102-фз о третейских судах в российской федерации

Главная / 102-фз о третейских судах в российской федерации

Пробелы федерального законодательства о третейских судах

Прокуратурой области проведен анализ практики создания и деятельности третейских судов, изучены вопросы законности принятия решений об образовании третейских судов в рамках Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ).

Анализ свидетельствует о том, что в России образованы и действуют третейские суды, имеющие различные наименования. Так, в наименовании одних указывается регион деятельности суда (третейский суд Кемеровской области) или используется слово «арбитраж» (межрегиональный арбитражный суд (Краснодарский край). В названии других указывается, что в качестве третейского суда выступает сама организация (третейский суд предприятий ФПГ «Уральские заводы») или обозначается собственное наименование суда (третейский суд «Санкт-Петербургский экономический арбитраж»). Имеются случаи обозначения третейского суда в форме юридического лица (автономная некоммерческая организация «Третейский суд строительных организаций города Москвы»).

В этой связи актуален вопрос о допустимости столь различных наименований третейских судов. Употребляемые в наименованиях таких судов слова «федеральный», «региональный», «арбитраж» и т.п. не имеют правового обоснования и вводят стороны в заблуждение. Такое расширительное толкование Федерального закона № 102-ФЗ приводит к фактическому смешиванию наименований третейских и государственных судов.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Федерального закона № 102-ФЗ третейским судом является постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора. В силу части 2 статьи 3 названного Федерального закона постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и их объединениями, действуют при этих организациях.

Таким образом, третейские суды не являются юридическими лицами по смыслу статьи 48 Гражданского кодекса РФ, органами юридического лица, исходя из понимания положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ, либо обособленными подразделениями юридических лиц (статья 55 Гражданского кодекса РФ), а являются по своей сути структурными подразделениями при юридических лицах. Третейский суд не является и субъектом гражданско-правовых отношений. Следовательно, такой суд не должен иметь наименование, отличное от наименования юридического лица.

Статьей 40 Федерального закона № 102-ФЗ установлено, что решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (в порядке главы 46 ГПК РФ, главы 30 АПК РФ). Решение третейского суда может быть оспорено только в случае, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Однако данные нормы могут привести к нарушению прав и интересов третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения.

Более того, в Федеральном законе № 102-ФЗ не содержится данных об органах, осуществляющих контроль за деятельностью третейских судов. Частью 4 статьи 3 этого Федерального закона регламентирован уведомительный порядок начала осуществления деятельности третейского суда путем направления юридическим лицом, его образовавшим, в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих о его образовании.

Для эффективной совместной работы государственных и третейских судов важным является механизм контроля за соблюдением прав сторон в третейском разбирательстве, позволяющий учитывать частные и публичные интересы. Таким механизмом является контроль государственных судов, означающий их право по заявлению стороны рассмотреть и вынести решение о принципиальных вопросах третейского разбирательства. Однако судебный контроль является ограниченным, так как связан пределами, установленными законом.

Кроме того, в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 102-ФЗ третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

В связи с этим при поступлении обращений граждан и юридических лиц в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы проведение проверок по доводам, изложенным заявителями, чьи права нарушены, будет затруднено. В то же время частью 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуратурой области в Генеральную прокуратуру РФ направлена информация об указанных пробелах законодательства в сфере деятельности третейских судов для инициирования внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации».

www.prokuror-rostov.ru

Новая форма третейских судов

В конце декабря Президент РФ Владимир Путин подписал два закона, закрепляющих положения о реформировании системы третейских судов. Первый заменит действующий Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»; далее – закон об арбитраже). Второй предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов в связи с принятием закона об арбитраже (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ; далее – Закон № 409-ФЗ). Оба закона вступают в силу с 1 сентября текущего года.

Подготовка реформы cистемы третейских судов длилась на протяжении трех лет – еще в 2012 году глава государства заявил о необходимости определения Правительством РФ комплекса мер по развитию третейского разбирательства (поручение Президента РФ от 22 декабря 2012 г. № Пр-3410), а в 2013 году поручил кабинету министров совместно с ТПП РФ и РСПП разработать непосредственно законопроект о совершенствовании системы третейского судопроизводства (поручение Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086). За этот период был подготовлен не один проект закона, направленного на регулирование данной области, и эти проекты активно обсуждались экспертным сообществом. Рассмотрим, каким получился итоговый результат такой продолжительной работы и какие изменения ожидают систему третейских судов в ближайшее время.

