогообложение доходов нотариуса, расходы нотариуса, налоговая база

    Keywords: notary, notary, tax revenues notary, notary expenses, the tax base

    1. Нормативные правовые акты

    Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993.

    АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 27.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

    ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая
    от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; часть вторая
    от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; часть третья
    от 26.11.2001 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.

    ЖК – Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004
    № 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 14.

    НК – Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая
    от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; часть вторая
    от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

    Основы – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 1. Ст. 357.

    Закон об оценочной деятельности – Федеральный закон
    от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.

    2. Официальные издания

    БНА – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

    ВКС – «Вестник Конституционного Суда».

    ВСНД и ВС – «Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Суда».

    РГ – «Российская газета».

    СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации.

    ФГ – «Финансовая газета».

    3. Органы власти

    Банк России – Центральный банк Российской Федерации.

    Госкомстат России – Государственный комитет Российской Федерации по статистике.

    МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации.

    Минфин России – Министерство финансов Российской Федерации.

    Минэкономразвития России – Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

    Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации.

    МНС России – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

    ФНС России – Федеральная налоговая служба.

    ФФОМС – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    4. Прочие сокращения

    ЕСН – единый социальный налог.

    НДФЛ – налог на доходы физических лиц.

    ОКОФ – Общероссийский классификатор основных фондов.

    ПБОЮЛ – предприниматель (-и) без образования юридического лица.

    ПФР – Пенсионный фонд Российской Федерации.

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

    РФ – Российская Федерация.

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

    ФСС – Фонд социального страхования Российской Федерации.

    С увеличением количества операций, требующих официального оформления, растет спрос и на услуги нотариусов. Подобную деятельность осуществляют не только государственные нотариусы и учреждения, но и нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее также – нотариус, частнопрактикующий нотариус, частный нотариус).

    Государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и имеют одинаковые обязанности. Основное различие между ними заключается в том, что частнопрактикующий нотариус несет личную имущественную ответственность по решению суда, если совершенные им нотариальные действия причинили ущерб.

    В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате задачей нотариусов является защита прав и интересов граждан и юридических лиц.

    Таким образом, нотариальная деятельность не носит характера предпринимательской, а получение прибыли не является ее главной целью.

    Особенности статуса дают нотариусам, занимающимся частной практикой, определенные возможности, но и жестко регламентируют и ограничивают их деятельность. В то же время вокруг налогообложения этих нотариусов и полагающихся им определенных возможностей в регулировании механизма налогообложения существует много споров и противоречащих друг другу разъяснений.

    В данном тексте рассмотрены особенности правового статуса нотариусов, бухгалтерского учета и налогообложения их доходов, а также принципиально новые, продиктованные спецификой современного налогового законодательства вопросы формирования налогового учета и налоговой политики, обеспечивающего решение вопросов оптимизации налогооблагаемых доходов нотариусов.

    Правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой

    В связи с этим обстоятельством некоторые суды рассматривали нотариальную деятельность как один из «прочих видов» предпринимательской деятельности со всеми вытекающими последствиями. Неправомерность подобного подхода была многократно подтверждена положениями действующих законодательных актов, которыми необходимо было руководствоваться при решении данного вопроса.

    В статье 2 ГК установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве ПБОЮЛ в установленном законом порядке.

    Предприниматель без образования юридического лица, получивший свидетельство о государственной регистрации и вставший на налоговый учет в качестве налогоплательщика, вправе осуществлять разрешенные ему виды деятельности на всей территории РФ, а также за ее пределами в рамках, предусмотренных соответствующими международными соглашениями.

    Если для получения статуса предпринимателя указанными законодательными актами не предусмотрено каких-либо особых условий или требований к физическим лицам, изъявившим желание осуществлять предпринимательскую деятельность, то для назначения на должность нотариуса гражданин должен соответствовать критериям, установленным ст. 2 Основ, а сама должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой, ими же определяется и количество должностей нотариусов в нотариальном округе (ст. 12 Основ).

