27 орфографических правила

Главная / 27 орфографических правила

27 орфографических правила

§27. РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Повторение орфографии в школе связано со всеми видами работ по развитию речи учащихся. Значительное место в ней занимала словарно-орфографическая работа, проводимая в процессе написания изложений и сочинений. Рекомендовалось,

например, повторение накануне ряда орфографических правил, запись на классной доске орфографически трудных слов. В начале 60-х гг. была предложена рассредоточенная орфографическая подготовка к изложениям и сочинениям (М.Т.Баранов), состоящая из двух этапов: предварительного (за несколько дней до работы по развитию связной речи) и непосредственного (на самом уроке развития связной речи).

Орфографическая подготовка учащихся к изложениям

При пересказе исходного текста в ученической работе используются слова из этого текста и слова из словарного запаса детей. Этот факт определяет следующее содержание орфографической подготовки к изложениям: повторение определенных орфографических правил и работа над конкретной группой слов из исходного текста изложения. Объем содержания орфографической подготовки варьируется в зависимости от видов изложения: для подробных и выборочно-подробных он будет одним, для сжатых и выборочно-сжатых — другим.

Предварительная орфографическая подготовка учащихся. Содержание работы по орфографии на этом этапе определяется учителем в результате орфограммного анализа слов исходного текста по двум направлениям: выявление видов изученных орфограмм и их распространенности и составление словника слов, имеющих те или иные орфографические трудности.

Первый источник позволяет выделить орфографические правила, которые следует повторить в первую очередь при орфографической подготовке к пересказу конкретного исходного текста. Их повторение необходимо для предупреждения орфографических ошибок в «своих» словах, которые учащиеся могут употребить в пересказах исходного текста. Предвидение этой лексики осуществляется в соответствии с особенностями использования детьми в своих изложениях лексики пересказываемого текста (см. главу «Обогащение словарного запаса учащихся»).

Второй источник — орфографический микрословник — обеспечивает словарно-орфографическую подготовку учащихся к пересказу конкретного исходного текста. В микрословник отбираются следующие группы слов: все слова, имеющие те или иные орфографические затруднения; слова, тесно связанные с сюжетом и выражающие основную мысль исходного текста. Большинство слов, входящих в эти группы, как показывают исследования, используются учащимися в своих пересказах, поэтому предварительная орфографическая работа над ними предупреждает появление орфографических ошибок.

Слова из составленного словника группируются либо по видам орфограмм, либо по общности орфографических трудностей. Затем эти группы распределяются по двум-трем (трем-четырем) урокам и включаются в поурочные планы для различных видов обучающих работ: словарно-орфографических диктантов, составления предложений (словосочетаний) и т.д. В процессе выполнения упражнений учащиеся обосновывают выбор орфограмм, подбирают однокоренные слова, расширяя тем самым количество слов с трудными написаниями. Целесообразно рекомендовать учащимся запоминать правописание слов, над которыми работали на уроке.

Непосредственная орфографическая подготовка учащихся. Ее содержанием являются отдельные слова из исходного текста, связанные с изобразительно-выразительными средствами, специальные слова, а также собственные имена и собственные наименования. Орфографическая работа над ними ведется в процессе анализа содержания и выразительных средств исходного текста. Соответствующие группы слов записываются; в них учащиеся объясняют выбор орфограмм. Детям рекомендуется запомнить правописание слов, над которыми велась работа.

Орфографическая подготовка учащихся к сочинениям

Содержанием этой работы являются орфографические словники, составляемые учителем в соответствии с темами сочинений. Тема сочинения подвергается микротемному анализу, а содержание микротемы — лексическому анализу. Таким образом предвосхищается основная лексика каждой микротемы сочинения, которую могли бы употребить школьники в своих работах.