Третейские суды превращаются в арбитражные учреждения

Законом об арбитраже вводится ряд новых понятий, а также корректируются уже существующие (ст. 2 закона об арбитраже). Так, понятия «арбитраж» и «третейское разбирательство» указаны в законе как синонимы и подразумевают процесс разрешения спора третейским судом и принятия им решения (арбитражного решения). При этом третейским судом будет называться единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретное дело, а не постоянно действующий орган, созданный для рассмотрения споров. Надо отметить, что многие эксперты недовольны такими изменениями. «Попытка перейти к использованию исторического термина «арбитраж» и его производных в тексте отдельно взятого закона, то есть изолированно от остальной нормативно-правовой базы, привела только к смешению терминологии и путанице. Так, отныне схожи до степени смешения термины «решение арбитражного суда» и «арбитражное решение», «арбитражный суд» и «арбитраж», по-прежнему относящиеся совершенно к разным областям: области государственного судопроизводства и альтернативного разрешения споров соответственно», – считает член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата» Дмитрий Волосов.

С сентября текущего года на смену третейским судам как учреждениям придут постоянно действующие арбитражные учреждения. Именно они будут на постоянной основе осуществлять функции по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства и распределению арбитражных сборов.

Важно, что арбитражные учреждения будут образовываться только при НКО, причем не при всех – не допускается их создание при государственных и муниципальных учреждениях, госкорпорациях, государственных компаниях, политических партиях, религиозных организациях, а также адвокатских образованиях, адвокатских и нотариальных палатах (ч. 2 ст. 44 закона об арбитраже). Сторонники этого новшества отмечают, что данное положение было утверждено, чтобы не допускать образования так называемых «карманных» третейских судов – третейских судов, аффилированных с одним из участников разбирательства (коммерческой организацией). «Существующий «легкомысленный» подход к созданию третейского суда, который считается образованным после того, как юридическое лицо приняло решение о его организации, утвердило положение о нем и список третейских судей, – привел к тому, что вместо объективного, независимого и беспристрастного судебного разбирательства все, кто хотел, образовали свои «карманные» суды, которые априори выносят решение в пользу конкретной стороны. Этим очень любили грешить банки, составляя кредитный договор с кабальными условиями и дикими процентами и определяя подсудность спора в «карманном» третейском суде, решение которого обязательно и обжалованию не подлежит», – подчеркивает управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП» Кира Гин-Барисявичене.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Высшие суды оценивают объективность решений «карманных» третейских судов по-разному. ВАС РФ считал решения аффилированных третейских судов необъективными и отказывал в выдаче исполнительных листов на их принудительное исполнение. ВС РФ и КС РФ, напротив, полагали и полагают, что сам по себе факт учреждения третейского суда при организации, являющейся стороной спора, не может быть основанием для отмены его решений.

Вероятно, чтобы предотвратить возникновение подобных сомнений в независимости арбитражных учреждений, которые будут созданы по новым правилам, в законе об арбитраже закреплено положение о недопустимости конфликта интересов при осуществлении деятельности этими учреждениями (ст. 46 закона об арбитраже). Так, определено, что конфликт интересов имеет место, например, когда арбитражное учреждение осуществляет администрирование арбитража, одной из сторон которого является НКО, при которой это учреждение создано, либо учредитель или участник такой организации (за исключением НКО с числом участников более 100). Однако никаких конкретных последствий рассмотрения дела при наличии конфликта интересов закон об арбитраже не устанавливает. Более того, он содержит оговорку о том, что арбитражный суд не может отменить арбитражное решение или отказать в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение только на основании того, что имел место конфликт интересов (ч. 4 ст. 46 закона об арбитраже).

Ряд экспертов, которые выступали против принятия закона об арбитраже в таком виде, в котором он был принят, считают, что документ ставит арбитражные учреждения в другую зависимость – зависимость от государства, поскольку для их создания НКО нужно будет получать разрешение Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже). Нужно отметить, что главная роль в принятии решения о возможности создания арбитражного учреждения при конкретной НКО отведена Совету по совершенствованию третейского разбирательства, который будет создан при Минюсте России. Именно на основании его положительной рекомендации правительство будет предоставлять НКО право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. В состав данного Совета войдут представители органов государственной власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, а также юридического, научного и предпринимательского сообщества и иные лица (ч. 5 ст. 44 закона об арбитраже). При этом лица, замещающие государственные должности, и госслужащие не могут составлять более 1/3 состава совета. Важно, что отказ в предоставлении НКО права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения может быть обжалован в суд (ч. 10 ст. 44 закона об арбитраже).