    Чтобы физическое лицо было вправе заниматься нотариальной деятельностью, оно должно получить специальную лицензию и быть наделенным полномочиями в пределах нотариального округа. Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты субъекта РФ Минюстом России или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

    Кроме того, в Основах также определено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Более того, ст. 6 Основ предусмотрены ограничения в деятельности нотариуса, в соответствии с которыми он не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

    Данное определение в части отнесения нотариусов к индивидуальным предпринимателям являлось неоднократно предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

    Нотариусы пытались оспорить конституционность положения абз. 4 п. 2 ст. 11 НК, согласно которому для целей НК под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. По мнению этих нотариусов, приведенное положение, как уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей, что не учитывает особого характера нотариальной деятельности, не согласуется с публично-правовым статусом частных нотариусов, создает неопределенность относительно субъектов налогообложения, а потому данное положение противоречит ст. 1, 2, 6, 7, 15, 17–19, 23, 35 и 57 Конституции. При этом не учитывается особый характер нотариальной деятельности, а также то, что эта деятельность в соответствии с Основами не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    Приведенный, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 120-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Руппель Светланы Карловны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации» анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями ст. 11 НК свидетельствовал, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», могут употребляться в специальном значении исключительно для целей НК, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы были включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому систематическое толкование оспариваемого положения позволяло Конституционному Суду РФ сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК). По мнению Конституционного Суда РФ, это вполне согласуется с Основами, согласно ст. 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    Было также установлено, что данному пониманию оспариваемого положения не противоречит и то, что деятельность нотариусов является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов.

    Нотариусы обременены обязанностью обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, их деятельность имеет публично-правовой характер и осуществляется от имени государства, гарантирующего доказательственную силу и публичное признание нотариальных актов в соответствии со ст. 1 Основ.

    Таким образом, нотариус является уполномоченным представителем государства по совершению нотариальных действий и наделен не только правом, но и обязанностью совершения нотариальных действий по требованию граждан и организаций РФ в рамках гарантий государства по защите их прав и законных интересов.

    Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость эффективного контроля за их деятельностью со стороны государства.

    Иными словами, данное в НК определение индивидуальных предпринимателей имело только специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 его ст. 11 нормы-дефиниции были предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения (как норма прямого действия) абз. 4 п. 2 ст. 11 не имел.

    Таким образом, законодатель не рассматривал нотариальную деятельность как предпринимательскую, четко разделяя эти два вида деятельности, а объединение в одно понятие «индивидуальные предприниматели» ПБОЮЛ и частных нотариусов, использованное в ст. 11 НК, носило концептуальный характер.

    С принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» [1] первая (общая часть) была существенно изменена: в ней появились шесть новых статей, а 25 статей были основательно отредактированы. Поправки, в частности, затронули понятийный аппарат НК, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок проведения налоговых проверок, а также дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, первая часть НК была переписана практически полностью.

    Изменения, касающиеся непосредственно частнопрактикующих нотариусов, внесены в 17 статей НК. Большинство корректив носит редакционный характер, однако ряд поправок можно назвать принципиальными, устраняющими неоднозначное отношение к нотариальной деятельности как к предпринимательской со стороны налоговых органов.

    Законодателем были внесены изменения в ст. 11 НК, устранены неточности в терминологии, нотариусы, занимающиеся частной практикой, исключены из категории налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей и отнесены к категории физических лиц.

    Кроме того, Государственная Дума приняла позицию снижения налогового бремени (в части ставок ЕСН) нотариусов, распространив с 1 января 2007 г. на нотариусов ставки ЕСН, предусмотренные для адвокатов (п. 4 ст. 241 НК), что предполагало уменьшение сумм уплачиваемого ЕСН приблизительно на 10 тыс. руб. на каждого нотариуса.

    Таким образом, можно утверждать, что, не будучи обозначенными в понятиях ст. 11 НК в качестве отдельной категории налогоплательщиков и получившими статус физического лица для исполнения своей налоговой обязанности, они тем не менее не получили возможности исчислять налогооблагаемую базу по правилам, установленным для физических лиц.