На основе орфограммного анализа составляется орфографический словарик, используемый в дальнейшем для словарно-орфографической подготовки к конкретному сочинению. Для предварительного этапа орфографической подготовки из составленного орфографического словника отбираются слова, тесно связанные с основной мыслью и основой содержания предстоящего связного высказывания. Если преподаватель в предыдущие годы давал школьникам для сочинения данную тему, то целесообразно использовать прежние материалы, приспособив их к уровню развития новых учащихся. Отобранные слова группируются по видам орфограмм и включаются в поурочные планы очередных трех-четырех уроков для составления словосочетаний, предложений, сочинений по опорным словам. В момент работы над ними производится объяснение выбора орфограмм. Учащимся рекомендуется запомнить правописание этих слов.

На непосредственном этапе орфографическая подготовка учащихся состоит в объяснении выбора орфограмм в словах, используемых для выражения отношения пишущего, для изобразительно-выразительных целей. Организуется эта работа при составлении рабочих материалов.

bibl.tikva.ru

Фонетический принцип – это такой принцип, при котором слабая фонема обозначается соответствующей ей буквой. В сферу действия фонетического принципа входят следующие орфограммы:

1) написание приставок с конечным З – БЕЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ(ЧЕРЕЗ)-. Они пишутся то с буквой З, то с буквой С в зависимости от произношения, на письме отражается ассимиляция по глухости-звонкости: избить – испить, взбивать – вскормить. Исключение составляют слова, где корень начинается на шипящий: безжалостный – бесшабашный.

2) написание приставка РОЗ-, которая имеет четыре письменных варианта: РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-. Они пишутся то с буквой З, то с буквой С, а также то с буквой С, то с буквой А в зависимости от произношения: роздал – раздать, роспись – расписка. Фонетичность написания гласного в данной приставке долгое время была ограничена одним исключением: словорозыскной с безударным [а] писалось с О (так как розыск). Издание Орфографического словаря русского языка 1991 года даёт написание этого слова с А – разыскной.

3) написание Ы вместо И в корне после приставок на твёрдый согласный: играть – сыграть.

4) написание О в суффиксах –ОНОК, -ОНК(А) после шипящих: девчонка, шапчонка, медвежонок.

При традиционном принципе выбор буквы для обозначения слабой фонемы определяется традицией. Основной разновидностью традиционных написаний являются слова, где слабая фонема никогда не может находиться в сильной позиции. К этой разновидности относится правописание непроверяемых безударных гласных и сомнительных согласных: собака, валторна, топчан, зигзаг, вокзал. В данных словах выделенные буквы не соответствуют произносимым звукам, но если и соответствуют, то обосновать выбор буквы для обозначения слабой фонемы в таких случаях затруднительно: топчан, зигзаг. Сильной же фонемы, возглавляющей слабую фонему в данных словах нет. Сравните: водовоз, вода, воды – [ъ], [â], [ó]; собака – [â], сильная фонема отсутствует.

studfiles.net

Читай: основные правила русского языка

Правила. Орфография

18. Н / НН в прилагательных

Две Н в этих прилагательных пишутся в трех случаях.

1. В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н и суффиксом Н:

Примечание. Следует помнить, что существительные, оканчивающиеся в именительном падеже на -мя, образуют прилагательные от основы косвенных падежей, которая оканчивается на -ен-, и суффикса -н-:

времявремени, прибавляем суффикс -н- → временный, имяимениименнóй.

2. Две Н пишутся в прилагательных с всегда ударным суффиксом -óнн-, который присоединяется к основе слов, оканчивающихся в именительном падеже на -ия, – так называемых латинизмов:

3. С двумя Н пишутся прилагательные, образованные присоединением суффикса -енн- к основе существительных со стечением согласных на конце основы:

Исключение составляет единственное слово ветреный, в котором одна Н пишется потому, что оно образовалось не от существительного ветер, а от устаревшего бесприставочного глагола ветрить, и написание одной в этом случае Н не противоречит правилу написания отглагольных прилагательных, а все приставочные образования пишутся с двумя Н: безветренный, проветренный и др.

Одна Н в отыменных прилагательных пишется также в трех случаях.

1. В непроизводных прилагательных: юный, синий, зеленый, багряный, рдяный, румяный, пряный, пьяный, рьяный, свиной. Написание этих слов нужно запомнить.