Требования к НКО, при которой создается арбитражное учреждение

Какие документы НКО должна будет предоставить для решения вопроса о возможности создания арбитражного учреждения, предстоит определить Минюсту России. Однако общие требования, которым должна соответствовать НКО, уже установлены (ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже). Так, будет проверяться, достоверна ли представленная информация об организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, ее учредителях и участниках, позволяет ли ее репутация и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей обеспечить высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения.

Дмитрий Волосов, член правления некоммерческого партнерства «Национальная третейская палата», эксперт Юридического сервиса 48Prav.ru:

«Самым регрессивным элементом нового закона представляется встроенный в его текст механизм государственного регулирования создания третейских судов. Данное явление уже получило наименование «огосударствления» третейского разбирательства. Благодаря проведенной реформе третейское разбирательство, изначально появившееся как институт гражданского общества и один из цивилизованных внегосударственных способов разрешения споров, фактически становится подконтрольно государству. Достаточно ознакомиться с положением п. 4 ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже, который не только предусматривает оценку при выдаче разрешения на осуществление третейского разбирательства такого качественного понятия, как репутация НКО, но и заставляет претендента доказывать, что его деятельность будет – в будущем времени (!) – развивать третейское разбирательство. Представляется незаконной и сама процедура получения некоего разрешения, являющегося квазилицензией на осуществление определенного вида деятельности, наличие которой законодательство о лицензировании не предусматривает в принципе».

Кроме того, на соответствие требованиям закона об арбитраже будут проверяться утвержденные НКО правила постоянно действующего арбитражного учреждения (уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража) и рекомендованный список арбитров. Указанными правилами должны быть определены, в частности, виды споров, которые администрирует арбитражное учреждение, требования к арбитрам, порядок ведения арбитража, а также фиксированный размер любых видов арбитражных сборов или правила их определения (ч. 4 ст. 45 закона об арбитраже). В рекомендованный список арбитров необходимо будет включить не менее 30 человек, причем треть или более этих арбитров должны иметь ученую степень и как минимум половина – опыт разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или судей государственных судов в течение не менее 10 лет, предшествовавших дате включения в рекомендованный список арбитров (ч. 3 ст. 47 закона об арбитраже). При этом один человек не может быть включен в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений, а перед включением в список определенного кандидата учреждение должно получить его письменное согласие.

Стоит обратить внимание и на то, как будут называться вновь создаваемые арбитражные учреждения. Запрещается использовать в их наименованиях словосочетания «арбитражный суд» и «третейский суд», если в результате такого использования полное наименование учреждения будет сходным до степени смешения с наименованиями судов РФ или сможет ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий данного учреждения (например, под запрет попадет, скорее всего, такое название, как «Арбитражное учреждение Московской области»). При этом в наименовании учреждения обязательно должно указываться полное или сокращенное наименование НКО, при которой оно создано (ч. 21 ст. 44 закона об арбитраже).

Виталий Матюнин, юрист юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг»:

«Ужесточение требований к созданию третейского суда, и, как следствие, увеличение себестоимости и времени его создания должно привести к уходу недобросовестных участников из данной сферы. Соответственно, практика, когда третейский суд не находится по своему юридическому адресу и когда единственный сотрудник суда – председатель, он же секретарь и единственный судья, не имеющий даже юридического образования, принимает решения по широкому кругу вопросов, исчерпает себя.

Хотелось бы также обратить внимание на наличие в новом законодательстве ответственности, вплоть до прекращения деятельности арбитражного учреждения по решению компетентного суда и по предписанию Минюста России (ч. 1, ч. 3-4 ст. 48 закона об арбитраже). Мы видим, к чему привело ранее отсутствие контроля за третейскими судами со стороны государства – к полной дискредитации данного института, концепция которого имеет признание в мировой практике. Остается надеяться, что возможность принудительного прекращения деятельности арбитражного учреждения не будет использоваться для подавления его независимости при принятии решений».