    Для данной категории налогоплательщиков, а именно для нотариусов, занимающихся частной практикой, в соответствующих статьях НК установлены совершенно особые условия формирования налогооблагаемой базы, постановки на учет, представления декларации и другие условия, связанные с исполнением их налоговой обязанности, что позволяет сделать вывод о появлении налогоплательщиков с особым налоговым статусом, не поименованных в дефинициях ст. 11 НК.

    Например, п. 3 ст. 54 НК, регулирующим общие вопросы исчисления налоговой базы, установлено, что налогоплательщики – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу на основе сведений о суммах выплаченных им доходов, объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, которые они получают как от организаций, так и от физических лиц.

    В то же время п. 2 ст. 54 НК установлено, что, помимо индивидуальных предпринимателей, исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России, обязаны нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

    Пунктом 1 ст. 23 НК предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее – Книга учета) и другие документы налогового учета.

    В соответствии с правилами ст. 86 НК банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронном виде в течение пяти дней. Порядок сообщения банком об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов. Банки обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке, остатках денежных средств на счете, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей.

    Налоговые органы могут запрашивать справки о наличии счетов, остатках денежных средств и по операциям на счетах при проведении мероприятий налогового контроля. Также налоговые органы могут запрашивать такую информацию после вынесения решения о взыскании налога, приостановлении или отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.

    Правила, предусмотренные ст. 86 НК, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты.

    Нотариусы, занимающиеся частной практикой, выделены отдельно в составе плательщиков ЕСН, перечисленных в подп. 2 п. 1 ст. 235 НК.

    Нотариусы также самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК.

    Общая сумма доходов от осуществления профессиональной деятельности нотариусов уменьшается на величину профессиональных налоговых вычетов, исчисленных в соответствии с правилами ст. 221 НК.

    При исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют указанные в п. 1 ст. 227 НК налогоплательщики, к которым относятся:

    1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

    2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

    Профессиональные налоговые вычеты рассчитываются нотариусами в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от исполнения обязанностей, предусмотренных Основами.

    При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку исчисления расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК. К указанным расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.

    К расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, начисленные либо уплаченные им за налоговый период.

    Следует принять во внимание, что убытки прошлых лет, понесенные нотариусом, не уменьшают его налогооблагаемую базу.

    Нотариусы обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК.

    Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета нотариуса в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом.

    Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного нотариусом в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 221 НК.

    Авансовые платежи уплачиваются нотариусом на основании налоговых уведомлений:

    1) за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей;

    2) за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

    3) за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

    В случае значительного (более чем на 50 %) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода нотариус обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления профессиональной деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

    Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

    В случае просрочки уплаты авансовых платежей на их сумму начисляются пени. Ранее ни в ст. 58 НК, ни в ст. 75 НК прямо о такой возможности не говорилось. Судебная практика шла по следующему пути: начисление пеней на авансовые платежи было возможно только в том случае, если сумма авансового платежа по итогам отчетного периода определялась на основе налоговой базы, а не иным образом.

    Теперь пени будут начисляются и в случае несвоевременной уплаты любых авансовых платежей вне зависимости от того, каким образом они рассчитываются.

    Но другой спорный вопрос решен в пользу налогоплательщиков, а именно: нарушения, связанные с исчислением или уплатой авансовых платежей (их просрочка, неправильное определение суммы), не будут влечь за собой налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК.

    Таким образом, нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    Правовое регулирование налогообложения доходов нотариусов, занимающихся частной практикой

    Источником доходов нотариусов является плата (по установленному государством тарифу) клиентов за совершение нотариальных действий и услуги по оформлению документов.

    В соответствии с п. 1 ст. 221 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК ПБОЮЛ и нотариусы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

    При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку исчисления расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК.

    Названная глава НК коренным образом изменила порядок налогообложения прибыли предприятий и, соответственно, внесла серьезные изменения в порядок формирования расходов частнопрактикующих нотариусов.