Примечание. Притяжательные прилагательные бараний, павлиний, тюлений тоже пишутся с одной Н, но по другой причине: они образованы от существительных с основой на Н при помощи суффикса -ий- (-j-).

2. Одна Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью всегда ударного суффикса -úн- со значением ‘принадлежащий тому, кто обозначен корнем’:

3. С одной Н пишутся прилагательные с суффиксами -ан- / -ян- со значением ‘сделано из того, что выражено корнем’, ‘предназначено для того, что выражено корнем’:

Исключение составляют три слова: стеклянный, оловянный, деревянный.

а) Правописание некоторых прилагательных может зависеть от их значения. Так, следует различать следующие пары прилагательных:

dict.nsu.ru

Материал (3 класс) по теме:
Правила орфографии в начальной школе.

Правила орфографии изучаемые в начальной школе. Помогают делать работу над ошибками и повторять пройденные правила.

Предварительный просмотр:

Правила орфографии, изучаемые в начальной школе

1. Слова в предложении пишутся раздельно. (По тропинке

дети дошли до леса.)

2 . Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

( М ы учимся в школе.)

3. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. (В школьном саду растут яблони. Хорошо летом на реке ? Красивы деревья осенью ! )

4. С большой буквы пишутся:

— фамилия, имя, отчество ( С мирнов Н иколай И ванович);

— клички животных (собака Д ружок, кот М урзик, корова К расавка);

— названия городов, сел, деревень, рек, озер, морей, океанов, континентов, стран, гор, улиц, переулков (город К алуга, село В оло-во, деревня Л иповка, река У па, озеро Б айкал, Б алтийское море, Т ихий океан , А зия, Ф ранция, У ральские горы, улица П риморская, П ушкинский переулок).

5 . Сочетания ЖИ — ШИ пиши с буквой И. (Эта жи , ланды ши ,

6. Сочетания ЧА — ЩА пиши с буквой А. ( Ча йник, зада ча , ча сто, ща вель.)

7. Сочетания ЧУ — ЩУ пиши с буквой У. (Мол чу , кри чу, щу ка,

8. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ Ь не пишется. (Со чн ая, ру чн ая,

печка, ручка, нянчить.)

9. Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

— нельзя одну букву оставлять или переносить на другую строку (се- мья , вок- зал , мура- вей );

— нельзя отделять буквы Ь, Й от стоящей впереди буквы (май

— у слов с двойными согласными одну букву оставляют на

строке, а другую переносят (гру п-п а, шо с-с е).

10. Слова с парным согласным звуком в середине и на конце слова нужно проверять. Для этого слово необходимо изменить так, чтобы парный согласный оказался в слиянии с гласными (площаДка -площа Д ь — площаДи; мороЗко — мороЗ — мороЗы).

11.1 Безударные гласные в корне проверяй ударением. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (слова — сло’во, объединить — еди’ный, писать — пи’шет, объяснить-я’сно).

11.2 Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами (г о л о са — г о лос — подгол о сок; п о л о са -п о лосы — пол о ‘ска).

11.3 В некоторых словах безударные гласные не проверяются. О правописании таких слов справляйся в словаре (канава, посуда, тетрадь, язык, народ, ягода, ученик, январь).

12. Разделительный Ь пиши в корне слова после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, О (ателЬе, полЬёт, ручЬи, вЬюга, деревЬя, булЬон).

13. В некоторых словах рядом пишутся две одинаковые буквы. О правописании таких слов справляйся в словаре (клаССный, коЛЛекция, суББота, аЛЛея, теРРаса).

14. Предлог — слово. Пиши его раздельно с другими словами. (НА краю деревни растет березовая роща. ИЗ-ЗА горизонта поднялось багровое солнце. ОТ него разошлись яркие лучи.)

15. Запомни написание предлогов О, ОБ, ПО, ПОД, ДО, ОТ, ОКОЛО, ЗА, НА, НАД, С, К, ИЗ, БЕЗ (К нему, С ней, ОКОЛО опушки, ДО калитки, ПОД горой).