Арбитражные учреждения и государственные суды

Закон об арбитраже, по мнению его разработчиков, должен упорядочить процедуру создания арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, что приведет к повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства, а это в свою очередь позволит снизить нагрузку на государственные суды. С этой же целью, надо полагать, Законом № 409-ФЗ предусмотрена возможность передачи на рассмотрение третейским судам, администрируемым постоянно действующими арбитражными учреждениями, ряда корпоративных споров – ст. 225.1 АПК РФ дополнена соответствующей ч. 2 (п. 9 ст. 9 Закона № 409-ФЗ). «Признание большей части корпоративных споров арбитрабельными соответствует мировой практике и действительно позволяет надеяться, что участники правоотношений будут чаще обращаться именно в арбитраж, а не в государственный суд», – полагает Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург». А вот юрист юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры. Структурный и налоговый консалтинг» Виталий Матюнин считает, что никакой разгрузки государственных судов не произойдет. «На данный момент какая-либо единая достоверная статистическая база по количеству рассмотренных дел третейскими судами отсутствует. Однако считаю, что третейские суды в принципе не способны разгрузить государственные суды из-за недостаточной развитости данного института. После проведенной реформы, полагаю, количество рассмотренных третейскими судами дел будет еще меньше в связи с тем, что серьезное повышение требований к их формированию приведет к уходу с рынка не только недобросовестных участников, но и представителей небольших третейских судов», – подчеркивает он.

В то же время в законе об арбитраже предусмотрено, что государственные суды будут не только рассматривать дела об оспаривании арбитражных решений и о выдаче исполнительных листов на принудительное их исполнение, но и по заявлению лица, участвующего в третейском разбирательстве, выполнять функции содействия в отношении третейского суда – например, разрешать вопросы, связанные с назначением, отводом или прекращением полномочий третейского судьи (ст. 6 закона об арбитраже; гл. 30 АПК РФ дополнена соответствующим §3, ГПК РФ – гл. 47.1). «Один из минусов закона об арбитраже – некоторая странность в избрании арбитров. Так, если два арбитра не могут определиться с третьим, теперь можно обратиться за помощью в компетентный суд (п. 1 ч. 3 ст. 11 закона об арбитраже). Не вполне ясно, для чего привлекать именно суд и насколько это затянет процедуру, ведь к третейским судам часто прибегают именно за быстрым разрешением спора. Более того, функция по избранию арбитров представляется скорее административной, но никак не правоприменительной, которую призван исполнять суд», – отмечает Анастасия Расторгуева, партнер Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и Партнеры».

Кроме того, в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейский суд или сторона с его согласия может обратиться в суд с запросом об оказании содействия в получении доказательств (ст. 30 закона об арбитраже). Эксперты считают, что это, во-первых, не может не отразиться на независимости третейского суда, а, во-вторых, станет дополнительной нагрузкой для государственных судов.

Будут ли ликвидированы действующие третейские суды с 1 сентября?

C момента вступления в силу закона об арбитраже нормы Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» будут применяться только к тем третейским разбирательствам, которые были начаты и не завершены к этому моменту (ч. 7 ст. 52 закона об арбитраже). Однако оспаривание и приведение в исполнение арбитражных решений по этим спорам будет осуществляться уже по новым правилам.

Также в законе об арбитраже прямо прописано, что с 1 сентября текущего года постоянно действующие арбитражные учреждения создаются исключительно в установленном им порядке (ч. 11 ст. 52 закона об арбитраже). При этом определено, что порядок выдачи разрешений о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и порядок подготовки соответствующей рекомендации Советом по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте России должны быть установлены правительством в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона об арбитраже. В этот же срок кабинету министров необходимо определить и порядок депонирования в Минюсте России правил постоянно действующего арбитражного учреждения. Депонирование этих правил является обязательным условием допуска к администрированию споров арбитражными учреждениями, получившими разрешение Правительства РФ на осуществление третейского разбирательства (ч. 14 ст. 44 закона об арбитраже).