    Основные революционные нововведения заключались в том, что гл. 25 НК отменила жесткое регламентирование расходов, которые можно учитывать в целях налогообложения. Теперь налогоплательщики, в том числе и нотариусы, могут уменьшать полученные доходы на сумму любых расходов, которые экономически обоснованы и документально подтверждены. Правда, налоговые органы не всегда согласны с подобными «вольностями» и с помощью писем, инструкций, методических рекомендаций пытаются ограничивать перечень расходов, учитываемых при налогообложении. Однако отменить положения НК они все же не могут, и в случае конфликта нотариус с достаточно большей степенью вероятности может доказать свою правоту в суде общей юрисдикции.

    Анализируемая глава НК также полностью изменила порядок начисления амортизации для целей налогообложения. Раньше амортизация начислялась только линейным методом по нормам, сохранившимся еще с советских времен. Теперь налогоплательщики, к которым относят и нотариусов, вправе выбрать один из двух способов начисления амортизации – линейный или нелинейный. Более того, налогоплательщики сами устанавливают срок полезного использования объектов амортизируемого имущества. Правительство определило лишь минимальные и максимальные сроки для разных групп основных средств.

    Кроме того, с 1 января 2002 г. налогоплательщики обязаны вести два самостоятельных вида учета – бухгалтерский и налоговый. Налоговый учет не связан напрямую с бухгалтерским и служит исключительно для правильного исчисления налоговой базы. В нем не используются счета, а учет ведется в специальных налоговых регистрах. Правда, полностью уйти от бухгалтерского учета не удастся, потому, что налоговые регистры будут составляться на основе первичных бухгалтерских документов. Регламент ведения налогового учета жестко нигде не прописан, в гл. 25 НК содержатся лишь общие положения и рекомендации. Таким образом, каждый налогоплательщик не только получил возможность, но просто обязан разработать и утвердить свой локальный нормативный акт – учетную политику в целях налогообложения, в котором он получает возможность изложить адаптированный и максимально учитывающий специфику его деятельности самостоятельный вариант учетной политики, которая в дальнейшем и будет являться тем инструментом и мерилом, которым он будет руководствоваться при формирования системы налогообложения и определения размера своей собственной налоговой обязанности.

    Так как законом установлена норма, обязывающая нотариусов формировать свою расходную часть в соответствии с правилами и требованиями, установленными названной главой НК, то представляется возможным и даже необходимым формирование нотариусом собственного варианта учетной политики, предоставляющей возможность устанавливать специфику расчета его доходов и расходов.

    Актуальность и важность объективного и правильного учета фактически понесенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью нотариуса, обусловлены также и тем, что при исчислении ЕСН налоговая база нотариусов определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от их профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК.

    Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих возможности документального подтверждения своих расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, вышеупомянутой статьей предусмотрено принятие их в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.

    Следует специально отметить, что нотариусы не имеют права на вычет в размере 20%, поскольку ст. 1 и 6 Основ определено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, а также предусмотрены ограничения в деятельности нотариуса, в соответствии с которыми он не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

    Кроме того, в ст. 221 НК установлено, что возможность получения данного вычета не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Таким образом, несмотря на то, что ст. 11 НК понятия «предприниматели без образования юридического лица» и «частные нотариусы» в концептуальном плане были объединены до принятия Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», в законодательном порядке они рассматриваются как разные категории налогоплательщиков.

    Следовательно, профессиональный налоговый вычет нотариусам может быть предоставлен только в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

    В налоговой декларации, которая представляется нотариусами в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, наряду с суммой доходов, полученных от осуществления нотариальной деятельности, указываются и суммы доходов, выплаченных налоговыми агентами, а также суммы налогов, удержанных ими при выплате доходов.

    Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК:

    – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного налогового периода;

    – в пятидневный срок со дня прекращения занятия индивидуальной деятельностью (частной практикой) до конца налогового периода. По окончании налогового периода такие налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

    – в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления доходов от занятия индивидуальной деятельностью (частной практикой) с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде при их получении налогоплательщиками, впервые начавшими получать такие доходы (при этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком);

    – не позднее, чем за один месяц до выезда за пределы территории РФ (для иностранных физических лиц, прекративших в течение налогового периода занятие соответствующей деятельностью и выезжающих за пределы территории РФ).