16 . Запомни! Корень в родственных словах пишется одинаково ( ХОЛОД , ХОЛОД ный, ХОЛОД ать, ХОЛОД ильник).

17. Непроизносимые согласные в корне слова проверяй! Для этого измени слово так, чтобы непроизносимый согласный звучал отчётливо (звёз Д ный – звезДа, радос Т ный – радосТь, доблес Т ный – доблесТь, здра В ствуйте – здраВие)

18. Разделительный твёрдый знак пиши после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я Ъ (с ЪЕ л, с ЪЁ мка, об ЪЯ снить, пред ЪЮ билейный).

19. На конце существительных женского рода после шипящих пиши Ь (мыШь, диЧь, веЩь, пеЧь, роЖь).

20. На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (гараЖ, шалаШ, кирпиЧ, плаЩ).

21 . НЕ с глаголами пиши раздельно (НЕ смотри, НЕ пишет, НЕ растет, НЕ был).

22. Не путай приставку с предлогом! Приставка — часть слова, на письме от корня не отделяется (ОТОшел, Сдача, ПРИплыл, ПРЕ-красный).

23. Приставки В- (ВО-), С- (СО-), О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД- (ПОДО-), ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, ВЫ-, ПЕРЕ- на письме не изменяются (НАДписать, Сбросить, ОБОгнать, ПРО-думать, ПОДОбрать).

24. Запомни самые трудные случаи написания падежных окончаний имен существительных.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение

Р. — И (книгИ) — И (матерИ)

Д.-Е (книгЕ) — И (матерИ)

П.-Е(о книгЕ) — Е (о деревЕ) — И (о матерИ)

25. Окончания прилагательных проверяй вопросом, поставленным от существительного (неба (какОГО?) голубОГО, синЕГО; рощи (какОЙ?) старОЙ, дальнЕЙ).

26. Различай безударные окончания глаголов!

Icnp. -ЕМ П спр. -ИМ

— ЕТЕ — ИТЕ -УТ(ЮТ) -АТ(ЯТ)

Запомни! Ко второму спряжению относятся:

— все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ);

— семь глаголов на -ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ;

— четыре глагола на -АТЬ: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ.

27. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -Л- пи шется та же гласная, которая пишется в неопределенной форме глагола перед -ТЬ [сеЯть — сеЯл, клеИть — клеИл, видЕть — видЕл).

28. В окончаниях глагола 2-го лица (-ЕШЬ, -ИШЬ) пишется Ь (глядИШЬ, пишЕШЬ, сеЕШЬ, думаЕШЬ, смотрИШЬся).

29. В глаголах 3-го лица единственного числа Ь не пишется. Не путай эту форму с неопределенной формой глагола. Проверяй вопросом.

Неопред, форма 3-е лицо ед. ч.

смеяться (что делать?) смеется (что делает?)

умыться (что сделать?) умоется (что сделает?)

Дети должны отчетливо представлять себе, что в русском языке все слова условно можно разделить на три группы: слова, которые слышатся и пишутся одинаково (мама, папа, стол, стул и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание можно проверить, объяснить правилом (ШИна, ПО тропинке, услыШИШЬ и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание нельзя проверить, объяснить правилом (сОбака, сОловей, сОрОка). Написание этих слов следует проверять по словарю и запоминать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ.

Данный перечень подборки слов на различные правила в начальной школе, позволит учащимся 1-4 классов лучше усвоит материал по орфорграфии, обогатит словарный запас обучающихся. Поможет углубит зн.

Тема данной работы «Система работы по орфографии в начальной школе» выбрана не случайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, не.

Презентация содержит все правила,которые изучают в начальной школе.

Статья о трудностях и путях преодоления в обучении орфогрфии в начальной школе.

nsportal.ru

Зачем нужна орфография

Метод систематизации правил правописания называется орфографией (греч. orthographía, от orthós – правильный и gráphõ – пишу). Проявление общественной функции орфографии выражается в единообразном написании слов, независимо от индивидуального и связанного с особенностями диалекта произношения, позволяющего облегчить использование письменной речи. Орфография подразделяется:

  • написание морфем в различных частях речи;
  • написание слов слитное, раздельное и дефисное;
  • употребление прописных и строчных букв;
  • перенос слов.