В течение года со дня, когда Правительство РФ примет соответствующие акты, существующие третейские суды должны будут получить правительственное разрешение на осуществление деятельности по администрированию арбитража, то есть ориентировочно – до 1 декабря 2017 года (если брать максимальный срок, предоставленный Правительству РФ для утверждения порядков). Поэтому при невыполнении этого условия и по прошествии указанного срока их деятельность будет признаваться незаконной (ч. 13 ст. 52 закона об арбитраже). А вот как создать новое арбитражное учреждение, например, в сентябре текущего года, пока не совсем понятно, поскольку неясно, будет Правительство РФ выдавать разрешения и до утверждения порядка их выдачи или нет.

Только двум учреждениям не нужно будет получать соответствующее разрешение Правительства РФ – Международному коммерческому арбитражному суду при ТПП РФ (МКАС) и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ (МАК) (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже). Тем не менее другие требования закона об арбитраже МКАС и МАК обязаны будут исполнить. В частности, до 1 февраля 2017 года они должны утвердить, разместить на своем сайте и депонировать правила постоянно действующего арбитражного учреждения, соответствующие требованиям закона об арбитраже. Кстати, ряд экспертов отрицательно оценивает введение единых правил для арбитража внутренних споров и международного коммерческого арбитража – согласно закону об арбитраже постоянно действующие арбитражные учреждения смогут администрировать и последний вид арбитража (п. 1 ч. 18 ст. 44 закона об арбитраже). «Если создание и функционирование третейских судов всегда входило во внутреннюю компетенцию государства, то вопросы международного коммерческого арбитража были предметом международно-правового регулирования. Россия участвует в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже и Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Образцом для регулирования деятельности международного коммерческого арбитража в России был Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже. Законодательство на основе данного типового закона принято в общей сложности в 67 государствах. Вряд ли международный коммерческий арбитраж в России нуждался в реформе», – отмечает д. ю. н., директор департамента судебной практики и юридического сопровождения юридической фирмы «Лигал Студио» Валентина Талимончик.

Таким образом, можно говорить о том, что несмотря на длительную подготовку реформы третейского разбирательства закон об арбитраже и Закон № 409-ФЗ подвергаются довольно серьезной критике со стороны экспертного сообщества. Новая стадия обсуждения законов начнется, вероятно, после того, как правительство утвердит порядок выдачи разрешений на осуществление арбитража, а Минюст России определит, как будут проверяться НКО, претендующие на создание арбитражных учреждений.

www.garant.ru

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ
«О третейских судах в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 ноября 2011 г., 29 декабря 2015 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Федеральный закон не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 г. N 137, в «Парламентской газете» от 27 июля 2002 г. N 140-141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3019

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» с 1 сентября 2016 г. нормы настоящего Федерального закона не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

base.garant.ru

102 ФЗ о третейских судах с последними изменениями

Третейский суд выполняет функции саморегулирования общества посредством решения споров, связанных с гражданско-правовыми отношениями. Особенности формирования данного судебного учреждения и его деятельность регулируется федеральным законом № 102-ФЗ.

Общие сведения

Федеральный закон № 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 21 июня 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 июля того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 24 июля 2002 года.

ФЗ-102 устанавливает порядок формирования и особенности работы третейских судов. В указанные инстанции, по соглашению сторон спора, могут направляться любые дела, касающиеся гражданских правоотношений. Исключение составляют дела, связанные с международным коммерческим арбитражем.

Настоящее законодательство состоит из 47 статей и 9 глав, регулирующих следующие положения:

  • Глава 1 устанавливают сферу деятельности закона, предусматривает порядок создания и осуществления деятельности третейских судов, а также правила направления в данные суды споров и нормы, которые применяются ими для решения конфликтов;
  • Глава 2 предусматривает требования к форме и содержанию третейского соглашения;
  • Глава 3 определяет правила формирования состава судебной коллегии, число судей, а также приводит перечень требований к арбитражному исполнителю и устанавливает его полномочия;
  • Глава 4 описывает особенности распределения расходов на разрешение споров;
  • Глава 5 устанавливает порядок осуществления арбитражного разбирательства;
  • Глава 6 предусматривает требования к принятию решений третейскими инстанциями;
  • Главы 7 и 8 были признаны утратившими силу;
  • Глава 9 содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу.