    При определении налоговой базы индивидуальными предпринимателями и нотариусами следует руководствоваться Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее – Порядок учета), утвержденным совместным приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 [2].

    Основные принципы исчисления доходов и расходов нотариусов, занимающихся частной практикой

    Согласно п. 2 ст. 54 НК индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России.

    Действия данного Порядка в определенной степени распространяются и на нотариусов.

    При этом п. 2 Порядка учета определено, что индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой нотариусами.

    Из указанного пункта следует, что деятельность нотариусов не приравнена к предпринимательской деятельности или какой-либо иной, не запрещенной законом экономической деятельности, поскольку не преследует цели извлечения прибыли, что соответствует действующему законодательству РФ. В Порядке учета даны определения некоторых понятий и терминов, используемых для удобства изложения. В частности, в п. 2 Порядка учета использовано понятие предпринимательской деятельности, имеющее концептуальное значение.

    Пунктом 7 Порядка учета установлено, что частные нотариусы ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих разделах Книги учета, примерная форма которой приведена в приложении к Порядку учета.

    При необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности налогоплательщик, в том числе нотариус, по согласованию с налоговым органом вправе самостоятельно разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и (или) включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.

    Таким образом, Порядком учета предоставлена возможность нотариусу самостоятельно разработать Книгу учета и определить необходимые графы с тем условием, чтобы в итоге возможно было правильно исчислить налоговую базу по НДФЛ.

    Кроме того, разд. II Книги учета имеет непосредственное отношение к нотариусам, поскольку в нем производится расчет амортизации по тем основным средствам, которые непосредственно используются нотариусами в своей профессиональной деятельности.

    Анализ положений гл. 25 НК позволяет выделить четыре основных требования (правила), которыми следует руководствоваться при формировании расходов, уменьшающих доход налогоплательщика:

    1) доход уменьшается на сумму произведенных расходов;

    2) доход уменьшается на сумму обоснованных расходов. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и достижению поставленной деловой цели;

    3) доход уменьшается на сумму документально подтвержденных расходов. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

    Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции;

    4) доход уменьшается на сумму любых расходов, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, за исключением перечня затрат, которые в силу прямого указания НК (ст. 270) не уменьшают доход.

    Данные правила являются обязательными для отнесения затрат к налоговым расходам нотариусов. Они закреплены в п. 1 ст. 252 НК. При отсутствии хотя бы одного из указанных правил затраты для целей налогообложения не учитываются. Так, согласно подп. 49 ст. 270 НК при определении налоговой базы не учитываются любые расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК.

    Данный принцип позволяет налогоплательщику уменьшить доход на любые расходы, если они произведены в связи с получением дохода. Иными словами, перечень расходов, установленный в гл. 25 НК, нельзя рассматривать как неизменный и не подлежащий расширению за счет появления расходов нового типа. Примерами тому могут служить некоторые статьи названной главы НК, закрепляющие отдельные перечни затрат.

    Так, согласно подп. 25 ст. 255 НК к расходам на оплату труда, помимо перечисленных, также относятся другие виды произведенных в пользу работника расходов, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

    Согласно подп. 49 ст. 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, помимо перечисленных, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

    Также в соответствии с подп. 20 ст. 265 НК к внереализационным расходам, помимо перечисленных, относятся другие обоснованные расходы.

    Тем не менее при предоставлении большей самостоятельности при формировании своей расходной части частным нотариусам необходимо учитывать, что они должны быть готовы всегда четко и однозначно раскрыть и доказать обоснованность своих расходов, особенно тех, которые способны вызвать пристальное внимание представителей налоговых органов.

    Подчеркнем, что речь в основном идет о ситуациях, которые можно назвать необычными, непривычными или даже пограничными, когда та или иная операция не вписывается в общепринятые рамки хозяйственной деятельности или не согласуется с обычной, практикой деятельности конкретного налогоплательщика. На сегодняшний день, к сожалению, именно такими ситуациями характеризуется в основном вся процедура налогообложения доходов нотариусов, что еще раз подчеркивает необходимость разработки и активного применения собственной учетной политики частнопрактикующего нотариуса, который может выявить такие операции и предпринять определенные меры для их соответствующего экономического обоснования. Особенно это касается прочих расходов или затрат, не связанных напрямую с основной деятельностью налогоплательщика.