Для каждого языка история орфографии связывается с историей его письменности. Языки, принадлежащие к длительной письменной традиции (например, русский), особенно те, которые по необходимости приспособили иноязычный алфавит (латинское написание, используемое языками Западной Европы), делят историю своей орфографии на следующие периоды:

  • отсутствия унифицированных правил орфографии;
  • первичной фиксации орфографических правил, связанной с общей нормализацией литературного языка (Европа в XVI-XIX вв.). Книгопечатание сыграло решающую роль в формировании орфографических правил. Появившиеся позже словари и грамматики продолжали дальнейшее формирование правил (если еще не появились официальные);
  • усовершенствование орфографических правил. Необходимость реформы орфографических правил назрела с введением обязательного обучения (вторая половина XIXв.). Во многих странах, присоединившихся к всеобщему обучению, сформировались социальные проблемы, связанные с различиями в орфографических правилах. Реформа была проведена относительно некоторых языков в XX веке.
  • Ставились следующие цели:
  • усовершенствование графических языковых систем (были исключены дублирующие буквы, введены недостающие буквы и диакритические знаки);
  • усовершенствование самих правил орфографии (традиционные и этимологические написания заменяются фонематическими, морфологическими и фонетическими, были упорядочены морфологические написания). В языках, с недавно появившейся письменностью, совершенствовались алфавиты, а орфографические правила коснулись только написания заимствованных слов.
  • Первая реформа орфографических правил в России была проведена в 1918 году:

  • были исключены буквы «ять» и «i»;
  • некоторые правила написания были изменены с точки зрения фонетики (как слышим, так и пишем).
  • Все учебники, содержащие правила орфографии составляются на основе «Правил русской орфографии и пунктуации» (1956 г).

    100-000-pochemu.info

    Смотрите так же:

    • Нотариус титов Нотариус титов График приема граждан: Пн: 8.00-16.00 Вт: 8.00-16.00 Ср: 8.00-16.00 Чт: 8.00-16.00 Пт: 8.00-13.00 Сб: Выходной Вс: Выходной Перерыв: 13.00-14.00 Территории по оформлению наследственных прав граждан, закрепленные за нотариусом до введения с 1 января 2015 года в Саратове и […]
    • Срок оплаты штрафов коап Каковы сроки оплаты штрафа по административному правонарушению? Здравствуйте, 27 августа был задержан сотрудниками полиции по ст 20.21 и после составления протокола отпущен(копию которого так и не получил)! На днях в ящике обнаружил письмо от 31 августа со штрафной квитанцией и бумагой - […]
    • Вестник высшего арбитражного суда рф 2001 7 Вестник высшего арбитражного суда рф 2001 7 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2001 г. N 60 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах […]
    • Сайт шебекинский мировой суд Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив обращений Обращения за 2014 год Обращения за 2013 […]
    • Закон об ограничении иностранного участия в сми Президент РФ подписал закон об ограничении участия иностранцев в СМИ Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 305-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", ограничивающий участие иностранцев в российских […]
    • Внесения в таможенный реестр Внесение товарного знака в таможенный реестр За последний год на границе остановлено более 20 млн. предметов, представляющих контрафактный продукт, стоимость которого исчисляется в размерах 27 млрд. рублей. А вот обнаружить подобный поток правонарушений удаётся с помощью внесения в […]
    • Жалоба на действия судьи кто рассматривает Анализ практики Вопросы-ответы Рассмотрение жалобы или сообщения о совершении судьей дисциплинарного проступка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 27 гл.5 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей. Жалобы и сообщения в квалификационную коллегию судей со […]
    • Новые законы по ндс НДС-2018: все изменения и новые правила С начала 2018 года в силу вступили некоторые изменения законодательства в части НДС. В основном они касаются отдельных ситуаций и налогоплательщиков. Проверьте, не относитесь ли вы к их числу. Новые объекты налогообложения и налоговые агенты В […]