Решение споров в третейских судах производится на основании следующих принципов:

  • законность;
  • конфиденциальность;
  • независимость;
  • беспристрастность;
  • диспозитивность;
  • равноправие.
  • Статьёй 17 настоящего законодательства устанавливаются следующие компетенции третейского суда:

  • Суд вправе самостоятельно принимать решение о наличии или отсутствии компетенций для решения направленного ему спора;
  • Одна из сторон спора вправе подавать заявление об отсутствии полномочий арбитражного суда на решение направленного ему дела;
  • Стороны разбирательства могут заявлять о превышении компетенций посреднического суда, если в ходе решения спора были затронуты вопросы, которые выходят за рамки полномочий указанной судебной инстанции;
  • Если суду поступает заявление, указанное в предыдущих пунктах, он обязан рассмотреть его и принять соответствующее решение. Если в результате определяется, что решение спора выходит за рамки юрисдикции третейского суда, он отказывает в рассмотрении вопроса по существу.
  • Стороны спора могут самостоятельно выбирать нечётное количество судей для решения их вопроса. Однако если они не договорились по поводу данного положения, число судей устанавливается по умолчанию в количестве трёх человек..

    Третейский судья должен соответствовать следующим требованиям:

  • беспристрастность и незаинтересованность в исходе разбирательства;
  • наличие высшего юридического образования;
  • соответствие требованиям квалификации, предъявляемым по согласованию сторон или правилами судебного учреждения;
  • отсутствие привлечений к уголовной ответственности;
  • Также в качестве третейского судьи не может выступать физическое лицо, которое было лишено полномочий работника исполнительных или правоохранительных органов вследствие нарушений, которые несовместимы с профессиональной деятельностью.

    Последние изменения, внесенные в 102 ФЗ

    Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2015 года. В ходе изменений статьи 7 и 8 были признаны утратившими силу.

    Статьи 7 и 8, регулирующие порядок оспаривания решений третейских судов и порядок их исполнения соответственно, были упразднены в связи со вступлением в силу федерального закона № 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве)”.

    С началом действия нового законодательства об арбитраже, им осуществляется регулирование гражданско-правовых разбирательств, а ФЗ-102 был признан частично утратившим силу. Исключения составляет арбитраж, который начался и не окончился до момента вступления в силу ФЗ-382.

    Скачать закон о третейских судах в Российской Федерации

    Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 102-ФЗ от 24.07.2002 “О третейских судах в Российской Федерации” рекомендуется скачать документ по ссылке.

    lawlinks.ru

    Смотрите так же:

    • Полномочия судьи прекращаются в случае Прекращение полномочий судьи Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ в статью 14 настоящего Закона внесены изменения Статья 14. Прекращение полномочий судьи 1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по […]
    • Залог здания с долей земельного участка Особенности ипотеки земельных участков Институт ипотеки – активно развивающийся продукт современной экономики. Без его надлежащего развития не приходится говорить о существования нормальной рыночной экономики, поскольку ипотека, в первую очередь, является важнейшим инструментом кредита. […]
    • Покупка части квартиры на средства материнского капитала Как правильно выкупать доли в квартире у родственников? Подробная схема с нюансами, основные варианты и этапы выкупа долей в квартире. ○ Порядок продажи доли в квартире родственнику. Законодательный порядок реализации доли подразумевает необходимость предоставления возможности […]
    • Граждане лнр в рф В Госдуму внесен законопроект о свободном трудоустройстве жителей ЛНР и ДНР Группа сенаторов и депутатов от Крыма внесла в Госдуму законопроект, позволяющий жителям самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик работать на территории России без патента и специального […]
    • Закон о страховании ипотеки Страхование ипотеки (ипотечное страхование) В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" при заключении ипотечного договора должно быть предусмотрено страхование заложенного имущества и ответственности заемщика за […]
    • Обеспечительный меры в арбитражном процессе образец заявления Арбитражный суд Кировской области Образец заявления об обеспечении исковых требований Арбитражный суд Кировской области 610017, г .Киров, ул.К.Либкнехта,102 Истец: ___________________________ (наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) Адрес: […]
    • Стандартный приказ Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 3 февраля 2015 г. № 164 “Об утверждении формы свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений” (не вступил в силу) В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об […]
    • Образец заявления на возмещение от фсс Образец заявления на возмещение от фсс З аявление на возмещение средств из ФСС РФ (образец). ООО «Пути успеха Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Измайловская 6, оф.4, рег. номер в ФСС РФ 7701856987 Директору Филиала №2 Фонда социального страхования Заявление о возмещении расходов по […]