    Рассчитывая налоговую базу, нотариус, занимающийся частной практикой, должен в течение всего финансового года пользоваться неизменными методами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что нотариус должен организовать систему обобщения информации для определения налоговой базы по каждому из налогов на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством, т.е. фактически должен иметь учетную политику в целях налогообложения.

    Практические рекомендации по формированию Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций

    Как уже ранее упоминалось, нотариусы обязаны вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета, которая является основным учетным документом. Эта Книга отражается имущественное положение нотариуса, а также результаты его деятельности за истекший налоговый период.

    Операции о полученных доходах и произведенных расходах отражаются в Книге учета в момент их совершения на основании первичных документов позиционным способом.

    Еще раз обращаем внимание на то, что обязательной формы Книга учета не имеет, однако существуют основные требования к порядку ее заполнения, допускающие корректировку в соответствии со спецификой деятельности налогоплательщика.

    Нотариус, принявший решение об изменении формы Книги учета, должен помнить, что учет в ней товарно-материальных ценностей (имущества) и их реализации осуществляется как в количественном, так и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг). Иной порядок для целей налогового учета не предусмотрен.

    Нотариусы вправе вести Книгу учета на бумажных носителях и в электронном виде. Если нотариусы предполагают вести Книгу учета на бумажном носителе, в этом случае они обязаны пронумеровать, прошнуровать ее и заверить подписью должностного лица налогового органа до начала ведения.

    Нотариусы, которые будут вести Книгу учета в электронном виде, обязаны вывести ее на бумажные носители информации и представить в налоговые органы для заверения и скрепления печатью лишь по окончании налогового периода. Утвержденный Порядок учета не ограничивает налогоплательщиков в использовании электронных программ – «1С: Предприятие», «БЭСТ» и др. – в части ведения учета доходов и расходов либо ведения складского учета для автоматического списания товара со склада с одновременным распечатыванием счетов-фактур. Поскольку Книга учета является первичным документом налогового учета, использование каких-либо программ не освобождает от обязанности по ее ведению.

    Книга учета состоит из шести разделов.

    Первый раздел «Учет доходов и расходов» состоит из семи аналитических таблиц. Таблицы предназначены для учета приобретенного и израсходованного сырья, выработанных и израсходованных полуфабрикатов, приобретенного и израсходованного вспомогательного сырья и материалов, иных материальных расходов, количественно-суммового учета израсходованных материальных ресурсов на выпущенную готовую продукцию и учета доходов и расходов по видам товаров (работ, услуг). Они позволяют отражать указанные показатели предпринимателям, осуществляющим деятельность по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС.

    Четыре следующих раздела разработаны для удобства заинтересованных лиц. Три из них предназначены для расчета амортизации по основным средствам, нематериальным активам и для продолжения амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Пятый раздел Книги учета подготовлен для тех лиц, у которых трудятся работники по найму. В этом разделе указываются начисленные и выплаченные работникам доходы и удержанная сумма НДФЛ.

    В последнем, шестом, разделе определяется налоговая база по НДФЛ. Кроме того, в нем приведены две таблицы для позиционного отражения прочих расходов и расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, но связанных с получением доходов в следующих налоговых периодах, т.е. расходов будущих налоговых периодов.

    Перечень и характеристика первичных документов частного нотариуса, необходимых для ведения налогового учета

    С введением Порядка учета на частнопрактикующих нотариусов распространяется требование об обязательном использовании первичных документов. Это объясняется тем, что основанием для отражения хозяйственных операций, связанных с получением доходов и осуществлением расходов, в процессе осуществления деятельности, предусмотренной Основами, является не договор, а первичные учетные документы, которые отражают факт совершения зафиксированной в них операции.

    Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России. В настоящее время специальные формы первичных документов утверждены постановлениями Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» [3], от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» [4] и от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» [5].

    В соответствии с Порядком учета при оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров (товарному чеку, счету-фактуре, договору, торгово-закупочному акту), должен прилагаться документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги). Это означает, что для обоснования величины полученных доходов и произведенных расходов нотариусу необходимо иметь оба документа: документ, подтверждающий движение товарно-материальных ценностей (работ, услуг), и платежный документ, подтверждающий факт оплаты товаров (работ, услуг). При этом приводится закрытый перечень таких подтверждающих документов, а именно: кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка об исполнении или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах. Все первичные учетные документы (за исключением кассового чека), подтверждающие расходы, должны быть подписаны нотариусом. В противном случае любая невнимательность при подготовке первичных документов может служить основанием для отказа в принятии к учету в качестве расходов тех или иных затрат при исчислении налоговой базы по НДФЛ.

    При приобретении товара у физических лиц составляется закупочный акт – подтверждающий расходы документ, который оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями и содержит фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, ИНН (если таковой имеется) физических лиц, сумму, уплаченную за купленный товар, личные подписи физических лиц.

    Таким образом, суммы произведенных расходов, указанные в накладных, товарных чеках на приобретение товарно-материальных ценностей в отсутствие документов, подтверждающих их фактическую оплату, не могут уменьшать налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ. Такие суммы будут исключены налоговыми органами из состава расходов нотариусов, в связи с чем может существенно увеличиться налогооблагаемый доход.

    В платежном документе должна быть ссылка на номер договора или номер накладной, а в накладной – ссылка на номер договора. Это позволит нотариусу избежать лишних разбирательств с налоговыми органами и даст возможность однозначно утверждать, по какому отгрузочному документу произведена оплата.

    Статьей 23 НК, а также п. 48 Порядка учета установлено, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета, данных учета доходов и расходов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих уплаченные (удержанные) налоги.

    С учетом действия вышеуказанной нормы законодательства о налогах и сборах налоговые органы при проведении камеральных и выездных налоговых проверок деклараций по НДФЛ, представленных нотариусом, в том числе по вопросу правомерности применения профессиональных налоговых вычетов, имеют право требовать от налогоплательщиков представления всех первичных документов, подтверждающих фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от осуществления предпринимательской деятельности, за трехлетний период, предшествующий периоду проведения налоговой проверки.

    (Продолжение в следующем номере)

    [1] См.: СЗ РФ. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3436.

    old.notariat.ru

    Смотрите так же:

    • Возврат налога на пенсии Когда пенсионер может получить вычет по НДФЛ за прошлые годы До 2012 г. граждане, вышедшие на пенсию и не получающие каких-либо других доходов, не могли использовать остаток имущественного вычета по покупке жилья. Ведь вычеты по НДФЛ предоставляются только по доходам, которые облагаются […]
    • Пенсия липецкого пенсионера ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 28 декабря 2017 В пенсионной системе России в 2018 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы обязательного […]
    • Федеральный закон об аудиторской деятельности в российской федерации Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 […]
    • Инструкция о надзоре приказ 252 фсин россии Приказ Минюста РФ от 24 декабря 2002 г. N 351 "О внесении изменений в Инструкцию о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях" (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 24 декабря 2002 г. N 351"О внесении изменений в Инструкцию о надзоре за осужденными, содержащимися в […]
    • Справочно-методическое пособие по разработке стройгенпланов и СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРОЙГЕНПЛАНОВ И КАЛЕНДАРНЫХ ГРАФИКОВ В СОСТАВЕ ППР Транскрипт 1 Стр. 1 из 82 ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОАО ПКТИпромстрой СПРАВОЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО […]
    • Приказ номенклатура специальностей Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 г. № 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование” В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного […]
    • Федеральным законом от 27 июля 2010 г 210-фз Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" С изменениями и […]
    • 1000 за вычетом налогов 1000 за вычетом налогов Стандартные налоговые вычеты в 2010 году (ст. 218 НК РФ) Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляют за каждый месяц налогового периода путем уменьшения налоговой базы на соответствующий размер вычета. Если в отдельные месяцы года не было налогооблагаемых […]